Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН N 42-125-4270-87
"Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха"
(утв. Министерством здравоохранения СССР 24 марта 1987 г.)
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2011 г. N 27 настоящие СанПиН признаны утратившими силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.2.2842-11
1. Общие положения
Лагерь труда и отдыха формируется для учащихся, закончивших VII-X (VIII-XI)* классы и достигших 14 лет, с целью организации общественно полезного производительного труда школьников. Трудовая деятельность в них сочетается с оздоровительными и воспитательными мероприятиями.
Лагерь труда и отдыха создается круглосуточным или с дневным пребыванием школьников.
Формирование, организация и работа в лагере труда и отдыха осуществляется в соответствии с действующим "Положением о лагере труда и отдыха для учащихся старших классов общеобразовательных школ" и Инструктивно-методическим письмом Министерства просвещения СССР от 6 февраля 1985 г. N 12-М "О порядке оплаты труда школьников в народном хозяйстве и условиях оплаты труда педагогических работников школ и других работников, осуществляющих руководство трудовым обучением".
Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил и норм возлагается на руководителей учреждений, организаций, формирующих лагеря труда и отдыха, на руководителей предприятий и организаций, на базе которых создаются лагеря труда и отдыха школьников, и начальника лагеря.
Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм возлагается на медицинский персонал лагеря; периодический - на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы, народного образования и профсоюзные организации.
2. Организация выезда и приема детей в лагеря труда и отдыха
2.1. Выезд детей в лагеря труда и отдыха разрешается только при наличии согласования санитарно-эпидемиологической станции по месту размещения лагеря.
2.2. Санитарно-эпидемиологическая станция по месту дислокации лагеря труда и отдыха обязана составить план-задание по созданию необходимых условий в лагере для руководителей предприятий и организаций, принимающих школьников, и не позднее чем за 10 дней до заезда оформить санитарный паспорт (приложение 1).
Категорически запрещается выезд школьников в лагеря труда и отдыха, на которые не оформлены санитарные паспорта.
2.3. Выезд лагерей труда и отдыха осуществляется с разрешения санитарно-эпидемиологической службы по месту комплектования лагеря на основании следующих документов:
акта (санитарного паспорта) по приему лагеря труда и отдыха, составленного санитарно-эпидемиологической станцией по месту его дислокации;
типового договора, предусмотренного действующим "Положением о лагере труда и отдыха" и завизированного в СЭС по месту размещения ЛТО;
списка сотрудников и медицинской документации на каждого сотрудника, подтверждающей прохождение ими медосмотра и обследований в соответствии с "Инструкцией по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступивших на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др.", утвержденной по согласованию с ВЦСПС Государственной санитарной инспекцией СССР 6 февраля 1961 г. N 352-61; изменениями и дополнениями к указанной инструкции, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 26 августа 1965 г. N 10-83/14-104;
списка детей, зачисленных в лагерь труда и отдыха (приложение 2).
Зачисление школьников в лагерь труда и отдыха проводится после тщательного медицинского осмотра специалистами: терапевтом, хирургом, стоматологом, отолярингологом# и по показаниям другими специалистами, а также проведения необходимых профилактических прививок в соответствии с эпидемическими показаниями. При отборе детей необходимо строго руководствоваться Перечнем абсолютных и относительных медицинских противопоказаний, препятствующих зачислению учащихся общеобразовательных школ в трудовые объединения школьников (приказ Минздрава СССР N 655 от 30 мая 1983 г.).
2.4. Ответственность за подготовку к выезду детей, укомплектование лагеря медицинским и техническим персоналом, работниками пищеблока возлагается на администрацию учреждения, формирующего лагерь труда и отдыха.
Ответственность за подготовку места размещения и организацию трудовой деятельности школьников возлагается на руководителей учреждений, организаций, на базе которых будет функционировать лагерь труда и отдыха.
3. Гигиенические требования к устройству лагерей труда и отдыха
3.1. Лагеря труда и отдыха школьников должны размещаться только в районах, разрешенных для этой цели органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, с учетом пункта 2.7 приказа Минздрава СССР N 640 от 6 июня 1984 г. "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного производительного труда" и письма заместителя Главного государственного санитарного врача СССР и Командира Всесоюзного студенческого отряда N 208-36 от 26 февраля 1984 г.
При проведении работы на расстоянии более 3 км от места размещения лагеря должна быть обеспечена доставка школьников на работу и обратно автотранспортом с учетом Инструкции по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах, и в соответствии с правилами дорожного движения.
