Апелляционное определение Московского городского суда от 04 сентября 2013 N 11-25622/13
Ф/Судья: Иванов М.Н.
Дело N 11- 25622
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 сентября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Раскатовой Н.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Белоусовой Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. дело по апелляционной жалобе Петрова И.Г. на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление ОАО "РЖД" к Петрову И. Г., об освобождении земельного участка от постройки - гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги, - удовлетворить.
Обязать Петрова И. Г. освободить часть земельного участка с кадастровым N ***** от постройки - гаража N *****, расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги Октябрьской железной дороги на перегоне остановочных пунктов "Петровско - Разумовское - НАТИ" ***** км ПК ***** - ***** км ПК *****, в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Предоставить ОАО "РЖД" в случае неисполнения Петровым И. Г. решения суда, право самостоятельно осуществить действия по исполнению решения за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Взыскать с Петрова И.Г. в пользу ОАО "РЖД" расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере ***** рублей.",
установила:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с исковыми требованиями к Петрову И. Г. об освобождении земельного участка от временной постройки - металлического гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги, ссылаясь на то, что в полосе отвода Октябрьской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" вблизи улицы Линии Октябрьской железной дороги незаконно используется часть земельного участка под гараж N *****. Владельцем указанного металлического гаража N ***** является Петров И. Г. Поскольку металлический гараж был размещен в полосе отвода железной дороги, ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка, размещение сторонних землепользователей на арендуемой территории возможно только на основании договора субаренды, который не заключался, ответчиком металлический гараж установлен без законных на то оснований. Просит обязать Петрова И. Г. освободить часть земельного участка с кадастровым номером *****от временной некапитальной постройки - металлического гаража N *****, расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне остановочных пунктов "Петровско-Разумовское - НАТИ" ***** км ПК ***** - ***** км ПК ***** . Кроме того истец просил взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере ***** рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Петров И. Г. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признал, указав, что требования истца являются необоснованными.
Третье лицо РООА "ЛОЖД-АВТО", надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, в суд первой инстанции не прибыло, обоснований уважительности причин неявки не представило, в связи с чем суд считает возможным провести судебное заседание без участия указанного третьего лица.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ответчик Петров И.Г. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца ОАО "Российские железные дороги" - Юрьева М. А., ответчик Петров И.Г. в заседание судебной коллегии, состоявшееся 04 сентября 2013 года, явились.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца ОАО "Российские железные дороги" - Юрьевой М. А., ответчика Петрова И.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона РФ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги" предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "Российские железные дороги".
5 марта 2008 г. во исполнение Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" на основании распоряжения Территориального управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 197 "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду ОАО "РЖД" Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве и ОАО "Российские железные дороги" заключили договор аренды на земельный участок по адресу: ***** площадью ***** га., с кадастровым номером ***** для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. ***** данного договора границы участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору. Договор заключен (п. 2.1) на ***** месяцев ***** дней.
Поскольку земельный участок продолжает использоваться ОАО "РЖД" в отсутствие возражений со стороны арендодателя, то в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ договор аренды считается продленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земельный участок с кадастровым номером ***** относится к землям для эксплуатации и развития железных дорог, т.е. находится в полосе отвода железных дорог.
Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по г. Москве, кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра).
Судом установлено, что на части земельного участка под кадастровым номером ***** в полосе отвода Октябрьской железной дороги расположены металлические гаражи. Спорный металлический гараж N ***** также расположен на данном спорном участке. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции сослался на положения ст. 17 Земельного кодекса РФ, ст.4 ФЗ РФ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановление Правительства РФ "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", оценил представленные доказательства в совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и возложении на ответчика обязанности по освобождению земельного участка от принадлежащего ответчику металлического гаража N *****.
При этом суд правомерно указал, что доказательств предоставления земельного участка Петрову И.Г. в установленном порядке под размещение металлического тента ответчиком суду не представлено, судом не добыто. Договор на право пользования земельным участком ответчиком с ОАО "РЖД" не заключался.
Из объяснений представителя истца в судебном заседании усматривалось, что на выше указанном земельном участке предусмотрено строительство четвертого главного пути на участке Крюково-Москва Октябрьской ж.д. Металлический гараж N *****, как и другие гаражи, мешают строительству.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что у ответчика не возникло право на земельный участок, на котором установлен металлический гараж, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что спорный земельный участок использовался без договорных отношений, права ОАО "РЖД" нарушены, поскольку истец лишен права использования земельного участка по назначению, суд пришёл к верному выводу о том, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований ОАО "РЖД" об освобождении части земельного участка с кадастровым номером ***** от временной некапитальной постройки - металлического гаража N *****, расположенного в полосе отвода Октябрьской железной дороги участок на перегоне остановочных пунктов "Петровско-Разумовское - НАТИ" ***** км ПК ***** - ***** км ПК *****.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 206 ГПК РФ, обоснованно предоставил ОАО "РЖД" в случае неисполнения Петровым И. Г. решения суда право самостоятельно осуществить действия по исполнению решения за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.
В соответствие с положениями статьи 98 ГПК РФ, с ответчика также законно были взысканы в пользу истца судебные расходы в виде государственной пошлины в размере ***** рублей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается; апелляционная жалоба не содержит обстоятельств и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу ее доводы сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судом, что не является основанием для отмены судебного решения, а также основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.