Судья Меньшова О.А.
Дело N 11-1488
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Кировой Т.В., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Потехиной Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кировой Т.В.
дело по апелляционной жалобе представителя Клещева О.В. - Тонких А.К.
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2012г.,
которым постановлено:
В удовлетворении иска Клещева О.В. к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения комиссии, обязании включить в списки получателя государственного жилищного сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Клещев О.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании незаконным решения комиссии, обязании включить в списки получателя государственного жилищного сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование иска указал, что 12.07.2011г. истец был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по ограниченному состоянию здоровья, с 26.04.2011г. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 70 МЧС России", был признан в установленном порядке участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2012г.
Истцу было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, а также было отказано во включении в состав участников подпрограммы и он был исключен из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Ссылаясь на незаконность действий ответчика, истец просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, признать незаконным и отменить решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в части не включения истца в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г.; признать незаконным и отменить решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в части исключения истца из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; обязать ответчика включить истца в списки получателей государственного жилищного сертификата, обязать ответчика оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
Представитель истца Тонких А.К. в судебное заседание явился, требования и обстоятельства заявленных требований поддержал.
Представитель ответчика Зеленов А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Представитель третьего лица администрации г.Байконур в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
20 ноября 2012г. Останкинский районный суд г..Москвы постановил решение об отказе в удовлетворении иска Клещева О.В.
В апелляционной жалобе представитель Клещева О.В. просит его отменить и принять по делу новое решение, поскольку, по его мнению, суд не установил правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также нормы, которыми следует руководствоваться при разрешении возникшего между ними спора; суд не определил и не установил значимые для дела обстоятельства, а установленным обстоятельствам дал неверную правовую оценку.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" повторно излагает обстоятельства дела, указывает на незаконность требований Клещева О.В., считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Клещева О.В. - Тонких А.К., представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Зеленова А.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Судом установлено, что 11.05.2011г. комиссией по учету сотрудников ГУ "Специальное управление ФПС N70 МЧС России" в качестве лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории РФ Клещев О.В. принят на учет очередников, из числа сотрудников ГУ "Специальное управление ФПС N 70 МЧС России" нуждающихся в улучшении жилищных условий с одновременным включением его в списки очередников, имеющих право на обеспечение жильем с 26.04.2011г.
Судом также установлено, что майор внутренней службы Клещев О.В. уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по учету сотрудников ГУ "Специальное управление ФПС N 70 МЧС России" от 09.09.2011г., Клещев О.В. включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.
Также из материалов дела следует, что согласно выписки из протокола заседания комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.05.2012г., Клещеву О.В. отказано во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г., он исключен из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, поскольку принятие на учет сотрудников ФПС в системе МЧС России после 01 марта 2005г. осуществляется только на служебные жилье, предоставляемое на время прохождения службы. Признание нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии со ст.51 ЖК РФ осуществляется на общих основаниях.
Во исполнение приказа МЧС России от 25.07.2011г. N398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 01 октября 2011г. на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России возложены функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей.
ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, а также предоставлением им указанных жилых помещений. Управление не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" с 2011-2015 г." обязательство государства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также по выдаче государственного жилищного сертификата осуществляется только в отношении тех сотрудников, которые были приняты на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на общих основаниях.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г." установлено, что право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, исходя из анализа норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник ГПС должен отвечать одновременно следующим требованиям:
-признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
-содержание за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более;
-увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Однако, суд пришел к выводу, что истец не отвечает установленным законодательством требованиям, в частности не признан нуждающимся в установленном законом порядке, при этом суд исходил из следующего.
В связи с введением в действие ЖК РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ.
Согласно ст.5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖФ РФ данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учет до 01 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖФ РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно вышеуказанным законодательным нормам военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащие и сотрудники противопожарной службы, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005г. продолжают сохранять право состоять на таком учете.
Вступившим в силу с 01 марта 2005г. ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст.49, 51-52 ЖК РФ.
Из указанных норм закона следует, что отнесение гражданина к иной категории лиц, не предусмотренных ч.2 ст.49 ЖК РФ, признанных по установленным жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также, основания постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма гражданина, подавшего такое заявление не по месту жительства, после 01 марта 2005г., должны быть установлены соответствующими законами или указами Президента РФ.
Вместе с тем, предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России, принятым на учет после 01 марта 2005 г., законодательными актами, не установлено.
Как усматривается из материалов дела, факт того, что до 01 марта 2005г. истец с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался, истцом не оспаривается.
С учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, поскольку истец не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (не поставлен органами местного самоуправления на соответствующий учет), решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" об исключении истца из списка сотрудников, имеющих право на государственный жилищный сертификат соответствует закону.
Отсутствие права у ФГКУ "Специальное управление ФПЧС N70 МЧС России" принимать истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2010г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти не отнесены функции по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанное требование подтверждается постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", Указом Президента РФ от 11 июля 2004г. N868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказом МЧС России от 01 октября 2004г. N458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004г. N868, Приказом МЧС России от 01 октября 2004г. N458 к полномочиям МЧС России, территориального органа не отнесены полномочия по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На указанные органы возложены лишь полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с Порядком учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12.01.2012г. N5, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" организует работу по постановке на учет сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, и предоставлению указанных жилых помещений.
Таким образом, законодатель фактически с учетом положений ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", согласно которым, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют свое право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют свое право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, определил различные социальные гарантии, для лиц проходящих службу в органах ФПС МЧС России.
Кроме того, в соответствии с п.п. "д" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе: граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г.Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имеющие жилья на территории РФ.
При этом отсутствие в структуре администрации г.Байконур жилищно-бытовой комиссии юридического значения не имеет, поскольку жилищно-бытовая комиссия самостоятельным юридическим лицом не является и вследствие этого не обладает самостоятельной гражданско-процессуальной право- и дееспособностью.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о законном отказе в удовлетворении требований истца, поскольку сотрудники федеральной противопожарной службы принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01 марта 2005г., сохраняют свою очередность на получение жилого помещения до договору социального найма, в том числе право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам. Принятие на учет сотрудников ФПС в системе МЧС России после 01 марта 2005г. осуществляется только на служебное жилье предоставляемое на время прохождения службы.
Истец Клещев О.В. поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в МЧС России с 19 апреля 2011г.
Следовательно, истец не может быть обеспечен государственным жилищным сертификатом в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку он не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска Клещева О.В. о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения комиссии, обязании включить в списки получателя государственного жилищного сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд правильно определил значимые для дела обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Клещева О.В. - Тонких А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.