3.2. Лагерь может быть размещен не ближе 100 м от линий электропередач и 40-50 м от проезжих дорог; вблизи рек, озер. Выбор зоны рекреации водного объекта, контроль за водой и санитарным состоянием зоны проводится в соответствии с ГОСТом 17.15.02-80 "Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов".
Места купания следует располагать вне места спуска канализационных вод, ливнестоков и других источников загрязнения. Запрещается их устройство в границах первого пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, на водоемах вблизи гидротехнических сооружений, плотин, шлюзов, дамб, линий высоковольтных передач.
Глубина водоема в местах купания должна составлять от 0,7 до 1,3 м; дно должно быть плотное, свободное от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п.; берег отлогий, без обрывов и ям.
3.3. Лагеря труда и отдыха школьников должны размещаться в стационарных помещениях. Допускается использование спальных корпусов школ-интернатов, школьных зданий и общежитий при условии освобождения их не менее чем за 30 дней до начала занятий для проведения мероприятий по подготовке зданий к новому учебному году.
3.4. Территория лагеря зонируется с выделением жилой, культурно-бытовой, хозяйственной и спортивной зоны.
В жилой зоне размещаются спальные корпуса, камера хранения, комната для сушки одежды и обуви, комната отдыха, медпункт с изолятором, комната для хранения инвентаря.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Спальные комнаты следует предусматривать не более чем на 10 человек с минимальной площадью 3,5 м2 на одно место в условиях летнего функционирования и 4 м2 - в условиях круглогодичного функционирования.
3.6. Размещение старших школьников в палатках разрешается во II-III строительно-климатических зонах страны, где в течение всего периода проведения работ температура наружного воздуха ночью бывает не ниже +10°С. При более низких температурах воздуха - может быть разрешено только в порядке исключения по согласованию с территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями. При этом обязательно следует предусмотреть утепление (тройной слой) палаток и снабжение членов отряда двумя одеялами (шерстяное или полушерстяное).
Палатки размещаются на сухом возвышенном месте. Вокруг палаток предусматривается устройство канавок с уклоном для стока дождевых вод. Пол палатки - дощатый настил, который должен быть приподнят на высоту 15-20 см от земли. Стены должны иметь непродуваемые борта на высоте 0,5-0,8 м от пола. Тип палаток (одно-, двух- и трехслойные) определяется в зависимости от природно-климатических особенностей района. Палатки оборудуют кроватями, тумбочками, вешалками для одежды. Трехслойные палатки должны иметь открывающиеся клапаны-окна.
Расстояние между палатками должно быть не менее 2,5 м (глава СНиП П-71-79 "Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха. Нормы проектирования".
3.7. В непосредственной близости от жилых помещений в лагерях с круглосуточным пребыванием должны располагаться:
а) умывальники с ногомойками, душевые комнаты и комнаты гигиены девочек с подводкой горячей воды. В III и IV климатических зонах при отсутствии горячего водоснабжения в душевых может использоваться вода на естественном подогреве (солнцем);
б) комната для чистки и сушки одежды, хранения рабочей одежды и обуви из расчета 0,05 м2 на 1 человека. Хранение рабочего инвентаря в помещении для сушки одежды категорически запрещается;
в) помещение для хранения чемоданов, рюкзаков с личными вещами;
г) комната отдыха школьников, где должно быть предусмотрено общее и местное освещение;
д) медпункт площадью не менее 5-7 м2 с изолятором на 2-3 койки. При изоляторе необходимо предусмотреть помещение для мытья изоляторной посуды, которое оборудуется двухгнездной мойкой с подводкой воды и электротитаном (при отсутствии горячего водоснабжения).
Помещения изолятора категорически запрещается использовать под жилье для персонала.
3.8. При отсутствии стационарных помещений для умывания, умывальники можно установить под навесом на утрамбованной площадке, покрытой гравием или песком, из расчета 1 кран на 5-6 человек; ногомойки из расчета 1 на 12 человек.
Душевые оборудуют душевыми рожками из расчета 1 рожок на 20 человек; в комнатах для личной гигиены девочек предусматривается душ с гибким шлангом.
Банные дни проводятся не реже 1 раза в 7 дней со сменой постельного белья; гигиенический душ - ежедневно.
3.9. В лагерях с круглосуточным пребыванием следует предусматривать постирочные, которые должны оборудоваться скамейками, достаточным количеством тазов, приспособлениями для нагрева воды и иметь сток воды в канализацию. Для сушки белья необходимо предусмотреть площадки, оборудованные навесами.
