Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Саладихановой С.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 11 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования "Табасаранский район" Гаджиева Г. на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 27 марта 2013 года, которым постановлено: "Иск Ханмирзаева К. А. удовлетворить частично. Взыскать с администрации МР "Табасаранский район" в пользу Ханмирзаева К. А. заработную плату в размере 15 807 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, всего в сумме 21 807 (двадцать одна тысяча восемьсот семь) рублей. В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Ханмирзаев К.А., работающий ведущим специалистом отдела муниципальной службы имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Табасаранский район", обратился в суд с иском о взыскании с администрации названного муниципального образования в его пользу 42 348 рублей, в том числе: 15 348 руб. - задолженность по заработной плате, 15 000 руб. - в возмещение морального вреда и 12 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя в данном деле. В обоснование иска указано, что действия ответчика, выразившиеся в уменьшении его заработной платы без его уведомления, являются принятыми в нарушение норм трудового законодательства. С января 2011 года его ежемесячная заработная плата составляла 15 259 рублей. В начале 2012 года ответчик незаконно уменьшил его заработную плату до 12 701 рубля. При этом ответчик не уведомил его о предстоящих изменениях его заработной платы. По данному вопросу он обратился в прокуратуру Табасаранского района и в государственную трудовую инспекцию РД. По итогам рассмотрения заявления действия ответчика были признаны незаконными, на ответчика возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ, его заработная плата была восстановлена. Он получил заработную плату в полном объеме по июнь 2012 года включительно. Однако заработную плату за июль - август 2012 года ему выплатили лишь 02.10.2012года, при этом он обнаружил, что его заработная плата повторно уменьшена: вместо положенных 15 259 рублей ему было начислено 12 701 руб., то есть, на 2558 руб. меньше положенного. Заработную плату за сентябрь, октябрь тоже выдали с большим опозданием и в уменьшенном размере, а за ноябрь ещё не выплатили. По состоянию на декабрь 2012 года размер недоплаченной заработной платы составляет 15 348 рублей (15 259 -12 701=2558) (2558х6 месяцев=15 348 руб.). Все его обращения о доплате невыплаченной части заработной платы ответчик проигнорировал, как и повторный протест прокурора района и указания государственной трудовой инспекции на неправомерность уменьшения заработной платы. В связи с этим он вынужден обратиться в суд с иском.
По штатному расписанию на 2011 год он за классный чин получал 3 468 рублей, то есть в таком же размере, что и должностной оклад. С 01.01.2012 года за классный чин оплату уменьшили до 910 руб., заработную плату с июля по декабрь 2012 г. ему начислили с уменьшением на 2558 руб. за каждый месяц, начиная с июля по декабрь 2012 года. На его обращение к представителю ответчика с вопросом, по какой причине понижен размер его заработной платы, ответчик сослался на постановление Правительства Республики Дагестан от 14.07.2010 N 252 (ред. от 13.09.2012) "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан", и на муниципальный правовой акт, изданный представительным органом муниципального образования "Табасаранский район", то есть Районным Собранием депутатов, устанавливающий конкретные размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим, а также порядок их осуществления. Однако Районным Собранием такой правовой акт не принимался.
Истец полагает, что неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред - физические и нравственные страдания, связанные с переживаниями из-за неправомерных действий ответчика по уменьшению и несвоевременной выплаты заработной платы, нехваткой денежных средств для удовлетворения его и его семьи нужд, вынужденным обращением к ответчику, в прокуратуру, государственную трудовую инспекцию, к адвокату за защитой своих нарушенных прав, свобод и интересов. Размер компенсации морального вреда истец оценивает в 15 000 рублей. С 1 января 2013 года он к ответчику каких-либо претензий не имеет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования "Табасаранский район" Гаджиев Г. просит об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ханмирзаева К.А. В обоснование жалобы указано, что Администрация муниципального образования "Табасаранский район" в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.07.2010г. N 252 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан", которым вносятся изменения в порядок исчисления заработной платы, в частности, устанавливается выплата за классный чин в размере 4-х окладов в год, произвела оплату труда по-новому после принятия соответствующих мер, предусмотренных в Трудовом кодексе РФ (ст. 74). Заинтересованные лица были заблаговременно в соответствии с действующим законодательством извещены об изменениях в порядке исчисления заработной платы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, как законное и обоснованное.
Как установлено судом первой инстанции, 01.07.2011г. Администрация муниципального образования "Табасаранский район" РД заключила трудовое соглашение с истцом, согласно которому Ханмирзаев К.А. назначен на должность ведущего специалиста отдела муниципальной статистики имущественных и земельных отношений администрации района, референта муниципальной службы на неопределенный срок. В соответствии с п. 10 договора ему установлен должностной оклад в размере 3 468 руб. в месяц с коэффициентом повышения заработной платы в соответствии с действующим законодательством. Изложенные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.
