ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
с участием помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Волковой М.Н.,
при секретаре Шиловой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1881/2012 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Калугину И. О. о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Калугину И.О. о признании деятельности ИП Калугина И.О. с нарушением лицензионных требований и условий, выражающихся в отсутствии: плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; учета неисправностей транспортных средств и их устранения; графиков работы водительского состава, документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей; оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов; лица, ответственные за безопасность дорожного движения, должностных инструкций, незаконной. Обязать ИП Калугина И.О.: разработать план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, п. 4 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; организовать учет неисправностей транспортных средств и их устранения, п. 6 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечить регистрацию и оформление путевой документации в журнале регистрации путевых листов, п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, разработать должностные инструкции, п. 2.2 Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994 года "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте".
В обоснование требований прокурор указал, что при проведении проверки установлено, в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, осуществляемая ИП Калугиным И.О., по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более "..." человек, подлежит обязательному лицензированию. Калугину И.О. на праве собственности принадлежат транспортные средства марки N, гос. регистрационный номер N, N. Калугин И.О. имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек N N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 2,7 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ИП Калугин И.О., как лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности, то есть при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более "..." человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП). В ходе проверки деятельности ИП Калугина И.О. выявлены вышеуказанные нарушения лицензионных требований и условий. ИП Калугин И.О., нарушая установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований.
В судебном заседании помощник прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Волкова М.Н. заявленные исковые требования уточнила, указала, что в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность осуществляемая ИП Калугиным И.О., по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более "..." человек, подлежит обязательному лицензированию. Калугину И.О. на праве собственности принадлежат транспортные средства марки "...", государственный регистрационный номер N, N. Калугин И.О. имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки деятельности ИП Калугина И.О. выявлены нарушения лицензионных требований и условий: в нарушение п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" отсутствует план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; в нарушение п. 1 ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" не организован учет неисправностей транспортных средств и их устранения; в нарушение п. 1 ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" отсутствуют графики работы водительского состава, документация по учету рабочего времени и времени отдыха водителей; в соответствии с п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Согласно п. 18 Приказа оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет. В нарушение указанных требований ИП Калугиным И.О. не обеспечено в соответствии с действующими требованиями регистрация и оформление путевой документации; не назначено лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, не разработаны должностные инструкции, что является нарушением п. 2.2. Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994 года "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте". ИП Калугин И.О., нарушая установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований. С учетом изложенного, просит признать деятельность ИП Калугина И.О. с нарушением лицензионных требований и условий, выражающихся в отсутствии: плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; учета неисправностей транспортных средств и их устранения; графиков работы водительского состава, документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей; оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов; лица, ответственного за безопасность дорожного движении, должностных инструкций, незаконной. Обязать ИП Калугина И.О.: разработать план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; организовать учет неисправностей транспортных средств и их устранения, п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; разработать графики работы водительского состава, документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей, п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; обеспечить регистрацию и оформление путевой документации в журнале регистрации путевых листов, п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, разработать должностные инструкции, п. 2.2. Приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994 года "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте".
В судебное заседание ответчик ИП Калугин И.О. не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, причину не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял (л. д. 33).
Суд находит извещение ответчика по месту регистрации надлежащим и его неявку в судебное заседание неуважительной. Ответчик, не снимаясь с регистрационного учета, сохраняет за собой право пользования квартирой. Следовательно, сохраняет права и обязанности по получению почтовой корреспонденции. В противном случае действия ответчика приведут к затягиванию рассмотрения спора, что противоречит задачам гражданского судопроизводства на своевременное рассмотрение и разрешение гражданского дела (ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в установленные ст.154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки.
При таких обстоятельствах и с согласия представителя истца дело рассмотрено в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, один из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 года N 196-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным закономобязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу п. 4 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 года N 196-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 года N 152 (зарег. в Минюсте РФ 08.10.2008 года N 12414) "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
В силу п. 2.2. Приказа Минтранса Российской Федерации N 15 от 30.03.1994 года (зарег. в Минюсте 04.05.1994 года N 554) "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке (совместный приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.94 N 13/11). Разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.
В соответствии с подп.24 п. 1 ст. 12, ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) "О лицензировании отдельных видов деятельности", должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право: запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны: исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.
Судом установлено, что Калугину И.О. выдана лицензия N N на перевозку пассажиров автомобильными транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на период с "..." года по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12). Выдано свидетельство о государственной регистрации Калугина И.О. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный N (л.д. 14).
Из акта проверки по соблюдению требований нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что организация работы ИП Калугина И.О. по обеспечению безопасности дорожного движения не отвечает требованиям действующего законодательства (л.д.10).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений по обеспечению безопасности дорожного движения, в соответствии с действующим законодательством, и вызывают необходимость возложения обязанности по устранению допущенных нарушений.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений следует установить в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206, 209, 233-237, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя Калугина И. О. с нарушением лицензионных требований и условий, выражающихся в отсутствии:
- плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; учета неисправностей транспортных средств и их устранения;
- графиков работы водительского состава, документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей;
- оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов;
- лица, ответственного за безопасность дорожного движении, должностных инструкций, незаконной.
Обязать индивидуального предпринимателя Калугина И. О. в срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- организовать учет неисправностей транспортных средств и их устранения;
- разработать графики работы водительского состава, документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей;
- обеспечить регистрацию и оформление путевой документации в журнале регистрации путевых листов;
- назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, разработать должностные инструкции.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - З.С. Фефелова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.