3.10. Мусоросборники для сухого мусора должны иметь плотно закрывающиеся крышки; их устанавливают на специальной бетонированной или асфальтированной площадке на расстоянии не менее 25 м от помещений. Вывоз сухого мусора должен проводиться по мере накопления 2/3 объема, но не реже 2 раз в неделю.
3.11. Площадь спортивной зоны лагеря принимается из расчета 20 м2 на одного школьника.
В состав спортивных сооружений должны быть включены: площадки для волейбола, бадминтона, настольного тенниса, игровых видов (футбол и метание), место для прыжков в высоту и длину, прямая беговая дорожка (130 м).
4. Санитарно-техническое благоустройство
4.1. Лагерь должен быть обеспечен централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением. Питьевая вода должна соответствовать требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды".
В исключительных случаях при отсутствии централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения вопрос водоснабжения лагерей решается по согласованию с территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями.
4.2. При размещении лагерей в районах, не имеющих канализации, допускается устройство местных систем удаления и очистки сточных вод. Выбор и устройство местных систем водоснабжения и канализации осуществляется по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы.
4.3. Допускается устраивать надворные уборные с водонепроницаемыми выгребными ямами на расстоянии не менее 25 м от жилья и производственных построек, 50 м от источников водоснабжения.
Стены и крыша надворной уборной должны быть без щелей, полы устойчивые, двери - плотно пригнанными и самозакрывающимися (пружины, скошенные петли).
Надворные уборные должны иметь естественное и искусственное освещение. Проем для естественного освещения должен быть закрыт мелкой сеткой. Надворные уборные должны вентилироваться с помощью вытяжной трубы, на верху которой может быть установлен дефлектор.
Вокруг выгребных ям дворовых уборных должны быть гладкие асфальтированные или бетонированные площадки и подъездные пути для специализированного транспорта.
Дорожки к надворным уборным должны быть хорошо утрамбованы, ровные, без впадин и ям. В вечернее время они должны освещаться.
Туалеты оборудуются из расчета 1 очко на 15-20 человек.
4.4. Помойные ямы должны состоять из выгреба и надземной части с крышкой и решеткой для отделения твердых отбросов. Глубину выгреба от поверхности земли необходимо рассчитывать в зависимости от уровня грунтовых вод, но не более 3 м.
Выгребы делают водонепроницаемыми из камня и кирпича, бетонных блоков на цементном или известковом связующем. Люки для очистки выгребов снабжают хорошо пригнанными двойными крышками, закрывающимися на замок.
Вывоз хозяйственно-бытовых жидкостей следует проводить по мере накопления. Не допускается заполнение жидкими отходами более 2/3 объема выгреба. Решетки выгребов не реже 1 раза в день следует очищать от твердых отходов.
4.5. Санитарную обработку выгребных ям и мусоросборника следует проводить в соответствии с "Методическими указаниями по борьбе с мухами", утвержденными Минздравом СССР 27 января 1984 г. N 28-6/3.
4.6. В I-II климатических районах помещения спальных, изолятора, обеденного зала, в III климатическом районе - помещения изолятора должны быть отапливаемыми.
Местную котельную следует располагать в хозяйственной зоне лагеря, в отдельно стоящем здании; должно быть предусмотрено место для хранения запасов твердого топлива.
4.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Нормы освещения спальных помещений, обеденных залов, помещений для кружков, читален принимать в соответствии с главой СНиП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
5. Содержание участка и помещений
5.1. Участок и помещения лагеря должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. В местах размещения лагеря должны проводиться в установленном порядке мероприятия по борьбе с гнусом.
Уборку территории следует проводить ежедневно после предварительной поливки и при закрытых окнах помещений.
В III и IV климатических зонах полив и уборка территории: должны проводиться в вечерние часы.
5.2. Ежедневно все помещения лагеря убирают влажным способом при открытых окнах и фрамугах.
5.3. В III и IV климатических зонах, где в летний период возможны пылевые бури, для проветривания помещений окна необходимо оборудовать фрамугами с удобными приспособлениями: для открывания.
5.4. Генеральная уборка всех помещений проводится в конце смены с применением моющих средств. По эпидпоказаниям должны применяться дезинфицирующие средства. В качестве дезинфицирующих средств рекомендуется использовать малотоксичные препараты: 0,5-1,0% растворы хлорной извести и хлорамина; 0,5% гипохлорит кальция; 3,0% раствор ниртана; дезинфицирующая композиция хлордезина (0,5%) и сульфохлорантин (0,2%).
5.5. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) должны подвергаться химической чистке; в периоды между сменами должны выноситься на воздух для проветривания и просушки.
