Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.,
Судей: Ефремовой Л.Н., Черкуновой Л.В.
При секретаре: Сарайкиной Е.Д.
С участием прокурора Хлебниковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Мэрии г.о. Тольятти, Тарасова А.А. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 22 февраля 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовые отношения с Тарасовым А.А. по должности заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Мэрии г.о. Тольятти - Панкратовой О.В., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с иском о возложении обязанности на Мэрию г.о. Тольятти расторгнуть трудовой договор, заключенный с Тарасовым А.А., по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции".
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в мэрии г.о. Тольятти установлено, что 10.04.2012 года между мэрией г.о. Тольятти и Тарасовым А.А. заключен трудовой договор N 5753, согласно которому Тарасов А.А. принят на работу в мэрию г.о. Тольятти на должность муниципальной службы - заместитель мэра - руководитель аппарат мэрии. До назначения на должность заместителя мэра г.о. Тольятти Тарасов А.А. стажа муниципальной (государственной) службы не имел, имел стаж работы по специальности на других руководящих должностях менее 5 лет, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п.11 ст.77,84 ТК РФ.
В ходе прокурорской проверки установлены и иные основания для расторжения трудового договора с Тарасовым А.А.: в справке о доходах им не указаны полные сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах супруги Тарасовой М.С., несовершеннолетних детей Тарасова С.А., Тарасова А.А.
При подаче сведений об имуществе Тарасов А.А. не указал в числе объектов недвижимости, имеющихся в его собственности, 330/11762 доли в праве на объект незавершенного строительства площадью 789,6 кв.м. по адресу "адрес", квартиры площадью 184,6 кв.м. по адресу "адрес", не указал доход от продажи автоприцепа МЗСА. В составе доходов супруги Тарасовой М.С. ответчик не указал доход от продажи автомобиля Порш Кайен.
Эти нарушения затрагивают права государства, муниципального образования и неопределенного круга лиц. Прекращение трудового договора в данном случае является единственным способом устранения нарушений вышеуказанного законодательства.
В ходе судебного разбирательства прокурор г.о. Тольятти уточнил исковые требования, просил обязать мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с ответчиком Тарасовым А.А. по должности заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Судом постановлено указанное выше решение.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовые отношения с Тарасовым А.А. по должности заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти, суд исходил из того, что на момент назначения на должность заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти Тарасов А.А. не имел стажа муниципальной службы, а стаж работы по специальности на других руководящих должностях составлял менее 5 лет. Судом сделан вывод, что Тарасов А.А. на момент принятия на муниципальную службу не соответствовал квалификационным требованиям, что свидетельствует о нарушении закона и прав муниципального образования, в связи с чем, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, поэтому судом сделан вывод о том, что с таким работником договор подлежит прекращению по п. 11, ч.1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ.
Кроме того, суд пришел к выводу, что Тарасов А.А. не мог быть принят на муниципальную службу, и не может находиться на муниципальной службе в связи с тем, что представил недостоверные сведения о своем имуществе и доходах, и об имуществе и доходах своей супруги.
В апелляционных жалобах Мэрия г.о. Тольятти и Тарасов А.А. просят отменить решения, полагая, что судом были нарушены нормы процессуального права, и неправильно применены нормы материального права.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной инстанции.
Тарасов А.А. и его представитель извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор просил оставить решение без изменения.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статья 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Ст.6 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД (ред. от 06.06.2012) "О муниципальной службе в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) устанавливает, что для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2. Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
3. К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п Утвержден Перечнь квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти", разделом 1 которого установлены высшие должности муниципальной службы:
- первый заместитель мэра городского округа;
- заместитель мэра городского округа;
- руководителя аппарат мэра городского округа. Для замещения этих должностей установлены квалификационные требования:
по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности;
по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности на других руководящих должностях не менее 5 лет.
