Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 12. Порядок формирования служб ЖКХ в сельской местности, ЗАТО и малых муниципальных образованиях

Приложение N 12

к Приказу Госстроя РФ

от 26 июня 1998 г. N 17-125/1

 

Порядок
формирования служб ЖКХ в сельской местности, ЗАТО и малых муниципальных образованиях

 

Общие положения

 

Проводимая реформа жилищно-коммунального хозяйства прежде всего направлена на наведение порядка и соответствия во всех процедурах функционирования исполнительной власти на местах по вопросам организации предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Особенностью содержания объектов социально-культурного назначения жилья и функционирования инженерной инфраструктуры в сельской местности является:

- отсутствие на местах специализированных жилищно-коммунальных предприятий;

- необходимость передачи этих объектов в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность";

- создание эффективных экономических механизмов управления передаваемых объектов и жилого фонда путем формирования договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Разрабатываемые рекомендации касаются, в первую очередь, городского хозяйства и имеющейся инфраструктуры города, используемой в том числе для предоставления всех видов жилищно-коммунальных услуг. Однако столь же ясного представления относительно механизмов реализации целевых направлений концепции реформирования ЖКХ на селе, малых муниципальных образований и ЗАТО пока не имеется. Целью данного порядка является выработка возможных вариантов формирования системы управления функционированием объектов инженерной инфраструктуры и служб жилищно-коммунального хозяйства, способных в большей или меньшей степени отвечать требованиям времени по вопросам повышения эффективности функционирования служб.

 

1. Особенности формирования структур управления жилищно-коммунальным хозяйством на селе, ЗАТО и малых муниципальных образованиях

 

Формирование структур управления жилищно-коммунальным хозяйством на селе, ЗАТО и малых муниципальных образованиях имеет свою специфику, связанную прежде всего с особенностями расположения этих территорий, плотностью населения, небольшими объемами работ, а также с отсутствием рынка производителей жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее основные принципы реформирования системы управления ЖКХ должны быть отражены в реализуемых органами местного самоуправления задачах развития жилищно-коммунального хозяйства этих территорий. Разделение функций собственника муниципального жилья (в лице администрации) и хозяйственных функций управления и обслуживания должно производиться вне зависимости от масштабов города. Это не всегда возможно реализовать прямо по аналогии с крупными городами, т.к. часто в сельской местности, ЗАТО и малых муниципальных образованиях существует одно многопрофильное предприятие, оказывающее комплекс услуг ЖКХ. Эти предприятия часто находятся на значительном удалении от большинства сельских поселений. Раньше функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг оказывали отдельные службы колхозов и совхозов, которые в настоящее время оказались в сложном финансовом положении и практически прекратили или резко снизили объемы и качество оказываемых ими услуг для жилого фонда. Учитывая то, что они были единственными своего рода предприятиями и, как правило, многопрофильными, необходимо организовать передачу их функций в муниципалитеты, определив новый статус этих предприятий.

Отсутствие конкуренции в этой сфере деятельности на селе и реальная ситуация с предоставлением ЖКУ на территориях малых МО предполагает, что расчленение таких многопрофильных ресурсоснабжающих предприятий на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. нецелесообразно. Поэтому должны быть предприняты организационные меры, предусматривающие создание условий для реализации основных задач и принципов функционирования предприятий ЖКХ на селе, ЗАТО и малых муниципальных образованиях, способствующих улучшению качества обслуживания через развитие конкуренции и регулирование отношений в системе заказчик-подрядчик, с соответствующим переоформлением и передачей предприятий в муниципальную собственность. Анализ ситуации с рынком услуг ЖКХ показывает, что, в принципе, огромная масса сельских специализированных предприятий оказалась невостребована из-за отсутствия финансирования для работ, которыми они занимались прежде. Однако оснащение предприятий специалистами и техникой дает возможность использовать их в качестве потенциальных подрядчиков для производства работ (услуг) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но при условии обязательной передачи в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры и жилого фонда.