5.6. В умывальных, душевых, постирочных - полы, стены, двери, дверные ручки следует ежедневно мыть горячей водой с применением моющих средств.
5.7. Стены, полы и оборудование уборных ежедневно промывают большим количеством воды и шлангов.
5.8. Уборочный инвентарь (ведра, швабры, тряпки и др.) должен быть маркирован, закреплен за отдельными помещениям" (кухня, столовая, спальные комнаты, санитарные узлы и т.д.) и после тщательной промывки храниться отдельно в специальных шкафах или нишах.
Уборочный инвентарь для мытья полов и уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую).
6. Гигиенические требования к организации трудовой деятельности школьников
6.1. Формирование лагерей труда и отдыха школьников проводится в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья, а также выполняемой работой.
6.2. При определении вида работ необходимо руководствоваться:
"Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещено применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденным по согласованию с Минздравом СССР постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС 10 сентября 1980 г. N 283/П-9.
"Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин", утвержденным по согласованию с Минздравом СССР постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 240/П-10-З от 25.07.78 г.
Постановлением# Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС N 169/П-12 от 28.07.83 г. и N 198/П-6 от 21.06.85 г., согласованным с Минздравом СССР) о внесении изменений в "Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет".
"Временным перечнем профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах", утвержденным по согласованию с Минздравом СССР, Госкомтрудом СССР, Госпрофобром СССР, Минпросом СССР и ВЦСПС 18.09.84 г.. N 158-ЮБ.
"Примерным перечнем профессий и видов работ, на которых возможно применение труда учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ в период каникул", утвержденным по согласованию с Минздравом СССР постановлением Госкомтруда СССР и секретариатом ВЦСПС 1 июля 1985 г. N 210/14-51.
6.3. Школьники не допускаются к следующим видам обслуживающих работ: очистка осветительной арматуры, очистка оконных стекол, уборка умывальных и уборных комнат, чистка выгребных ям и мусоросборников, обслуживание котельных, а также к работам на пищеблоке.
6.4. В соответствии с "Положением об организации общественно полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ" (приказ Минпроса СССР от 11.05.85 г. N 81) учащимся до 16 лет запрещается работа на комбайнах и тракторах. В период летних каникул юноши, достигшие 16-летнего возраста и прошедшие трудовую практику, могут работать в ученической бригаде трактористами или комбайнерами не более 4 часов в день под руководством наставников и при условии строгого соблюдения правил по технике безопасности и санитарно-гигиенических норм (Положение об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, утвержденное приказом Минпроса СССР N 82 от 11.05.85 г.).
6.5. Директора школ и руководители колхозов, совхозов, организаций и учреждений до начала привлечения учащихся к общественно полезному труду обязаны установить виды работ, порядок и сроки обучения учащихся безопасным приемам их выполнения; организовать проверку знаний учащимися вопросов техники безопасности; разработать организационно-технические мероприятия по охране труда и проводить проверку их выполнения.
6.6. Руководители организаций, на территории которых будут дислоцироваться лагеря, обязаны выделить ответственных лиц за технику безопасности на время производственной деятельности учащихся; обеспечивать проведение инструктажа учащихся.
6.7. Все члены лагеря труда и отдыха обязательно должны пройти инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, требования которого должны неукоснительно соблюдаться каждым школьником.
По прибытии в лагерь труда и отдыха учащиеся могут приступить к работе только после прохождения вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
При смене профиля работы школьника вновь должен осуществляться его инструктаж на рабочем месте.
6.8. Учащимся на время трудового обучения и выполнения общественно полезного труда в установленном порядке и в соответствии с действующими нормативами должны выделяться спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты, специально-подготовленные для школьников и подогнанные по росту, размерам.
6.9. Гигиеническая организация трудовой деятельности школьников должна предусматривать регламентацию трудовой нагрузки и условий производственной среды.
Общая продолжительность летнего труда школьников ограничена в период летних каникул 18-24 днями; зимних - 10-12 днями; весенних - 7 днями. В зимние и весенние каникулы организация лагеря осуществляется в пределах территории постоянного проживания школьников.
Продолжительность рабочего дня школьников при 6-дневной неделе не должна превышать для учащихся 14-15 лет - 4 часов, 16 лет и старше - 6 часов.
6.10. Нормирование труда школьников должно исходить из почасовой (а не дневной) нормы выработки взрослых рабочих.
За норму выработки следует принимать для учащихся: 14-15 лет - 60%, 16-17 лет - 75% нормы выработки взрослых.