Судом установлено, что 09 апреля 2012 года между мэрией г.о. Тольятти и Тарасовым А.А. заключен трудовой договор N 5753 от 10.04.2012 года с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы. 10 апреля 2012 года мэрией г.о. Тольятти вынесено распоряжение N 726-р-а/1 "О приеме на работу Тарасова А.А.", в соответствии с которым Тарасов А.А. принят на работу на должность заместителя мэра-руководителя аппарата мэрии с 10.04.2012 года, на условиях срочного трудового договора на срок полномочий мэра.
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 10.04.2012 года N 726-р-а/1, трудовым договором N 5753 от 10.04.2012 года с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы от 09.04.2012 года и не оспариваются сторонами.
Судом установлено, что Тарасов А.А. не имел стажа муниципальной службы на момент назначения на должность заместителя мэра - руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти.
Из материалов дела видно, что 27.02.2010 года ГОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет" выдан диплом ВСТ 3490510 на имя Тарасова А.А., согласно которому 15.02.2010 года ему присуждена квалификация "Менеджер" по специальности "Государственное и муниципальное управление".
Судебная коллегия считает, что судом сделан верный вывод, что стаж работы Тарасова А.А. по специальности "Государственное и муниципальное управление" может исчисляться только после получения указанной специальности - с момента решения государственной аттестационной комиссии от 15.02.2010 года о присуждении Тарасову А.А. квалификации менеджер, ибо ранее Тарасов А.А не имел никакой специальности.
Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о наличии у Тарасова А.А. стажа работы по специальности, так как при отсутствии специального образования нельзя сделать вывод, что лицо, занимающее какие-либо должности, работает именно по специальности.
Доводы о том, что Тарасов А.А. работая директором ООО "Энерготехсервис" с 27.02.10 по 6.04.10, генеральным директором МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти" с 10.04.2010 года по 23.04.2010 года; с 27.04.2010 года по 08.11.2010 года генеральным директором МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства г.Тольятти"; с 09.11.2010 года по 11.05.2011 года генеральным директором ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти", с 12.05.2011 года по 31.08.2011 года генеральным директором ООО "Волжские коммунальные системы", с 01.09.2011 года по 06.04.2012 года в должности главный управляющий директор-руководитель Обособленного структурного подразделения в Самарской области ОАО "Российские коммунальные системы", выработал необходимый стаж на руководящей работе по специальности, и приобрел необходимый опыт работы, не могут быть приняты во внимание, так как при отсутствии специального образования нельзя считать, что стаж работы вырабатывается именно по той специальности, которая будет получена позднее.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что судом сделан верный вывод, что Тарасов А.А. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения высшей должности муниципальной службы.
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав г.о. Тольятти состоит в том, что на руководящую должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Ссылка в жалобе на решение комиссии по зачету стажа муниципальной службы N 185 от 14 декабря 2012 г., согласно которому Тарасову А.А. засчитаны в стаж муниципальной службы периоды его трудовой деятельности с 07.08.2006 г. по 06.04.12 г. - 5 лет в должностях директора в иных организациях и предприятиях, не может быть принята во внимание, поскольку данное решение принято комиссией после поступления Тарасова А.А. на муниципальную должность, стажа работы на муниципальных должностях Тарасов А.А. не имел до поступления на работу в мэрию г.о. Тольятти. Кроме того, председателем данной комиссии являлся сам Тарасов А.А., засчитавший сам себе в стаж муниципальной службы иные периоды работы. Л.д. 122.
В соответствии с требованиями перечисленных выше норм материального права, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, до их получения, поэтому судом сделан верный вывод о прекращении с таким работником трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ.