Задача органов местного самоуправления на селе, ЗАТО и малых МО, в основном, аналогична деятельности более крупных муниципальных образований. Эта деятельность обусловлена прежде всего созданием структур, участвующих в управлении процессами предоставления населению полного объема жилищно-коммунальных услуг муниципальными предприятиями любыми другими предприятиями различных форм собственности. Муниципальная власть на местах традиционно принимает самое активное участие в организации снабжения населения водой, газом, теплом, вывозом мусора и решении проблем отвода сточных вод.

Деятельность муниципалитетов в сельской местности по объемам требуемых услуг населения регулируется численностью последнего и номенклатурой услуг, необходимых для существующего жилого фонда.

Главными проблемами в этой сфере деятельности можно выделить следующее:

- отсутствие критериев необходимости создания и функционирования структур управления и муниципальных предприятий, обслуживающих население;

- выбор оптимальных организационных структур для функционирования муниципальных предприятий в различных подотраслях ЖКХ;

- контроль за деятельностью и расходованием средств муниципальными предприятиями;

- отсутствие целенаправленной, рыночно и социально ориентированной методологии деятельности органов управления ЖКХ на перечисленных территориях;

- отсутствие условий и средств для формирования рынка подрядчиков на услуги ЖКХ на селе.

 

2. Выбор критериев необходимости создания и функционирования структур управления и обслуживания ЖКХ на местах

 

В части выбора организационных структур управления и формы собственности предприятий ЖКХ муниципалитетов (муниципальных образований) следует отметить, что они могут быть различными в зависимости от:

- размера муниципального образования и удаленности его от района;

- номенклатуры и качества необходимых услуг населению в сфере ЖКХ;

- затрат на предоставление услуг ЖКХ в данном муниципальном образовании;

- наличия районных и иных структур управления и предприятий ЖКХ, способных технологически выполнять функции по управлению и предоставлению услуг ЖКХ в конкретном муниципальном образовании.

Принципиально следует иметь в виду, что каждое предприятие, привлеченное или созданное для предоставления услуг ЖКХ, в том числе и муниципальное, должно обладать большей степенью хозяйственной самостоятельности, как и орган местного самоуправления, самостоятельно принимающий решение по организационной структуре управления ЖКХ и подбору подрядчиков или самостоятельно решающий проблемы предоставления услуг населению, проживающему на вверенной ему территории.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что структура управления определится, исходя из:

- площади муниципального жилья;

- численности населения, пользующегося услугами ЖКХ, оплачиваемых через структуры органов управления ЖКХ местного самоуправления;

- наличия собственной инженерной инфраструктуры предоставления всех или части услуг;

- наличия собственных или степени удаленности от районных центров, в которых сосредоточены предприятия ЖКХ, производящие разовые или постоянные услуги населению;

- стоимости содержания 1 кв. м жилья и каждой отдельной услуги ЖКХ (по сравнению с районной);

- наличия на территории предприятий других министерств и ведомств, способных осуществлять поставку услуг;

- общего объема финансовых средств в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг населением данного муниципального образования - иначе говоря, финансового эквивалента предполагаемого Муниципального заказа.

 

3. Выбор оптимальных организационных структур управления для осуществления процессов предоставления услуг ЖКХ и выполнения муниципального заказа

 

Опыт развития инфраструктуры управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в сельской местности и малых муниципальных образованиях в зависимости от уровня и объема предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и удаленности центров представляет несколько вариантов наиболее распространенных схем управления и организационных структур муниципальных предприятий в сфере ЖКХ.

Вариант 1 наиболее подходит для крупных районов с близко расположенными, крупными муниципальными образованиями. Единая служба заказчика и ее отделения в муниципальных образованиях. Предприятие, оказывающее услуги ЖКХ, единое юридическое лицо, подразделениями которого являются: центральная организация (административные функции, бухгалтерия и др.) и отраслевые структуры (по виду деятельности (отделы, службы)). В данном варианте общий муниципальный заказ формируется как сумма заказов отдельных муниципальных образований, контроль исполнения которого осуществляет единая служба заказчика через своих представителей на местах.