В случае повышенной засоренности полей и неприспособленности ручного инструмента, неблагоприятных метеорологических условий, а также при наиболее трудоемкой работе (окапывание приствольных кругов фруктовых деревьев, переноска тяжестей и пр.) нормы выработки должны быть снижены на 20-30%, особенно для девочек.
6.11. Переноска тяжестей допустима лишь в том случае, если продолжительность этой работы составляет не более 1/3 рабочего-времени при следующем максимальном весе переносимого груза:
для школьников 14 лет - не более 5 кг;
15 лет - 5,1 кг для девушек, 8,2 - для юношей;
16-17 лет - 10,2 кг для девушек, 16,4 - для юношей.
6.12. Для достижения оздоровительного эффекта летняя трудовая деятельность должна строиться на основе рациональной организации труда и режима всего дня учащихся. Режим устанавливается с учетом климатических и других местных особенностей по согласованию с территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями. Примерный режим для школьников приведен в приложении 3.
Рациональный режим должен предусматривать оптимальную продолжительность рабочего времени, организацию перерывов для отдыха и приема пищи, организацию активного отдыха и сна.
Для сельскохозяйственных работ школьников в северных районах и районах умеренной полосы (I и II климатические зоны) следует отводить преимущественно первую половину дня и начинать работу не ранее 8 час. В южных районах страны (III-IV климатические зоны) из-за высоких температур воздуха и повышенной инсоляции в середине дня работы проводятся в 2 этапа с началом в 7-7.30 час. и в 16.00-17.00 час. Запрещается привлечение школьников к работе в вечернее время (позже 20 часов), а также к работе на полях совхозов и колхозов ранее, чем через месяц после последней обработки их пестицидами.
В середине рабочего дня обязателен перерыв для приема пищи и отдыха продолжительностью от 30 мин. до 1,5 часов в зависимости от климатических условий и организации производительного труда.
Через каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 15 минутные регламентированные перерывы для отдыха, перемены положения тела, производственной гимнастики, включая коррегирующие упражнения для снятия утомления.
Для отдыха учащихся во время перерывов в поле следует специально оборудовать места, защищенные от прямых солнечных лучей.
Расстояние от мест отдыха до места работы не должно превышать 50 метров.
Темп и ритм работы обуславливаются возрастными, индивидуальными особенностями организма, а также уровнем трудовых навыков и умений школьников. В связи с этим не рекомендуется устанавливать определенный, общий для всех ритм работы и ограничивать самопроизвольные микропаузы (2-3 минуты) в процессе работы.
6.13. Распорядок дня лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием школьников должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5 часов, 4-5 разовое питание, регламентацию времени работы, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих процедур, отдых и свободное время.
Режим труда и отдыха школьников должен быть стабильным. Отклонения основных режимных моментов от привычного распорядка допустимы лишь в исключительных случаях (поездка на экскурсии и т.п.).
6.14. Оборудование и инструменты должны соответствовать по весу и размерам, возрасту и росту школьников.
6.15. Выполнять работу учащиеся должны в головных уборах (шапочки, кепки, косынки и т. п.).
6.16. Необходима организация питьевого режима с подвозкой, в плотно закрытых емкостях, воды, соответствующей ГОСТ "Вода питьевая". Каждый школьник должен иметь и пользоваться индивидуальной кружкой.
7. Организация питания
7.1. Организация, на базе которой дислоцируется лагерь, должна обеспечить горячее питание школьников в лагере с круглосуточным пребыванием 4-5 разовое, с дневным - 2 разовое.
Питание школьников в лагерях труда и отдыха должно отвечать их возрастным особенностям и соответствовать суточным энерготратам с учетом видов работы. Рекомендуемые величины потребления энергии и пищевых веществ для школьников лагерей труда и отдыха представлены в приложении 4.
7.2. Примерный набор продуктов на одного школьника по II торговому поясу, стоимостью 1 р. 73 коп. - в приложении 5. Приведенный примерный набор продуктов рассчитан для юношей. Для девушек его калорийность должна быть снижена за счет уменьшения хлеба на 100 г.
При отсутствии продуктов, указанных в наборе, замену их следует проводить в соответствии с таблицей замены продуктов по основным пищевым веществам (приложение 6).
7.3. Питание школьников в лагерях труда и отдыха должно быть сбалансировано по основным пищевым веществам. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно равняться 1:1:4,3. Суточная потребность в белках должна составлять 13%, а жирах - 29% и в углеводах - 58% от общей калорийности.
7.4. Прием пищи должен согласовываться с режимом труда и отдыха и осуществляться в одни и те же часы. Интервалы между приемами пищи должны быть не менее 3 и не более 4,5 часов.
