С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ
Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) все мероприятия налогового контроля проводят налоговые органы
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе разъяснения о применении норм Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
I. Правовое регулирование деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении полномочий по налоговому контролю
Федеральным законом от 9 июля 1999 г N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 7, которым к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены органы государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Таким образом, с 18 августа 1999 года (по истечении одного месяца с момента официального опубликования Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, регулируются частью первой Налогового кодекса, а также специальным законодательством, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (с изменениями и дополнениями), федеральные законы о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующий год, Федеральный закон <Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования>).
II. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении полномочий по налоговому контролю
Статья 34.1 Налогового кодекса предусматривает, что в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации и действующее законодательство не содержат определенного понятия <налоговый контроль>. Однако из сопоставления норм Налогового кодекса с нормами иных актов законодательства о налогах и сборах налоговый контроль можно определить как регламентированную законодательством о налогах и сборах деятельность специальных уполномоченных органов, в том числе и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) по контролю за своевременной и полной уплатой налогов и сборов и соблюдением законодательства о налогах и сборах;
б) по применению штрафных санкций к лицам, совершившим налоговые правонарушения.
Статья 30 Налогового кодекса устанавливает, что внебюджетные фонды действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Налоговый кодекс подтверждает, что при осуществлении полномочий по налоговому контролю Пенсионный фонд Российской Федерации действует на основе специального законодательства и норм Налогового кодекса.
Учитывая то обстоятельство, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов наделены в силу норм специального законодательства теми же полномочиями, что и налоговые органы, Налоговым кодексом были лишь подтверждены и систематизированы полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за уплатой страховых взносов.
Статья 31, за исключением подпунктов 3, 5, 6, 10, 12, 13 пункта 1 Налогового кодекса, распространяется на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Права, определенные в указанных подпунктах, являются административно-властными полномочиями, которые делегированы государством исключительно налоговым органам.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе:
1) требовать от плательщика документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) страховых взносов, а также пояснения, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) страховых взносов.
Указанное положение соответствует пункту 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, пункту 75 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. N 258 (далее - Инструкция);
2) проводить проверки плательщиков страховых взносов.
Проверки органами Пенсионного фонда Российской Федерации плательщиков проводятся на основании пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, положений главы VII Инструкции, Методических указаний по проведению документальных проверок правильности расчетов работодателей с Пенсионным фондом Российской Федерации (приложение к письму ПФР от 29 января 1993 г N ЮИ-1/326-ИН), Порядка организации документальной проверки работодателя по своевременности и полноте перечисления страховых взносов в ПФР (письмо ПФР от 7 декабря 1993 г. N ЛЧ-16/4758-ИН) и постановления Правления ПФР от 11 августа 1999 года N 99 "О работе служб уполномоченных ПФР по организации сбора страховых взносов";
3) вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а так же в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данный пункт применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, так как соответствует пункту 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации;
4) определять суммы страховых взносов, подлежащие перечислению плательщиками в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случае непредставления в течение более двух месяцев органу ПФР необходимых для исчисления страховых взносов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов для исчисления страховых взносов или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить страховые взносы;
5) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений и осуществлять контроль за выполнением указанных требований.
Указанное положение соответствует пунктам 6, 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1;
6) взыскивать недоимки по страховым взносам, а также взыскивать пени. Порядок взыскания сумм недоимки и пеней установлен пунктом 6 Порядка, главой IX Инструкции и разъяснениями Пенсионного фонда Российской Федерации,
7) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений плательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) органов Пенсионного фонда Российской Федерации о списании со счетов плательщиков сумм страховых взносов и пеней.
Данный пункт необходимо применять с учетом пункта 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N КА-09-27/10792 "О представлении банками органам Пенсионного фонда Российской Федерации справок по операциям и счетам клиентов";
8) заявлять ходатайства об. аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
9) создавать посты уполномоченных на крупных предприятиях в соответствии с Налоговым кодексом. Создание поста уполномоченных на крупном предприятии осуществляется на основании соответствующего постановления Правления ПФР;
10) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства об уплате страховых взносов (пункты 6-9 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, пункт 99 Инструкции, разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации);
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N МЗ-09-27/10809 "О признании недействительной государственной регистрации плательщиков страховых взносов");
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
В вышеназванных пунктах 4, 8, 9 и частично 10 указаны полномочия, которых у Пенсионного фонда Российской Федерации ранее не было. Для реализации органами Пенсионного фонда Российской Федерации указанных полномочий не требуется внесения изменений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, так как данные полномочия не являются административными и применяются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в силу статьи 34.1 Налогового кодексу, которой органам Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов предоставлении права налоговых органов.