В штатном расписании муниципального образования "Табасаранский район" на 2011 год указана занимаемая истцом должность ведущего специалиста референта муниципальной службы 3 класса с должностным окладом в размере 3 468 руб., надбавкой за классный чин в размере должностного оклада - 3 468 рублей. Аналогичная должность имеется и в штатном расписании на 2012 год, однако надбавка за классный чин установлена в размере 910 рублей, то есть размер вознаграждения за классный чин по занимаемой истцом должности в 2012 году уменьшен ответчиком на 2 258 руб.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик в одностороннем порядке уменьшил размер выплачиваемой Ханмирзаеву К.А. надбавки за классный чин, чем нарушены требования трудового законодательства, законодательства, регламентирующего муниципальную службу.
Так, подпункт 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" также устанавливает муниципальным служащим гарантию в виде права на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, основанную на закрепленных в Трудовом кодексе РФ аналогичном принципе правового регулирования (ст. 2 ТК РФ), праве работника (ст. 21 ТК РФ) и корреспондирующей с ним обязанности работодателя по трудовому договору (ст. 56 ТК РФ).В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03. 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно из того, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 5 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ к числу существенных условий трудового договора относятся условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу ст. ст. 72, 74 трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных законом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изложенные выше требования работодателем не были соблюдены.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Администрация муниципального образования "Табасаранский район" в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.07.2010г. N 252 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан", которым были внесены изменения в порядок исчисления заработной платы, в частности, установлена выплата за классный чин в размере 4-х окладов в год, произвела оплату труда по-новому после принятия соответствующих мер, предусмотренных ст. 74 Трудового кодекса РФ, заинтересованные лица были заблаговременно в соответствии с действующим законодательством извещены об изменениях в порядке исчисления заработной платы.
Согласно ст. 22 Федерального закона oт 02.03.2007г. N 25-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из: должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенной выше нормы следует, что реализация работодателем правомочий по определению размера и условий оплаты труда муниципальных служащих требует соблюдения определенной процедуры. Однако ответчик не представил суду решение представительного органа муниципального образования "Табасаранский район", принятое во исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 14.07.2010г. N 252 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан" и послужившее основанием для уменьшения размера выплачиваемой истцу надбавки за классный чин в искомый период.
Из имеющегося в деле уведомления и.о. главы администрации муниципального образования "Табасаранский район" за N 48 от 14 февраля 2012 года, адресованному муниципальному служащему, следует, что при ознакомлении с данным документом 1 марта 2012 года Ханмирзаев К.А. в письменной форме выразил свое несогласие с новыми условиями оплаты труда, что подтверждает доводы истца об изменении работодателем существенных условий труда в одностороннем порядке. К тому же, как установлено судом первой инстанции, фактически изменение условий труда ответчик произвел с января 2012 года, то есть до направления уведомления муниципальным служащим.
Как видно из дела, действия ответчика были обжалованы Ханмирзаевым К.А. и другими муниципальными служащими прокурору Табасаранского района и в Государственную инспекцию труда в Республике Дагестан, которыми действия муниципального образования "Табасаранский район" признаны неправомерными, предложено устранить допущенные нарушения, после чего заработная плата истца и других муниципальных служащих была восстановлена (как указано в исковом заявлении Ханмурзаева К.А., по июнь 2012 года включительно ответчик выплатил ему денежное содержание в полном объеме), однако с июля 2012 года ответчика вновь стал выплачивать заработную плата в меньшем размере. Поскольку заработная плата за июль-август 2012 года была выплачена истцу в октябре 2012 года, а заработная плата за сентябрь 2012 года - в ноябре 2012 года, лишь с указанного времени истцу стало известно о повторном нарушении ответчиком его трудовых прав.
Согласно статьи 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть 1).
Исковое заявление Ханмурзаева К.А. поступило в Табасаранский районный суд 6 декабря 2012 года, то есть в установленный законом 3-месячный срок.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании недополученной им заработной платы (денежного содержания муниципального служащего).
Требования истца о возмещении морального вреда производны от его исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате. Поскольку вина ответчика в нарушении трудовых прав истца установлена, суд обоснованно взыскал в пользу Ханмурзаева К.А. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и 5 000 рублей в возмещение расходов истца на оплату услуг адвоката.
Решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя истицы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы главы администрации муниципального образования "Табасаранский район" являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Табасаранского районного суда от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования "Табасаранский район" Гаджиева Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.