В круглосуточных лагерях рацион питания должен состоять из 4-5 разового приема пищи со следующим распределением суточной калорийности рациона в течение дня:
1 вариант:
завтрак 25-30% от суточной калорийности рациона
обед 35% " " "
полдник 10-15% " " "
ужин 22% " " "
перед сном (молоко, молочно-кислые продукты)
3%
II вариант:
1 завтрак 25-30% от суточной калорийности рациона
2 завтрак 10-15% " " "
обед 35% " " "
ужин 22%
перед сном (молоко, молочно-кислые продукты)
3%
В случае значительной удаленности объекта работы от пункта питания, организацию 2-го завтрака следует предусмотреть непосредственно на местах работы школьников. В этом случае должны быть созданы все условия для приема пищи: организован подвоз пищи; воды в достаточном - количестве для питья и мытья рук; установлены столы, скамейки, теневые навесы и т.д.
7.5. Меню рекомендуется составлять на 7-10 дней. Примерный 7-дневный рацион приведен в приложении 7.
7.6. Меню-раскладка составляется поваром совместно с кладовщиком и медицинским работником и утверждается начальником лагеря труда и отдыха.
Контроль за выполнением утвержденных норм питания проводится медицинским работником ежедневно.
7.7. Закладка продуктов должна проводиться по весу согласно меню-раскладке в присутствии медицинского работника и дежурного по лагерю. При изготовлении штучных блюд (котлеты, творожники, булочки, пирожки и т.п.) взвешивание их проводится поваром до термической обработки. Запеканка, рулет, омлет нарезаются в готовом виде, весом, указанным в меню-раскладке.
Жидкие блюда раздаются по объему (суп, каша, кофе, кисель, компот), а гарнир - по весу.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.9. Для сохранения вкусовой и витаминной ценности пищу готовят на каждый прием и реализуют в течение одного часа с момента приготовления. Картофель, овощи нарезают перед варкой, закладывают в кипящую воду и варят в закрытой крышкой посуде. Зелень следует закладывать в готовые блюда во время раздачи.
7.10. С - витаминизация третьих блюд должна проводиться ежедневно в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 695 от 24 августа 1972 г. Аскорбиновая кислота вводится из расчета 70 мг на 1 учащегося.
Витаминизация готовых блюд проводится медицинским персоналом непосредственно перед их раздачей и регистрируется в специальном журнале.
7.11. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником. Оценка качества блюд проводится по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых приготовляется пища). В бракеражном журнале необходимо отмечать закладку основных продуктов, снятие пробы и разрешение на выдачу. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
7.12. Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой продукции (информационное письмо Минздрава СССР N 04-6/70-6 от 13.05.81 г.). Отбор и хранение суточных проб проводится под контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 до +6°С.
7.13. При хранении скоропортящихся продуктов следует соблюдать требования действующих санитарных правил и норм "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" СанПиН 42-123-4117-86 (приложение 8). Скоропортящиеся продукты должны иметь удостоверение о качестве (сертификат) с указанием даты и часа выработки продукции на предприятии и даты конечного срока реализации. В питании должно использоваться мясо, прошедшее ветеринарный контроль.
7.14. При изготовлении вторых блюд из вареного мяса или при отпуске вареного мяса с первым блюдом его обязательно подвергают вторичному кипячению в бульоне в течение 10 мин.
Котлеты и биточки из мясного и рыбного фарша, шницели рубленые, а также рыба кусками, блинчики с мясом и творогом должны жариться на плите с обеих сторон в нагретом жире в течение 10 мин., а затем доготавливаться в духовом или жарочном шкафу при температуре 220-250°С в течение 8-10 мин. Сметана в натуральном виде может быть использована по согласованию с территориальной санэпидстанцией.
7.15. Запрещается изготовление: простокваши-самокваса, сырковой массы, творога, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, напитков, морсов, кваса, студней, зельцев, заливных блюд (мясных и рыбных) и паштетов, фаршмака из сельди, изделий во-фритюре.
Запрещается употребление: изделий домашнего консервирования, творога, молока и зеленого горошка без термической обработки, грибов, кровяных и ливерных колбас, утиных и гусиных яиц (за исключением использования для теста); пищи, приготовленной накануне, и остатков от предыдущего приема пищи; мяса, не прошедшего ветеринарного надзора.
7.16. Пищеблок должен иметь следующий состав помещений: горячий цех с раздаточной, цеха (мясо-рыбный и овощной), кладовые: суточного запаса, сухих продуктов и овощей; моечные кухонной и столовой посуды. Пищеблок должен быть обеспечен достаточным количеством холодильного и технологического оборудования**. Обеденный зал должен быть рассчитан на 1-2-сменный прием пищи из расчета 1 кв.м на 1 посадочное место.