III. Формы проведения налогового контроля органами Пенсионного фонда Российской Федерации
Статья 82 Налогового кодекса устанавливает, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.
Таким образом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах своей компетенции (установленной специальным законодательством) осуществляют полномочия по налоговому контролю.
Проведение налоговых проверок регулируется статьями 87 - 89, 93, 100, 101, 101.1 Налогового кодекса. Полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению проверок плательщиков на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых взносов связаны с публично-правовой обязанностью плательщиков платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации, а также специальное законодательство, регулирующее отношения по уплате страховых взносов).
Статьи 83, 84 Налогового кодекса не применяются к деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку федеральными законами от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (статья 9) и от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации России)" (пункт 1 статьи 1) установлен иной порядок учета плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков единого налога на вмененный доход (разъяснения о применении указанных статей; плательщикам единого налога на вмененный доход будут доведены до региональных отделений дополнительно).
Статьей 85 Налогового кодекса на органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций и физидических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возложена обязанность информировать органы Пенсионного фонда Российской Федерации в течении 10 дней о регистрации организации или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статьей 86 Налогового кодекса установлена обязанность банков выдавать органам Пенсионного фонда Российской Федерации справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия счета.
Таким образом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе запрашивать у банков справки по операциям и счетам клиентов банков, являющихся плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случае отказа банка представить по мотивированному запросу органа Пенсионного фонда Российской Федерации справку по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к банку должна применяться ответственность, установленная статьей 135.1 Налогового кодекса (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N КА-09-27/10792 "О представлении банками органам Пенсионного фонда Российской Федерации справок по операциям и счетам клиентов"),
Статьи 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса не применяются, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по контролю за расходами физических лиц, такие полномочия предоставлены только налоговым органам.
Статья 87 Налогового кодекса посвящена налоговым проверкам. В рамках реализации полномочий по налоговому контролю органы Пенсионного фонда Российской Федерации проводят камеральные и выездные (документальные) проверки плательщиков на предмет полноты, правильности и своевременности уплаты страховых взносов.
Статья 88 Налогового кодекса применяется с учетом норм специального законодательства. Порядок начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2000 г. N 72.
Статья 89 Налогового кодекса применяется, за исключением положений о проведении инвентаризации имущества, осмотра (обследования) производственных помещений и территорий, выемки документов. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждается постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 91 Налогового кодекса должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении выездной проверки этого плательщика имеют право доступа на территорию или в помещение плательщика страховых взносов. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц органов Пенсионного фонда Российской Федерации, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов влечет ответственность, установленную статьей 124 Налогового кодекса.
Статьи 90, 92, 94 - 99 (которые регулируют вопросы участия свидетеля, осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участия переводчика и понятых, а также требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля) не применяются, поскольку являются нормами административных полномочий, которые не входят в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации.
Оформление результатов выездной проверки осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки утверждаются постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
IV. Общие положения привлечения плательщиков к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Глава 15 Налогового кодекса, устанавливающая общие положения привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений, применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом норм специального законодательства, регулирующего уплату страховых взносов.
Так, в соответствии со статьей 106 Налогового кодекса нарушением законодательства, регулирующего уплату страховых взносов, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства об уплате страховых взносов) деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое, прежде всего, специальным законодательством, а также Налоговым кодексом установлена ответственность.
Статьи 107 - 111 Налогового кодекса необходимо применять при решении вопросов по привлечению плательщиков к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего уплату страховых взносов, с учетом норм специального законодательства для целей установления лиц, подлежащих ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, общих условий привлечения к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, обстоятельств, исключающих привлечение плательщиков к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, формы вины при нарушении законодательства об уплате страховых взносов, а также обстоятельств, исключающих вину плательщика в нарушении законодательства об уплате страховых взносов.
