Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.
судей Майоровой Е.Н., Смолина А.А.
при секретаре Бурцеве П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Карабаша в интересах неопределенного круга лиц к МУ "Карабашская городская больница", главному врачу МУ "Карабашская городская больница" Ворониной Н.А., администрации Карабашского городского округа о признании действий главного врача неправомерными, обязании принятия мер направленных на создание условий и оказанию медицинской помощи населению, обязании выделения средств и обучению медицинского работника, обязании привлечь врача-инфекциониста для работы, по апелляционной жалобой главного врача МУ "Карабашская ГБ" Ворониной Н.А., апелляционным представлением прокурора г. Карабаша на решение Карабашского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Майоровой Е.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора Малышевой О.П., главного врача МУ "Карабашская городская больница" Ворониной Н.А., представителя Собрания депутатов Карабашского городского округа Шуткина Д. С, представителей Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Шеметовой Е.Г., Ходяковой З.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Карабаша в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ "Карабашская городская больница" (с учетом неоднократных уточнений) просил признать действия главного врача МУ "Карабашская городская больница" Ворониной Н.А., выразившиеся в издании приказа N **** от 30.05.2013 года неправомерным, направленным на фактическую ликвидацию инфекционного отделения МУ "Карабашская городская больница".
2
Обязать МУ "Карабашская городская больница" и Администрацию Карабашского городского округа принять меры к созданию условий и оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к возобновлению функционирования инфекционного отделения МУ "Карабашская городская больница".
Обязать МУ "Карабашская городская больница" и Администрацию Карабашского городского округа выделить средства и обучить медицинского работника по специализации врача-инфекциониста для постоянной работы МУ "Карабашская городская больница", с учетом выражения желания работника.
Обязать МУ "Карабашская городская больница" привлечь врача-инфекциониста для работы в МУ "Карабашская городская больница".
В обоснование заявленных требований указано, по результатам прокурорской проверки установлено, что Главным врачом МУ "Карабашская городская больница" издан приказ от 30.05.2013 N ****, о маршрутизации больных в инфекционную больницу г.Миасса с 01.08.2013, в связи с отсутствием врача-инфекциониста и предстоящем закрытием инфекционного отделения МУ "Карабашская городская больница". На данный приказ прокурором города принесен протест, который оставлен без удовлетворения. Согласно ответа главного врача от 20.06.2013г. N315а приказ N **** от 30.05.2013г. "О маршрутизации больных инфекционного профиля в инфекционную больницу г.Миасса" не может быть отменен в связи с отсутствием врача-инфекциониста, чем могут быть нарушены права пациентов в оказании квалифицированной медицинской помощи. На основании приказа Министерства здравоохранения Челябинской области N80 от 18.06.2013г. пациенты доставляются санитарным транспортном в сопровождении медицинского персонала, где им оказывается квалифицированная медицинская помощь в полном объеме. Аналогичный отрицательный ответ получен и на представление прокурора об устранении нарушений законодательства. Закрытие инфекционного отделения, в том числе по причине отсутствия врача-инфекциониста, приведет к нарушению прав граждан. В настоящее время МУ "Карабашская городская больница" имеет отдельное здание инфекционного отделения, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Закрытие инфекционного отделения создаст препятствие при поступлении экстренных больных инфекционными заболеваниями, в том числе детского возраста, к оказанию своевременной медицинской помощи, в связи с необходимостью доставки в медицинское учреждение г.Миасса, что может привести к осложнению состояния здоровья и летальным исходам.
3
В судебном заседании представитель ответчика МУ "Карабашская городская больница" Воронина Н.А., представитель ответчика Администрации Карабашского городского округа Богатова О.В. с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Челябинской области Елисеев В.А., представители третьего лица Собрания депутатов Карабашского городского округа Шуткин Д.С., Беспалова Н.А., Глебова Т.Б., представители третьего лица Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Митякина Т.А., Ходякова З.И. просили в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Судом вынесено решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе главный врач МУ "Карабашская ГБ" Воронина Н. А. просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что приказ N **** "О маршрутизации больных Карабашского городского округа с инфекционной патологией, изданный Министерством здравоохранения Челябинской области, имеющий большую юридическую силу по сравнению с обжалуемым приказом N **** от 30.05.2013 года, поскольку судом не учтено, что предметом исковых требований является отмена Приказа N **** от 30.05.2013 года, что не повлечет автоматическую отмену приказа N ****.
Отмечает, что оказание медицинской помощи в МУ "Карабашская городская больница" по профилю "инфекционные болезни" в отсутствие врача-инфекциониста не соответствует принципам доступности и качества оказания медицинской помощи, что является нарушением лицензионных требований и подтверждается результатами медико-экономической экспертизы.
Указывает, что исполнение решения суда является невозможным по объективным причинам: отсутствие кандидатуры для обучения по данной специальности, в целях трудоустройства врачи данной категории не обращаются, их поиск до настоящего времени результатов не имеет. Данные обстоятельства в свою очередь могут повлечь большие убытки для медицинской организации в целом, рост кредиторской задолженности, возможное снижение заработной платы много персонала медицинской организации.
В апелляционном представлении прокурор Прокуратуры г. Карабаша, указывает на нарушение требований законодательства, не дана оценка доказательствам о сокращении работников инфекционного отделения, что является одним из доказательств, направления действий главного врача при издании приказа N **** на фактическую ликвидацию инфекционного отделения МУ " КГБ", не отражен факт того, что работник МУ
4
"Карабашская городская больница" просила администрацию городской больницы обучить ее по специализации "врач-инфекционист".