7.17. Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов, разделочные столы и заготовочные помещения должны иметь соответствующую маркировку. Ножи и разделочные доски должны находиться на разделочных столах соответственно маркировке.
Разделочные столы должны быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Допускаются столы, обитые алюминием или оцинкованным железом с закругленными углами, плотно прилегающим к основе стола с тщательной пропиткой швов. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста должны быть столы с деревянными крышками из твердых пород дерева с гладко выструганной поверхностью.
7.18. Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие из пластика и других материалов, которые легко моются, устойчивы к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих средств. Столы после каждой посадки должны протираться влажными чистыми тряпками. Мочалки, ветошь после мытья посуды, кухонного инвентаря и столов промывают, кипятят в течение 15 мин., просушивают и хранят в закрытой посуде. Щетки, ерши промывают, просушивают и хранят в специально выделенном месте.
7.19. Столовая посуда может быть фаянсовая, фарфоровая, эмалированная, из нержавеющей стали.
Не рекомендуется употреблять алюминиевую посуду и запрещается применение пластмассовой.
Не допускается к употреблению столовая и чайная посуда с отбитыми краями и трещинами.
7.20. Для мытья столовой посуды следует установить 5-гнездную мойку (3 ванны для мытья тарелок и приборов, 2 - для мытья чайной посуды). Для мытья кухонной посуды необходимо оборудовать 2-гнездную мойку. При установке моечных ванн необходимо предусмотреть воздушные разрывы и металлические пробки.
Пищеблок должен быть снабжен достаточным количеством проточной горячей и холодной воды.
Для мытья столовой и кухонной посуды следует применять моющие средства, указанные в приложении 9.
Просушивать посуду следует на специальных стеллажах или решетках; столовые приборы должны храниться в вертикальном положении, рабочей поверхностью вверх.
7.21. Для мытья рук работников пищеблока оборудуются умывальники; каждый работник обеспечивается индивидуальным полотенцем и снабжается мылом.
Для мытья рук школьников должны быть оборудованы перед обеденным залом умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. В качестве полотенец могут использоваться салфетки или чистая ветошь, которая по мере загрязнения должна меняться.
7.22. Помещения столовой должны содержаться в чистоте. Ежедневно должны проводиться: влажная уборка, с применением моющих средств, всех производственных помещений; мытье оборудования и инвентаря, а также уборка обеденных залов после каждого приема пищи
Еженедельно проводится генеральная уборка, включающая обметание паутины, мытье стен, дверей, полов, оборудования всех помещений столовой с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
В конце смены проводится санитарный день: генеральная уборка помещения, мытье окон, осветительной арматуры, очистка вентиляционных решеток.
7.23. Для сбора пищевых отходов используют маркированные бачки, ведра с крышками, которые в конце дня очищают, промывают горячим 2-процентным раствором кальцинированной соды и просушивают.
Вывоз жидких и твердых пищевых отходов должен осуществляться ежедневно.
7.24. Все работники пищеблока должны быть обеспечены санитарной одеждой, а дежурные учащиеся - белыми куртками, косынками или колпаками (не менее двух комплектов). Одежду для дежурных следует хранить в шкафах, установленных в обеденном зале.
7.25. Во время дежурства по столовой, подростки после предварительного осмотра у медицинского персонала на гнойничковые заболевания, могут привлекаться в помощь работникам кухни; в чистке сырых овощей, сервировке стола, разносу пищи. После еды каждый член лагеря убирает за собой грязную посуду и ставит ее на специально отведенный стол.
Категорически запрещается привлекать учащихся к приготовлению пищи, резке хлеба, гастрономических изделий (колбасы, сыра, масла и др.), а также - мытью посуды, обеденных столов и полов в обеденном зале.
8. Медицинское обеспечение
8.1. Штаты медицинских работников в лагерях труда и отдыха устанавливаются в соответствии с приказом Минпроса СССР N 75 от 6 июня 1980 г.
Работа медицинского персонала лагеря труда и отдыха осуществляется в соответствии с приказом Минздрава СССР "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного" производительного труда" N 640 от 6 июня 1984 г.
Контроль за работой медицинского персонала осуществляют территориальные органы здравоохранения.
8.2. Обеспечение своевременной и квалифицированной медицинской помощью, при необходимости - госпитализация, осуществляется территориальными лечебными учреждениями.