Статья 112 Налогового кодекса, регулирующая вопросы об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, не применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в силу пункта 4 указанной статьи, которым установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом.
Статья 113 Налогового кодекса устанавливает срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов налогового правонарушения. Виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, а также главой 16 Налогового кодекса. Следует учитывать, что статья 113 Налогового кодекса не распространяется на взыскание пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, так как несвоевременная уплата обязательных платежей как налоговое правонарушение вышеназванными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Взыскание пеней в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Порядком, а также Налоговым кодексом за нарушение законодательства об уплате страховых взносов предусмотрена ответственность только в виде штрафов. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 17 декабря 1996 г. N 20-П определил пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Статья 75 Налогового кодекса устанавливает, что пени - это денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки. Исходя из изложенного, пени носят восстановительный характер.
Штрафы носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное Налоговым кодексом, а также нормами специального законодательства противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности.
При наложении финансовой санкции в виде штрафа подлежит доказыванию факт совершения правонарушения и степень вины плательщика страховых взносов. При взыскании пеней доказывать факт нарушения законодательства об уплате страховых взносов не требуется. Для этого достаточно самого факта неуплаты или несвоевременной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, пени не являются видом ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов.
На основании изложенного при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов применяется пункт 8 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, которым предусмотрен шестилетний срок для производства бесспорного списания недоимки и начисленных пеней.
Статьи 114 - 115 Налогового кодекса не применяются к отношениям по уплате страховых взносов, поскольку виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
V. Меры ответственности, применяемые органами Пенсионного фонда Российской Федерации к плательщику за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, установленные Налоговым кодексом
Положения главы 16 следует применять с учетом того, что, если специальным законодательством, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотрены меры ответственности за данные правонарушения, применяются нормы специального законодательства.
Статьи 116 - 117 Налогового кодекса, регулирующие ответственность за нарушение срока и уклонение от постановки на учет в налоговом органе, не применяются к отношениям по уплате страховых взносов, поскольку ответственность за аналогичное правонарушение установлена пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 118 Налогового кодекса применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае нарушения плательщиком установленного срока представления в орган Пенсионного фонда Российской Федерации информации об открытии или закрытии счета в банке.
Статьи 119, 120, 123, 125 Налогового кодекса применяются только к правоотношениям, возникающим между налогоплательщиками и налоговыми органами, и не подлежат применению к правоотношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 122 Налогового кодекса подлежит применению органами Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку аналогичная норма, содержащаяся в пункте 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, не подлежит применению в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 15 июля 1999 г. N 11-П (письмо ПФР от 27 января 2000 г. N КА-09-27/657 "О порядке применения финансовых санкций").
Статья 124 Налогового кодекса, которой установлена ответственность за незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещение, подлежит применению органами Пенсионного фонда Российской Федерации в силу прямого указания об этом в самой статье применительно к статье 91 Налогового кодекса.
Статьи 126, 129.1 Налогового кодекса, регулирующие ответственность плательщика за непредставление или уклонение от представления сведений, подлежат применению органами Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с их полномочиями, установленными статьей 93 Налогового кодекса об истребовании у проверяемого плательщика необходимых для проверки документов. При отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса, применяются положения статьи 129.1 Налогового кодекса.
Статьи 128, 129 Налогового кодекса не подлежат применению органами Пенсионного фонда Российской Федерации поскольку содержат санкции норм Налогового кодекса, для реализации которых необходимы административные полномочия, которыми органы Пенсионного фонда Российской Федерации действующим законодательством не наделены.
VI. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Глава 8 Налогового кодекса устанавливает общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора и полностью применяется к органам Пенсионного фонда Российской Федерации с изъятиями, установленными специальным законодательством, регулирующим отношения по уплате страховых взносов.
Статьи 44, 45, 49, 50, 51, 59 Налогового кодекса применяются с учетом того, что обязанность по уплате страховых взносов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных прежде всего Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Налоговым кодексом и иным специальным законодательством, регулирующим правоотношения по уплате страховых взносов.