Вариант 2. Служба заказчика выстроена аналогично, но подрядчиками являются несколько юридических лиц, созданных по отраслевому принципу, каждое из которых осуществляет определенный вид деятельности, причем, возможно, что на выполнение конкретного вида деятельности претендует несколько подрядчиков, расположенных на территориях различных МО. Данный вариант позволяет использовать возможности бывших сельхозпредприятий на исполнение части муниципального заказа, создавая, таким образом, некую конкуренцию муниципальным многопрофильным предприятиям и отдельным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Вариант наиболее предпочтителен для развития конкуренции и демонополизации, как это отражено в "Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1613.

Вариант 3. Территориальный принцип построения административных служб управления и предприятия обслуживания в виде отделов по подобию "Волгоградского варианта". Служба заказчика на местах, в малых муниципальных образованиях, с одной стороны, является частью центральной организации управления выполнением муниципального заказа на данной территории, с другой стороны, это самостоятельные юридические лица, осуществляющие все функции, определенные Гражданским Кодексом Российской Федерации для юридических лиц. Рынок предприятий может быть, может не быть.

Вариант 4. Служба заказчика на территориях малых муниципальных образований и сельских поселений отсутствует, но имеются представители в виде диспетчера по всем вопросам предоставления услуг и их оплаты. Работы выполняются по плану отдельными предприятиями, а аварийные работы - созданной при службе заказчика или отдельно от нее аварийной службой по всем вопросам эксплуатации инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие разовые выезды на места.

Вариант 5. Коммунальное хозяйство сел принято в муниципальную собственность и передано районным администрациям - сельсоветам в оперативное управление, а обслуживание на договорной основе осуществляется сельхозпредприятиями. В этом случае районная администрация решает вопросы финансирования, обеспечения топливом, ремонта и замены оборудования и т.д.

Вариант 6. При небольшом количестве многоквартирных домов и объектов соцкультбыта в населенном пункте наиболее целесообразно без создания служб заказчика перевести объекты на автономное отопление с закреплением этих систем за руководителем этого объекта, создание товариществ собственников жилья с закреплением энергоустановок за руководителями ТСЖ.

Выбор той или иной структуры управления жилищно-коммунального хозяйства, исходя из критериев, описанных в пункте 2, дополняется не менее важным критерием - финансированием деятельности служб управления.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что коммунальные платежи (плата за оказание коммунальных услуг - водоснабжение, канализование, вывоз мусора и другие) составляют, в среднем, от 15 до 25% от совокупного дохода семьи. Тарифы на конкретные виды услуг являются едиными для всех потребителей услуг (юридических и физических лиц) данного поставщика.

Кроме того, они учитывают в составе своей структуры все виды необходимых затрат на их производство и предоставление, включая издержки управления процессами предоставления услуг и оплаты.

Договоры на оказание услуг предусматривают и необходимые санкции за несвоевременную оплату либо отказ от оплаты услуг. Крайней, но не исключительной мерой является прекращение оказания услуги (отключение от источников снабжения и др.) с одновременным взысканием, в том числе в случае необходимости, в судебном порядке сумм задолженностей.

Подобная система построена на принципе самоокупаемости деятельности муниципальных предприятий и полной оплате стоимости услуг потребителями. Немаловажным в реализации эффективного способа самоокупаемости является вопрос стимулирования экономии потребления тех или иных услуг, что, в принципе, не практиковалось широко, особенно в сельской местности. Однако введение муниципального заказа, определение его объема, механизма контроля исполнения и, особенно, расходования средств невозможно без реализации энергосбережения, установки приборов учета и контроля, что является основной функцией органов управления ЖКХ повсеместно, в том числе на селе, ЗАТО и малых территориальных образованиях.

 

4. Контроль за расходованием средств муниципалитетами и службами на реализацию муниципального заказа

 

Для организации контроля за расходованием средств муниципалитетами и службами на реализацию муниципального заказа в первую очередь должна быть детально проработана нормативная база.

Нормативная база должна быть утверждена органами местного самоуправления и включать следующие документы:

1. Постановление Главы администрации о формировании структуры управления ЖКХ с правами и обязанностями.

2. Муниципальный контракт на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

3. Договор на организацию работ по оказанию населению и другим потребителям жилищно-коммунальных услуг города, управлению, содержанию и ремонту объектов муниципальной собственности жилищно-коммунального назначения.

4. Договора с подрядчиками на отдельные виды услуг в рамках муниципального заказа.