8.3. Оборудование медицинского пункта и его оснащение производится в соответствии с номенклатурой "Сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и предметов внутреннего устройства общественных и административных зданий", утвержденной Госстроем СССР в июле 1974 г. Набор медикаментов для оказания неотложной помощи - в соответствии с приказом Минздрава СССР N 640 от 06.06.84 г. (приложение 10).
8.4. В обязанности медицинского работника входит проведение перед выездом организационно-подготовительных мероприятий, включающих:
контроль за своевременностью проведения медицинских осмотров детей и сотрудников и необходимых профилактических прививок;
комплектование медицинской аптечки в соответствии с типовым перечнем вложения;
проведение профилактического осмотра детей перед выездом с целью выявления больных с ранними признаками заболевания.
8.5. Медицинские работники совместно с территориальными учреждениями здравоохранения проводят противоэпидемические мероприятия с целью предупреждения заноса и раннего выявления инфекционных заболеваний.
При выявлении у учащихся инфекционного заболевания или подозрения на него обязательна немедленная изоляция их в подготовленное помещение (изолятор) и при необходимости госпитализация. Все случаи заболеваний фиксируются в "журнале регистрации инфекционных заболеваний" и передаются по телефону с экстренным извещением в территориальную санитарно-эпидемиологическую станцию и в ведомство по месту формирования лагеря. Госпитализация проводится в территориальные лечебные учреждения.
Вопрос о возвращении реконвалесцентов после их выписки из стационара решается индивидуально на основании клинических и эпидемиологических данных. Школьники, перенесшие острые кишечные заболевания (дизентерия, сальмонеллез и др.), а также инфекционный гепатит, в лагерь труда и отдыха не возвращаются, а сведения о них передаются в санэпидстанцию по месту жительства.
8.6. В обязанности медицинского работника лагеря труда и отдыха входит также проведение организационной, лечебно-профилактической и оздоровительной работы:
проведение ежедневного круглосуточного амбулаторного приема с целью оказания медицинской помощи;
контроль за режимом дня, условиями труда, быта, отдыха, организацией и качеством питания; профилактика пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний;
контроль за организацией физического воспитания и содержанием мест занятий спортом; профилактика травматизма;
систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и помещений лагеря и его санитарно-техническим благоустройством;
ежедневный осмотр сотрудников пищеблока и дежурных школьников на гнойничковые заболевания;
контроль за соблюдением правил личной гигиены и проведение гигиенического воспитания школьников и сотрудников;
проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни.
Заместитель Министра здравоохранения СССР, |
Г.Н. Хлябич |
------------------------------
* В скобках дана нумерация классов в соответствии с новой структурой: общеобразовательной школы.
** При отсутствии гастрономического цеха должен быть выделен специальный стол в варочном зале с маркировкой "гастрономия". На этом же столе должны готовиться салаты.
Отрывной лист учета использования научных разработок
во ВНИИ гигиены детей и подростков
Минздрава СССР по адресу:
103064, Москва, пер. Мечникова, 5
1. Наименование документа: СанПиН "Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха".
2. Утвержден Министерством здравоохранения СССР.
3. Кем и когда получен.
4. Количество лечебно-профилактических учреждений, которые внедрили данный документ.
5. Формы внедрения (семинары, подготовка и переподготовка специалистов, сообщения и пр.) и результаты.
6. Замечания и предложения, выявленные в процессе внедрения документа.
Подпись ___________________________________________________________
(должность, ф., и., о. лица, заполнявшего карту)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устанавливаются порядок формирования лагеря труда и отдыха, санитарно-гигиенические требования, с соблюдением которых организуется работа лагеря.
Лагерь формируется для учащихся после седьмого класса, достигших 14 лет, с целью организации общественно полезного производительного труда школьников. Трудовая деятельность в них сочетается с оздоровительными и воспитательными мероприятиями. Лагерь создается круглосуточным или с дневным пребыванием школьников.
Зачисление школьников в лагерь труда и отдыха проводится после тщательного медицинского осмотра специалистами: терапевтом, хирургом, стоматологом, отоларингологом и по показаниям другими специалистами, а также проведения необходимых профилактических прививок в соответствии с эпидемическими показаниями.
Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм возлагается на медицинский персонал лагеря; периодический - на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы, народного образования и профсоюзные организации.
Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН N 42-125-4270-87 "Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха" (утв. Министерством здравоохранения СССР 24 марта 1987 г.)
Текст СанПиН опубликован в Сборнике важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемиологическим вопросам, том 3, часть 1, 1992
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2011 г. N 27 настоящие СанПиН признаны утратившими силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.2.2842-11