Подпунктами 1,8 п.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" в обязанность муниципального служащего вменена обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
В соответствии с п.1 ч.1, ч.8 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п. 6. Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 29.03.2010 N 710-п/1 "Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, и муниципальными служащими органов местного самоуправления городского округа Тольятти сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по формам справок, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера":
а) гражданами - при назначении на должности муниципальной службы в ОМС;
б) муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 21.12.2010 N 3762-п/1 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Он включает в себя должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
1) осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
3) осуществление надзорных и контрольных функций;
4) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов;
5) управление муниципальным имуществом;
6) осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений;
7) хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Пунктом 2.1. к группе высших должностей муниципальной службы относятся первый заместитель мэра городского округа и заместитель мэра городского округа.
В соответствии со ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации"
1. Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
5. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ).
Судом установлено, что 9.04.2012 года Тарасовым А.А., претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти, в мэрию г.о. Тольятти представлены справки о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также о тех же сведениях членов своей семьи - Тарасовой М.С. (супруги), несовершеннолетних детей Тарасова С.А., Тарасова А.А.
В нарушение требований законодательства о противодействии коррупции Тарасов А.А. не указал в в справках полные сведения.
Так, в разделе 2.1 справки Тарасов А.А. не указал, что является собственником 330/11762 доли в праве на объект незавершенного строительства площадью 789,6 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"; квартиры площадью 184,6 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Между тем наличие данного имущества подтверждается выпиской из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 13.09.2012 года N 09/910/2010-369.
Согласно разделу 3.1 и 3.2. выписки за Тарасовым А.А. 21.12.07 года зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 83%, объект находится в стадии строительства, площадью 789,6 кв.м., расположен по адресу: "адрес", вид права: общая долевая собственность, доля в праве 306/11762. Этот объект указан и в сведениях об имуществе ответчика.
Согласно разделу 4.1 и 4.2, 6.10.08 года за ним же зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 83%, объект находится в стадии строительства, площадью 789,6 кв.м., расположен по адресу: "адрес", вид права: общая долевая собственность, доля в праве 330/11762. Эти сведения в справке, поданной Тарасовым А.А. работодателю при приеме на работу, не указаны.
Доводы о том, что это один и тот же объект, но регистрирующим органом внесена лишняя запись вместо устранения описки, доказательствами не подтверждены, действия Росреестра ответчик не оспаривал и не оспаривает в настоящее время.
Согласно разделу 6.1 выписки, 18.01.08 года зарегистрировано право собственности ответчика на квартиру (жилое помещение), площадью 184,6 кв.м., расположенную по адресу: "адрес".
Суд обоснованно не принял во внимание доводы о том, что данное жилое помещение было отчуждено Тарасовым А.А. Колесникову Я.В. на основании договора купли-продажи от 15.06.2010 года за 4615000 рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество содержится информация о правах Тарасова А.А. на объекты недвижимости за период с 01.01.2011 г. по 13.09.2012 г.
Поскольку Тарасов А.А. обладал юридическими правами собственника на квартиру площадью 184,6 кв.м., расположенную по адресу: "адрес", то он обязан был внести данные сведения в справку о своих доходах.
В разделе 1 своей справки Тарасов А.А. не указал доход от продажи 1 автоприцепа МЗСА VIN N. Согласно истории АМТС автоприцеп МЗСА VIN N был снят с учета в связи с прекращением права собственности, так как был отчужден 18.01.2011 года на основании договора, совершенного в простой письменной форме. Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что этот объект не должен быть включен в подаваемые сведения, поскольку в силу давности приобретения (более 3 лет) не является объектом налогообложения, не основаны на действующем в период подачи сведений законе.
В разделе 1 справки Тарасовой М.С. ответчик не указал доход от продажи автомобиля "Порш Кайен". Согласно истории АМТС Тарасова М.С. являлась собственником автомобиля "Порш Кайен", 2006 года выпуска, который был продан 01.04.2011 года Гурьянову Д.Ю. на основании договора купли-продажи транспортного средства от 01.04.2011 года за 800000 рублей.
Суд правильно указал, что последующее приобретение иного имущества на денежные средства, вырученные от продажи автотранспортных средств, а также отсутствие обязанности уплатить налог на доходы физического лица, не освобождают от обязанности указать доход, полученный от реализации имущества, принадлежавшего претенденту на должность муниципального служащего и членам его семьи.
