Судья: Дорохина Е.М. Дело N 11-33306
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе Председательствующего Ворониной И.В.,
судей Лемагиной И.Б., Зельхарняевой А.И.,
при секретаре Надвидовой Л.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
дело по апелляционной жалобе Максимова Д.Ю.
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:
отказать Максимову Д.Ю. в удовлетворении предъявленных к ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" требований о возложении обязанности признать Максимова Д.Ю.и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении и поставить его и членов его семьи на жилищный учет в качестве имеющего право на социальную выплату,
установила:
Максимов Д.Ю. обратился в суд с заявлением к ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и просил возложить на Управление обязанность признать его и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении и поставить его членов его семьи на жилищный учет в качестве имеющего право на социальную выплату.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является сотрудником *** и ***г. с приложением всех необходимых документов подал в Управление рапорт о признании его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении и постановке на жилищный учет с целью последующего участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. и получения государственного жилищного сертификата. Однако решением комиссии Управления от ***г. в постановке на жилищный учет заявителю было отказано со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, тогда как данная ссылка и данное решение не основаны на законе.
Максимов Д.Ю. в суд не явился, направил письменные объяснения в отношении ранее представленных возражений Управления (л.д.75-81), его представитель Максимов М.Ю. (л.д.86) в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Морозова Е.В. полагала заявление необоснованным, поддержала ранее представленные письменные возражения (л.д.28-33).
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Максимов Д.Ю., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права при вынесении решения.
Максимов Д.Ю., его представитель Максимов М.Ю. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Балашова А.С., Носков Р.Ф. в суд явились, возражали против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Максимов Д.Ю. проходил службу в ФГКУ 1 ОФПС по Костромской области МЧС России и ***г. обратился в Управление с рапортом, где просил признать его нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) и принять на учет его и членов его семьи в целях последующего участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и получения государственного жилищного сертификата (л.д.56-57).
Решением комиссии Управления от ***г. в удовлетворении рапорта было отказано в связи с тем, что заявителем были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) в органы местного самоуправления по месту жительства Максимов Д.Ю. не обращался и, соответственно, решения по этому вопросу органом местного самоуправления не принималось.
Во исполнение приказа МЧС России от 25.07.2011г. N398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" с 01 октября 2011г. на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России возложены функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей. Во исполнение того же приказа все жилищные (учетные) дела сотрудников были переданы в Управление.
ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в соответствии с действующим законодательством занимается, в том числе, постановкой на учет и ведением учета в системе МЧС России сотрудников ФПС, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке, а также ведением учета в системе МЧС сотрудников, подлежащих обеспечению ГСЖ с последующей их выдачей, что отражено в Уставе Управления (л.д.35-49), а также следует из Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153, п.5 которых установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, в рамках подпрограммы имеют перечисленные в данном пункте категории граждан, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Управление не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий ни в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, ни в целях последующего обеспечения ГЖС. При этом заявитель Максимов Д.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не признан, а Управление правом и функциями по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не наделено.
Введенным в действие с 01 марта 2005г. ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст.49, 51-52 ЖК РФ.
В соответствии с п.3 ст.54 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004г. N868, Приказом МЧС России от 01 октября 2004г. N458 к полномочиям МЧС России, территориального органа не отнесены полномочия по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На указанные органы возложены лишь полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, которые уже признаны в установленном порядке (т.е. органом местного самоуправления) нуждающимися в жилых помещениях.
С учетом приведенных выше положений закона, поскольку Максимов Д.Ю. не был признан в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий (не поставлен органами местного самоуправления на соответствующий учет), а Управление такими функциями не наделено, суд пришел к выводу, что основания к удовлетворению его рапорта отсутствовали и отсутствуют.
То обстоятельство, что в оспариваемом решении Управления приведена ссылка на п.1 ч.2 ст.54 ЖК РФ, не имеет существенного значения, так как при отсутствии права на удовлетворение рапорта это право не могло быть нарушено Управлением вне зависимости от мотивировки принятого им решения.
В соответствии с Порядком учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12.01.2012г. N5, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" организует работу по постановке на учет сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, и предоставлению указанных жилых помещений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора судом первой инстанции верно установлены все значимые для дела обстоятельства дела, и верно применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о том, что после вступления в силу ЖК РФ сотрудники ФПС МЧС РФ для реализации права на получение государственного жилищного сертификата должны вставать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий исключительно в органах местного самоуправления, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти не отнесены функции по принятию на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вышеуказанное требование подтверждается Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказом МЧС России от 01 октября 2004 г. N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Так в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868, Приказом МЧС России от 01 октября 2004 г. N 458 к полномочиям МЧС России и его территориальных органов не относится принятие сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На указанные органы возложены лишь полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с Порядком учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным Приказом МЧС России от 12.01.2012 г. N 5, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" организует работу по постановке на учет сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, и предоставлению указанных жилых помещений.
Таким образом, законодатель с учетом положений ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" определил различные социальные гарантии для лиц, проходящих службу в органах ФПС МЧС России.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку сотрудники Федеральной противопожарной службы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01 марта 2005 г., сохраняют свою очередность на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам. Принятие на учет сотрудников ФПС в системе МЧС России после 01 марта 2005 г. осуществляется только на служебное жилье, предоставляемое на время прохождения службы.
Другие доводы жалобы фактически воспроизводят обстоятельства, на которых Максимов Д.Ю. фактически основывал свои исковые требования, они направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств по делу, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимова Д.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.