Следует отметить, что пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса, которым установлен момент исполнения обязанности по уплате налога, к отношениям по уплате страховых взносов в части безналичного расчета не применяется, так как Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) установлен иной момент исполнения обязанности плательщика по уплате страховых взносов, а именно обязанность плательщика по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств плательщика с его расчетного счета. При исполнении плательщиком обязанности по уплате страховых взносов наличными денежными средствами обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты страховых взносов в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению после утверждения Правительством Российской Федерации Порядка списания безнадежных долгов по налогам и сборам.
Статьи 46, 47, 48 Налогового кодекса регулируют общий порядок взыскания с плательщиков недоимки и задолженности по пеням. Пункт 5 статьи 46 Налогового кодекса не применяется в части запрета на бесспорное взыскание недоимки с бюджетного счета, так как пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов - юридических лиц, за исключением ссудных счетов (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 июня 2000 г. N СД-09-27/5159 "О применении пункта 5 статьи 46 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Согласно части 5 пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов - юридических лиц, в том числе с валютных. Указанное списание осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Частью 2 пункта 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога может производиться с валютных счетов плательщика. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что взыскание страховых взносов с валютных счетов плательщика производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты.
Таким образом, в связи с тем, что Порядок взыскания недоимки по страховым взносам в ПФР с валютных счетов плательщиков до настоящего времени не принят, необходимо непосредственно применять указанные нормы Налогового кодекса к взысканию недоимки с валютных счетов плательщиков страховых взносов.
Взыскание органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов за счет имущества плательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика производится по решению руководителя органа Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Формы решения и постановления утверждаются постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Взыскание страховых взносов и пеней с физического лица осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном статьей 48 Налогового кодекса, путем подачи искового заявления в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
Статьи 52 - 58 Налогового кодекса применяются только к уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, так как порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлены действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (разъяснения о применении указанных статей к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица будут доведены до региональных отделений Управлением методологии и организации сбора страховых взносов).
Статьей 60 Налогового кодекса органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право за неперечисление и несвоевременное перечисление банками сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок применить к этому банку меры по взысканию неперечисленных сумм страховых взносов и пеней за счет денежных средств в бесспорном порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 Налогового кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке. С учетом того, что размер пеней банкам за указанное нарушение установлен пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) и равен одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
VII. Изменение срока уплаты страховых взносов, а также пеней
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного кредита.
К правоотношениям по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках Налогового кодекса применяется изменение срока уплаты страховых взносов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Инвестиционный кредит к правоотношениям по уплате страховых взносов не применяется, поскольку в соответствии со статьей 66 Налогового кодекса предоставляется только по налогу на прибыль организации.
Порядок предоставления плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд отсрочек и рассрочек по уплате текущих платежей утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 159.
Кроме того, следует учитывать, что специальным законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по уплате страховых взносов, могут быть установлены иные основания изменения срока уплаты страховых взносов, например в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации". Порядок реализации положений вышеназванного Указа определен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. N 123-з (в редакции постановления Правления ПФР от 23 февраля 2000 г. N 21).
Председатель Правления |
М.Ю. Зурабов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пенсионным фондом РФ разъясняется порядок применения норм НК РФ к правоотношениям по уплате страховых взносов в ПФР. Заметим, что в письме не учитываются положения части II НК РФ, согласно которым с 1 января 2001 г. на территории РФ вводится единый социальный налог (взнос), а контроль за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью уплаты осуществляется только налоговыми органами РФ.
Рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности органов ПФР при осуществлении полномочий по налоговому контролю (в частности, права и обязанности органов ПФР), формы проведения налогового контроля органами ПФР, общие положения привлечения плательщиков к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего уплату страховых взносов в ПФР, меры ответственности, применяемые органами ПФР к плательщику за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, установленные НК РФ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, порядок изменения срока уплаты страховых взносов, а также пеней.
Письмо ПФР от 15 августа 2000 г. N М3-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия", сентябрь 2000 г., N 33, в газете "Налоги", сентябрь 2000 г., N 36, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 2000 г., N 40