Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу"
27 октября 2007 г., 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта 2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2012 г. N 915 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1311);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 66 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 211" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 640).
Председатель Правительства |
М. Фрадков |
Москва
23 июня 2004 г.
N 307
Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 708 в настоящее Положение внесены изменения
См. текст Положения в предыдущей редакции
Положение
о Федеральной службе по финансовому мониторингу
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307)
27 октября 2007 г., 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта 2011 г.
I. Общие положения
Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 649 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 установлено, что руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент РФ
3. Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 1024-р Федеральной службе по финансовому мониторингу переданы в ведение территориальные органы КФМ РФ
II. Полномочия
О вопросах Федеральной службы по финансовому мониторингу см. постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 186
5. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
См. Административный регламент исполнения Росфинмониторингом и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 24 мая 2010 г. N 129
5.1.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы, и по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
5.1.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
5.2. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.3. осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;
5.4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
См. Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103
См. Критерии выявления и признаки необычных сделок, рекомендованные письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 99-Т
См. основные признаки подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны Банка операций, определенные в письме ЦБР от 3 июля 1997 г. N 479
5.5. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
5.6. получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);
5.7. ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 14 декабря 2007 г. N 318
5.8. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
5.9. издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
5.10. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5.11. принимает в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
5.12. координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;
5.13. взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;
5.14. взаимодействует в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;
5.15. взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;
5.16. направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
5.17. представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участвует в установленном порядке в деятельности этих организаций;
5.18. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
5.19. формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
5.20. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
5.21. разрабатывает предложения о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и готовит отчеты о принятых мерах;
5.22. участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;
5.23. изучает международный опыт и практику по вопросам установленной сферы деятельности;
5.24. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства;
5.25. привлекает к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 43 в подпункт 5.26 настоящего Положения внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
5.26. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.27. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
5.28. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
См. Административный регламент Росфинмониторинга "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок", утвержденный приказом Росфинмониторинга от 19 октября 2009 г. N 267
5.29. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.29.1
5.29.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.30. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.32. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по финансовому мониторингу с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. заказывать проведение исследований, экспертиз, разработку программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
6.2. запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
См. Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 425
6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;
См. Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 мая 2008 г. N 130
6.5. обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к ответственности;
6.6. создавать в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные органы для рассмотрения вопросов установленной сферы деятельности;
6.7. разрабатывать и утверждать в пределах установленной сферы деятельности методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;
6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.9. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.10. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы.
6.11. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград;
6.12. учреждать в установленном порядке печатные издания.
7. Федеральная служба по финансовому мониторингу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
III. Организация деятельности
См. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Росфинмониторинга, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 27 апреля 2012 г. N 143
См. Положение о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Росфинмониторинге, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 6 октября 2009 г. N 251
См. Регламент Росфинмониторинга, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 5 ноября 2008 г. N 264
См. Служебный распорядок центрального аппарата Росфинмониторинга, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 18 июня 2007 г. N 137
8. Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач и функций и подотчетен непосредственно Правительству Российской Федерации.
Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Службы:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.1.1. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органах;
См. Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 мая 2008 г. N 138
9.2. представляет Правительству Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. исключен;
См. текст подпункта 9.2.4
9.2.5. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;
9.2.6. предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;
9.2.7. исключен;
Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 814 настоящее Положение дополнено подпунктом 9.2.8
9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, а также ее территориальных органов;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе;
См. Порядок формирования и деятельности комиссии территориального органа Росфинмониторинга по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 16 декабря 2010 г. N 358
См. Положение о Комиссии Росфинмониторинга по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 8 ноября 2010 г. N 301
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
См. Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременного поощрения и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата и руководителям территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 ноября 2007 г. N 263
См. Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденный приказом Минфина РФ от 17 октября 2007 г. N 89н
9.6.1. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
9.8. имеет право обращаться по вопросам установленной сферы деятельности к соответствующим федеральным министрам и руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.
10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по финансовому мониторингу является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 210 пункт 11.1 настоящего Положения изложен в новой редакции
11.1. Федеральная служба по финансовому мониторингу вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по финансовому мониторингу - г. Москва.
Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба находится в ведении Министерства финансов.
Федеральная служба вправе проводить в пределах своей сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.
Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 29 июня 2004 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 26 ст. 2676
Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2012 г. N 915 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 210
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 649
Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 43
Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 814
Постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 708