Доводы ответчиков об отсутствии корысти в действиях Тарасова А.А. не указавшего все виды полученных доходов и полный перечень имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку мотивы и цель данных поступков не имеют правого значения для наступления соответствующей ответственности муниципального служащего.
При установленных судом обстоятельствах прекращение Тарасовым А.А. муниципальной службы на основании трудового договора является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства.
Судебная коллегия считает, что судом обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что Тарасовым А.А. подана дополнительна декларация, поскольку установленные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки, а право подачи дополнительной декларации предоставлено муниципальному служащему при условии, что неполнота или неточность в требуемых сведениях была выявлена им самим (о чем прямо указано в нормативном акте).
То обстоятельство, что производство об административном правонарушении в отношении Тарасова А.А. прекращено также не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора, так как привлечение к гражданской ответственности муниципального служащего, в том числе и виде прекращения трудовых отношений, не ставится законом в зависимость от привлечения к административной либо уголовной ответственности.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционных жалоб в той части, что суд вышел за пределы исковых требований и не указал точную формулировку основания прекращения трудовых отношений, поскольку основанием иска явилось наличие обстоятельств, препятствующих осуществлению Тарасовым А.А. функций муниципального служащего. Суд, рассматривая требования прокурора, пришел к обоснованному выводу, что Тарасов А.А., при наличии установленных судом обстоятельств, не может выполнять функции муниципального служащего, и постановил правильное решение о возложении обязанности на Мэра г.о. Тольятти прекратить трудовые отношения с Тарасовым А.А., не нарушив при этом право работодателя и работника избрать основание для увольнения муниципального служащего в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Довод представителя мэрии г.о. Тольятти со ссылкой на распоряжение Мэра г.о. Тольятти от 26.04.2013 г. N 994-р-а/1 о прекращении трудового договора с Тарасовым А.А. по инициативе работника, в соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 77 ТК РФ, также не может служить основанием к отмене по существу правильного решения Центрального суда г. Тольятти от 22 февраля 2013 г., так как в апелляционном порядке проверяется законность решения, принятого с учетом обстоятельств, установленных судом на момент рассмотрения дела, в связи с чем, события, произошедшие после его принятия, сами по себе, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Доводы о нарушении прав мэрии, выразившихся в том, что суд, якобы, ненадлежащим образом провел досудебную подготовку и не провел предварительное судебное заседание, судебной коллегий не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов гражданского дела видно, что суд предоставил ответчикам возможность представить доказательства, и в полном объеме исследовал их. Проведение предварительного судебного заседания является правом, а не обязанностью суда.
Судебная коллегия считает, что судом правомерно отклонено ходатайство о проведении экспертизы специалистами Тольяттинского филиала Российской Академии народного хозяйства по вопросу исчисления стажа работы по специальности, поскольку в данном случае выяснение вопроса о том, выполнял ли Тарасов А.А. работу по специальности или нет при отсутствии высшего специального образования, носит правовой характер и не требует специальных познаний.
Доводы о том, что Тарасов А.А. качественно выполнял возложенные на него обязанности, также не могут быть приняты во внимание, ибо предметом данного спора является законность заключения трудового договора с Тарасовым А.А. на занятие должности муниципального служащего.
Доводы о несогласии с юридической оценкой действий Тарасова А.А. по предоставлению неполных сведений о своих доходах, имуществе, и об имуществе супруги и несовершеннолетних детей, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом в полном объеме установлены обстоятельства подачи Тарасовом А.А. не полных сведений об имуществе и доходах. Судом дана надлежащая оценка исследованным доказательствам в их совокупности, нормы материального права применены правильно.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что судом постановлено законное и обоснованное решение. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Основания для отмены решения судебной коллегией не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Мэрии г.о. Тольятти и Тарасова А.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.