Ленинский районный суд гор. Владимира в составе:
председательствующего судьи Фирсовой И.В.,
при секретаре Шиндаковой Е.А.,
с участием:
представителя истца Бурмистрова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8);
представителя ответчика военного комиссариата Владимирской области Куприной А.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28);
представителя ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области" Козлова М.В., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова Д.В. к военному комиссариату Владимирской области, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области" о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения и возложении обязанности по выплате компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Абрамов Д.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Владимирской области, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области" /далее ФКУ "УФО МО РФ по Владимирской области"/ о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения и возложении обязанности по выплате компенсации. В обоснование иска указал, что до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением пригодным для постоянного проживания не обеспечен и вынужден снимать жилое помещение для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ он проживает на условиях поднайма в квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Он обратился с письменным заявлением в военный комиссариат Владимирской области о выплате компенсации за наем, однако ответчиком решение о выплате ему компенсации за наем жилого помещения до настоящего времени не принято.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П, Абрамов Д.В. просит: признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с ДД.ММ.ГГГГ; обязать военный комиссариат Владимирской области выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ФКУ "УФО МО РФ по Владимирской области" судебные расходы в сумме .... руб.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.26). Представитель истца Бурмистров А.В. исковые требования подержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель военного комиссариата Владимирской области Куприна А.В. с иском не согласилась, указав, что п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" а также п.4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, предусматривают возможность выплаты компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Истец встал на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях после 1 января 2005 года, в связи с чем денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплате не подлежит.
Представитель ФКУ "УФО МО РФ по Владимирской области" Козлов М.В. с иском не согласился, указав, что ФКУ "УФО МО РФ по Владимирской области" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.27).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца, третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что согласно выписке из приказа Министра Обороны Российской Федерации ..... Абрамов Д.В. досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья) с зачислением в запас и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат "адрес" (л.д.11). В настоящее время Абрамов Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате "адрес" (л.д.13).
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось и подтверждается распечаткой с официального сайта Министерства обороны Российской Федерации /Единый государственный реестр данных по жилью для военнослужащих/ (л.д.31), решением .... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34), что Абрамов Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Истец зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.12). С ДД.ММ.ГГГГ Абрамов Д.В. проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" на основании договора поднайма от ДД.ММ.ГГГГ сроком на .... года и на основании договора поднайма от ДД.ММ.ГГГГ сроком на .... года (л.д.15,16).
Согласно письму Врид директора жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Абрамову Д.В. ДД.ММ.ГГГГ распределено жилое помещение в "адрес" (л.д.32).
По мнению суда, истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения с момента заключения договора социального найма до даты фактического обеспечения жилым помещением. При этом суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации признал право на получение оспариваемой компенсации, в том числе и в отношении граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет после 01 января 2005г.
Ссылку представителя военного комиссариата Владимирской области на п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
Пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Однако решением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.
С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением.
При этом право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является военный комиссариат Владимирской области, поскольку Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей предусмотрено, что выплата указанной компенсации осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Действиями ФКУ "УФО МО РФ по Владимирской области" права истца не нарушены, в связи с чем в иске к данному ответчику надлежит отказать.
Таким образом, за Абрамовым Д.В. подлежит признанию право на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с ДД.ММ.ГГГГ Требование о возложение на военный комиссариат Владимирской области обязанности выплачивать Абрамову Д.В. ежемесячную денежную компенсацию за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с ДД.ММ.ГГГГ также подлежит удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установлено, что в связи с рассмотрением настоящего дела истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. (л.д.7).
Кроме того, интересы истца при рассмотрении настоящего дела представлял Бурмистров А.В. на основании доверенности (л.д.8) и договора поручения об оказании юридических услуг (л.д.22). Из расписки на обороте указанного договора следует, что Бурмистров А.В. получил с Абрамова Д.В. в счет исполнения договора об оказании юридических услуг .... руб. С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности ходатайство о взыскании расходов по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению частично в сумме .... руб.
Всего в возмещение судебных расходов с военного комиссариата Владимирской области в пользу истца подлежит взысканию .... руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абрамова Д.В. к военному комиссариату Владимирской области удовлетворить.
Признать за Абрамовым Д.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с .....
Обязать военный комиссариат Владимирской области выплачивать Абрамову Д.В. ежемесячную денежную компенсацию за наём жилого помещения на семью в составе одного человека с .....
Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Абрамова Д.В. судебные расходы в сумме .... руб. ....
Абрамову Д.В. в иске к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Владимирской области" отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья.Подпись.
Верно.
Судья И.В.Фирсова
Секретарь Е.А.Шиндакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.