5. Постановление Главы администрации "Об утверждении Положения о поставке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд".

6. Договор социального (или коммерческого) найма жилого помещения (с указанием собственников, указать исполнителей муниципального заказа).

7. Договора аренды нежилых помещений с указанием обязанностей арендаторов по возмещению расходов по эксплуатации мест общего пользования.

8. Муниципальный заказ, утвержденный Главой администрации.

9. Финансовый план.

10. Сметы финансирования по каждому исполнителю муниципального заказа.

11. Договора с Банком Управляющей организации по открытию транзитных счетов:

- по средствам квартплаты;

- по средствам коммунальных платежей;

- по бюджетным средствам.

Контроль использования средств на выполнение муниципального заказа организуется в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, а также в развитие Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым формирование и организация размещения муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг) осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов, в расходной части которых предусматривается финансирование муниципальных заказов.

Система контроля размещения заказа должна быть двухступенчатой. Низовая структура (местное самоуправление конкретной территории поселения) проверяет соответствие размещения заказа и осуществляет административно-правовой контроль в качестве заказчика или органа, осуществляющего размещение. Допускается соглашение между отдельными администрациями о передаче полномочий службе заказчика, объединенных для нескольких поселений, - это первая ступень. Вторая ступень - независимый контрольный (надзорный) комитет (комитет или департамент при администрации субъекта Федерации). Его функции на данном этапе сводятся к проверке законности решений по исполнению муниципального заказа и списанию средств, но не по существу вопроса.

Контроль целесообразно организовать по принципам, изложенным в пакете документов по формированию и исполнению муниципального заказа, утвержденном Приказом Госстроя России от "__" июня 1998 г. N __.

 

5. Порядок формирования служб управления в жилищно-коммунальной сфере, определяющих схемы предоставления услуг ЖКХ населению и контроль его исполнения

 

5.1. Определяется и подготавливается перечень нормативных документов, распоряжений и постановлений, необходимых для реализации муниципальной программы реформирования ЖКХ.

Составляется номенклатурный и финансовый план передачи объектов инженерной инфраструктуры и жилья в муниципальную собственность.

Составляется план реорганизации предприятий сельскохозяйственного или иного ведомственного подчинения, осуществлявших производство услуг коммунального назначения и ремонт жилищного фонда.

Оцениваются размеры муниципального жилья и объем коммунальных услуг, составляющих общий муниципальный заказ на данной территории муниципального объединения.

Составляется номенклатурный и финансовый план потенциальных поставщиков услуг и определяется:

- себестоимость услуг;

- экономически обоснованный тариф;

- объем услуг коммунального назначения, выполняемый предприятиями не данной муниципальной структуры;

- оценивается прожиточный минимум населения, федеральные (субъекты Федерации) стандарты стоимости услуг для жилого фонда, попадающего под категорию расчетной по федеральному стандарту, и величина дотаций из бюджета на компенсацию затрат по оказанию коммунальных услуг;

- принимается решение о создании определенной структуры управления при органе местного самоуправления, осуществляющей функции "Службы заказчика", исходя из критериев, рекомендованных в отношении численности служб заказчика, изложенных в "Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)".

Учитывая специфику малочисленности сельских поселений по сравнению с численностью, указанной в рекомендациях (50 - 150 тыс. человек), необходимо исходить из соотношения - один работник службы заказчика на 2000 - 4000 человек, но не более 5 человек в отделе или 1000 - 2000 человек, проживающих только в муниципальном фонде.

Численность службы заказчика (отдела) может быть определена исходя из другого подхода:

- фонд заработной платы создаваемого отдела, подразделения или "Службы заказчика" не должен превышать 2% от суммы собираемых коммунальных платежей, при уровне оплаты населением 35 - 50%. Например, месячные сборы квартплаты для 4-х стоквартирных домов муниципального жилья составляют, исходя из средней стоимости стандартной квартиры 200 руб. в месяц, 200 руб. х 400 = 80000 руб. Указанные проценты составят 1600 руб. в месяц. К этой сумме необходимо добавить 2% платежей с населения за коммунальные услуги по водоснабжению, вывозу мусора, электроснабжению, благоустройству территорий, если такие работы входят в затраты муниципалитетов и они в сумме составят общий фонд заработной платы службы заказчика. Установление администрацией ставок по оплате определят предельные размеры численности. Для развития самой службы и выработки политики заинтересованности ее в реализации политики эффективного функционирования ЖКХ на территории необходимо закреплять фонд оплаты труда и связывать его размер с результатами деятельности службы заказчика. Резервы выплаты могут быть оговорены в расходовании на: премию и развитие самой службы. Предположительная численность службы заказчика этого примера оценивается в 3 человека. Численность проживающего населения, в среднем, составляет 1200 человек, т.е. службу или отдел можно сократить до 1 - 2-х человек или 3-х человек, но с большими окладами на уровне прожиточного минимума. Глава местного самоуправления принимает окончательное решение в отношении численности службы заказчика, а следовательно, и по форме реализации данного подразделения (диспетчер, отдел, служба).

В случаях, когда население муниципальных образований, проживающее в муниципальном жилье, будет превышать 15 - 20 тысяч человек, целесообразно оформлять отдел или службу в юридическое лицо и наделять полномочиями на формирование и контроль исполнения муниципального заказа самостоятельно, как части Генеральной службы заказчика муниципального образования.

Опыт работы регионов рекомендует для сельских населенных пунктов с многоквартирными домами постепенный перевод последних на автономное теплоснабжение. Объекты водоснабжения передать в муниципальную собственность и на обслуживание (в том числе в хозяйственное ведение или оперативное управление) сельхозпредприятиям, предприятиям других ведомств или любых других форм собственности без создания отдельных участков муниципального предприятия районного масштаба по аналогии с вариантом 4.

При средних объемах теплоснабжения и водообеспечения населенного пункта оптимальным вариантом эксплуатации и содержания ЖКХ является создание участков от районных МУП ЖКХ, в том числе обслуживающих несколько близлежащих населенных пунктов в рамках модели управления по варианту 3 или 1.

Организация обслуживания в сельских и малых муниципальных образованиях при наличии большого количества объектов соцкультбыта и жилфонда и, особенно, большого объема предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, необходимо создание отдельных жилищно-коммунальных предприятий, работающих на договорной основе с районными службами заказчика или их представителями на территории местного самоуправления. Учитывая тот факт, что плотность сельских поселений и разбросанность их на территории района носит совершенно случайный характер, невозможно дать одну единственную схему, способную своими функциями перекрыть все возможные варианты этого многообразия поселений. Совершенно допустимо функционирование ЖКХ населенного пункта с совмещением элементов нескольких предложенных вариантов.

Однако на какой бы реальной схеме или их сочетании ни строилась система управления и обслуживания, функции формирования, финансирования и контроля исполнения муниципального заказа должны быть отделены от функций исполнения заказа договором 2-х или более сторон.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.98 N 536 органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано устанавливать для каждого муниципального образования нижний предел по нормативам отчислений от регулирующих доходов на долгосрочной основе (3 года) с целью предотвращения дискриминационных мер в отношении муниципальных образований, активно проводящих реформу ЖКХ.

Схемы вариантов формирования структур управления и обслуживания жилого фонда и его инфраструктуры прилагаются.

 

6. Формирование конкурентной среды и демонополизация сферы ЖКХ в сельской местности и малых муниципальных образованиях

 

Учитывая специфику организации управления и эксплуатации объектов ЖКХ на селе и малых муниципальных образованиях, конкурентную среду необходимо формировать, используя значительный потенциал таких организаций, как "Агропромэнерго", "Агропромтехника", "Агропромтехмонтаж", и других организаций министерств и ведомств, включая возможности эксплуатационных служб ЗАТО соответствующих министерств и ведомств.

Конкурсный отбор и контрактная система найма работников, начиная от "Служб заказчика" до работников муниципальных предприятий, должен стать обычным элементом организации управления ЖКХ не только сельских поселений и малых муниципальных образований, но и малых городов.

Создание муниципальных специализированных предприятий как элемента исполнения части муниципального заказа без льготных условий для него по сравнению с остальными хозяйствующими субъектами должно стать критерием целесообразности создания таких предприятий.