Председателем Собрания депутатов Карабашского городского округа в возражениях на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения суда, и несостоятельность доводов Главного врача МУ "Карабашская городская больница".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика МУ "Карабашская городская больница" Воронина Н.А., представители Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Шеметова Е.Г., Ходякова З.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель третьего лица Собрания депутатов Карабашского Уродского округа Шуткин Д.С., просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель администрации Карабашского городского округа, Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, уважительности причин неявки суду не сообщил.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Статьей 41 Конституции РФ провозглашено право каждого на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь, в том числе на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В соответствии со ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, действовавших до 01 января 2012 г., стандарты и порядок оказания
5
медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), действующего в настоящее время, медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ст. 34 ФЗ N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы здравоохранения, в том числе больницы, обязанность обеспечить прав доступную и качественную медицинскую помощь.
Как следует из материалов дела, МУ "Карабашская городская больница" является многопрофильной больницей, и в соответствии с лицензией NЛО-74-01-001490 МУ "Карабашская городская больница" от 28.03.2012г. правомочна осуществлять медицинскую деятельность.
Согласно приложениям N 1 и N 4 городская больница, расположенная по адресу: г.Карабаш, ул. ****, **** имеет право оказать услуги в том при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по инфекционным заболеваниям и при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по инфекционным болезням.
Приказом Минздравсоцразвития N 69н от 31.12.2012 г. "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях" устанавливается порядок организации
деятельности отделения (кабинета) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
В соответствии с данным приказом на должность заведующего отделением (кабинетом) - врача-инфекциониста назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием. На должность врача отделения (кабинета) назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., N 14292), по специальности "инфекционные болезни".
Согласно п.5 Постановлению Правительства РФ N 291 от 16 апреля 2012 года "О лицензировании медицинской деятельности" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе и соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Как следует из ответа Челябинского областного фонда ОМС, в Карабашской городской больнице отсутствует достаточное количество врачей-специалистов и отделение реанимации, в связи с чем, оказание медицинской помощи больным инфекционного профиля в круглосуточном стационаре невозможно (л.д. 10 том 2).
Более того, указывает на то, что по профилю "инфекционные болезни" показатель дефектов в оказании медицинской помощи, по указанному профилю, составил 54 %, что является следствием оказания помощи специалистом не имеющим соответствующей подготовки.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" судить о доступности и качестве медицинской мощи для населения можно на основе анализа множества данных, в том числе исходя из обеспеченности населения врачами.
Положениями Территориальной программы установлено, что с целью выполнения порядков оказания медицинской помощи пациентам, находящимся на амбулаторно-поликлиническом лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи и диагностических исследований, по медицинским показаниям врачом-
7
терапевтом, участковым врачом-терапевтом, врачом-педиатром, участковым врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) или фельдшером бесплатно выдается направление на получение необходимой медицинской помощи и проведение диагностических исследований в медицинскую организацию, участвующую в реализации Территориальной программы, с пояснением возможности выбора.
30 мая 2013 года главным врачом МУ "Карабашская городская больница" Ворониной Н.А. был издан приказ N **** п. 1 которого заместителю главного врача поручено решить вопрос маршрутизации больных в инфекционную больницу г. Миасса с 01 августа 2013 года (л.д. 14 (обратная сторона) том 1).
18 июня 2013 года и.о. министра здравоохранения Челябинской области издан приказ "О маршрутизации больных Карабашского городского округа с инфекционной патологией".
Муниципальный заказ на лечение больных инфекционного профиля от Карабашской городской больницы был передан инфекционному отделению ЖГУ г. Миасса (л.д. 12 том 2).
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что главным врачом МУ "Карабашская городская больница" Воронина Н.А., были соблюдены основные требования законодательства в сфере здравоохранения и предприняты необходимые меры по оказанию жителям Карабашского городского округа доступной и качественной медицинской помощи.
Не подлежит удовлетворению и требование прокурора о признании приказа N **** направленным на фактическую ликвидацию инфекционного отделения МУ "Карабашская городская больница".
Как следует из п. 3 из оспариваемого приказа начальнику отдела кадров было поручено уведомить сотрудников о высвобождении (сокращении) штата и численности сотрудников. В соответствии с п. 3 раздела 2 должностных инструкций главный врач МУ "Карабашская городская больница" имеет право утверждать штатное расписание учреждения. Пунктом 1 указанной инструкции закрепляется право главного врача принимать, увольнять кадры, налагать на сотрудников дисциплинарные взыскания и поощрения.
Доводы апелляционного представления прокурора г. Карабаша, о том, что судом не дана оценка доказательствам о сокращении работников инфекционного отделения, что является одним из доказательств, направления действий главного врача при издании приказа N **** на фактическую ликвидацию инфекционного отделения МУ "Карабашская городская больница" не является основанием для принятия судебной коллегий иного решения, так как основан на ином понимании заявителем норм права.
8
Требования прокурора об обязании выделения средств на обучение и привлечение врача инфекциониста на работу, так же не могут быть удовлетворены.
Устанавливая гарантии при заключении трудового договора для работников, статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, не ограничивает право работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, а также оптимального согласования интересов работодателя и лица, ищущего работу.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным. Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Исходя из изложенного, суд не правомочен возложить на главного врача МУ "Карабашская городская больница" обязанность принять врача-инфекциониста для работы.
Более того, как неоднократно указывалось в суде первой и апелляционной инстанции, письменно оразъяснялось прокурору со стороны администрации больницы предпринимались меры по привлечению к работе врача-инфекциониста, а так же действия направленные на переобучение имеющегося персонала (л.д. 19. том 2).
При таких обстоятельствах, учитывая неоднократные уточнения исковых требований прокурором, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурору г. Карабаша Челябинской области.
9
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабашского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года, отменить.
Вынести по делу новое решение. В удовлетворении требований прокурору г. Карабаша Челябинской области отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.