Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах
(утв. приказом Минфина РФ от 18 июня 2009 г. N 55н)
Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с передачей функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела)
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Наименование государственной функции - осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах.
2. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, осуществляется Федеральной службой страхового надзора (далее по тексту - Служба) и ее территориальными органами (далее по тексту - Инспекции).
3. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
3.1. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2002, N 12, ст. 1093; N 18, ст. 1721; 2003, N 50, ст. 4855, 4858; 2004, N 26, ст. 2607; N 30, ст. 3085; 2005, N 10, ст. 760; N 30, ст. 3101, 3115; 2007, N 22, ст. 2563; N 27, ст. 3214; N 46, ст. 5552; N 49, ст. 6048);
3.2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 2, ст. 160; N 22, ст. 2066; N 27, ст. 2700; 2006, N 45, ст. 4635);
3.3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140);
3.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2904; 2008, N 17, ст.1899; N 46, ст. 5337; N 50, ст. 5941; 2009, N 6, ст. 738);
3.5. Приказы Министерства финансов Российской Федерации:
а) от 2 ноября 2001 г. N 90н "Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2001 г., регистрационный N 3112; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 1) (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 2н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6297; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительно власти, 2005, N 7);
б) от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июля 2002 г., регистрационный N 3584; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 33 (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 54н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 2003 г., регистрационный N 4896; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 48), от 14 января 2005 г. N 2н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6297; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 7), от 24 сентября 2008 г. N 100н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 октября 2008 г., регистрационный N 12461; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 43), от 20 октября 2008 г. N 114н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2008 г., регистрационный N 12718; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 48);
в) от 5 августа 2002 г. N 77н "Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2002 г., регистрационный N 3861; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 45) (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 2н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6297; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 7), от 13 декабря 2006 г., N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2007 г., регистрационный N 8777; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 5);
г) от 28 января 2003 г. N 7н "О форме ведомственного государственного статистического наблюдения N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь - ___________ 20__ года" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2003 г. N 04/1141-ЮД приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета (Региональный выпуск), 2003, N 9, 10) (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 1н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. N 01/1040-ВЯ приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета (Региональный выпуск), 2005, N 41), от 30 июня 2005 г. N 80н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2005 г. N 01/5786-ВЯ приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета, 2005, N 35), от 4 декабря 2006 г. N 158н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 01/3-АБ приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета, 2007, N 3);
д) от 8 декабря 2003 г. N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 января 2004 г., регистрационный N 5434; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 9 (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 2н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6297), от 2 мая 2006 г. N 75н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2006 г., регистрационный N 7914; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 25), от 13 ноября 2006 г. N 145н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2006 г., регистрационный N 8590; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 4), от 9 апреля 2007 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2007 г., регистрационный N 9359; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 24);
е) от 13 января 2004 г. N 2н "О форме ведомственного государственного статистического наблюдения N 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год" и Инструкции о порядке составления и представления формы годовой статистической отчетности страховых (страховых медицинских) организаций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2004 г., регистрационный N 5505; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 10, 11) (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 2н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6297; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 7);
ж) от 28 декабря 2004 г. N 126н "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по федеральному округу" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 февраля 2005 г., регистрационный N 6327; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 8) (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 августа 2006 г. N 100н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2006 г., регистрационный N 8373; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 43), от 6 июня 2008 г. N 58н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2008 г., регистрационный N 11899; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 27).
з) от 30 июня 2005 г. N 79н "О порядке представления страховыми организациями Отчета о составе акционеров (участников) страховой организации (форма N 1-У) в электронном виде" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2005 г. N 01/5785-ВЯ приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета, 2005, N 35);
и) от 8 августа 2005 г. N 99н "О порядке представления страховыми организациями ведомственного государственного статистического наблюдения N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-___________ 20___ года" в электронном виде" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 01/6964-ВЯ приказ не нуждается в государственной регистрации; Финансовая газета (Региональный выпуск), 2005, N 41);
к) от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г., регистрационный N 6968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 36) (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N 53н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2007 г. регистрационный N 9713; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 31), от 20 октября 2008 г. N 115 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2008 г., регистрационный N 12719; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 48), от 14 ноября 2008 г. N 130н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12848; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 52);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 20 октября 2008 г. следует читать как "N 115н"
л) от 16 декабря 2005 г. N 149н "Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7389; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 6 (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 79н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 октября 2007 г., регистрационный N 10293; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 44), от 14 ноября 2008 г. N 129н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12849; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 52);
м) от 11 мая 2006 г. N 76н "О порядке представления сведений о страховой брокерской деятельности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2006 г., регистрационный N 7943; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, N 26) (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2008 г. N 62н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июля 2008 г., регистрационный N 11932; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 28);
н) от 2 августа 2007 г. N 67н "Об утверждении порядка представления страховыми организациями годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора на сменных носителях информации и промежуточной бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, в виде набора файлов по электронной почте, а также порядка взаимоувязки показателей отчетности" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2007 г., регистрационный N 10034; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 43);
о) от 20 октября 2008 г. N 113н "О форме годовой статистической отчетности N 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год" и порядке ее составления и представления" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2009 г., регистрационный N 13256).
4. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, осуществляется путем проведения следующих видов проверок:
- по месту нахождения субъекта страхового дела (далее - проверка на месте);
- без выезда по месту нахождения субъекта страхового дела (далее - документальная проверка).
Документальная проверка проводится федеральными государственными гражданскими служащими по месту нахождения Службы (Инспекции) посредством изучения представленной отчетности, а также документов и сведений, поступивших от проверяемых субъектов страхового дела и иных источников по соответствующим запросам Службы (Инспекции).
5. Результатом исполнения государственной функции является проверка соблюдения субъектом страхового дела требований страхового законодательства. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, заканчивается следующими юридическими фактами:
5.1. При проведении проверки на месте - составление акта по результатам проверки.
5.2. При проведении документальной проверки - составление заключения по результатам проверки.
6. Заявителями и лицами, выступающими от имени юридических и физических лиц при взаимодействии со Службой при исполнении последней государственной функции, являются единоличный исполнительный орган юридического лица, индивидуальный предприниматель, физическое лицо либо иные лица, уполномоченные указанными лицами на совершение соответствующих действий в установленном законодательством порядке.
7. В процессе исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, Служба (Инспекция) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти (территориальными органами федеральных органов исполнительной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами либо иными лицами, уполномоченными указанными лицами на совершение соответствующих действий в установленном законодательством порядке.
Обращения в службу (Инспекцию) по вопросам исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, направляются в произвольной форме и должны содержать следующую информацию:
для физических лиц: наименование органа, в который направляется обращение (Служба или Инспекция), либо должность, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес обратившегося, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации, изложена суть обращения, личную подпись и дату;
для юридических лиц: наименование органа, в который направляется обращение (Служба или Инспекция), либо должность, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также наименование обратившегося юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации, изложена суть обращения, подпись лица, уполномоченного юридическим лицом, скрепленную печатью, и дату.
К письменному обращению в случае необходимости в подтверждение изложенных в нем фактов могут быть приложены соответствующие его содержанию документы и материалы либо их копии, заверенные в установленном порядке.
Обращения и приложенные к ним документы (или их копии) должны быть представлены на русском языке или заверенные в установленном порядке их переводы на русский язык.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции
8. Место нахождения Службы: 125993, Москва, Миусская площадь, д. 3, стр. 1.
8.1. Почтовый адрес для направления в Службу документов и заявлений по вопросам исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах: 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 1.
8.2. Место принятия документов и заявлений экспедицией Службы: г. Москва, Миусская пл., д. 3 корп. 1, подъезд N 8.
8.3. График работы Службы и Инспекций: понедельник - четверг 9.00-18.00; пятница 9.00 - 16.45.
В предпраздничные дни продолжительность времени работы Службы и Инспекций сокращается на 1 час и прекращается на 1 час раньше.
Часы приема корреспонденции в экспедиции Службы: понедельник - четверг 10.00 - 12.00, 15.00 - 17.00; пятница - 10.00 - 12.00, 14.00 - 16.00.
9. Телефоны Службы для получения справок по входящей корреспонденции по вопросам исполнения государственной функции:
- по вопросам бухгалтерской и статистической отчетности: (495) 251-14-45;
- по вопросам надзора за деятельностью страховых организаций: (495) 251-50-55.
9.1. Электронный адрес для направления в Службу электронных обращений по вопросам исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах: fssn@fssn.ru.
10. На официальном сайте Службы: www.fssn.ru размещается следующая информация:
текст настоящего Административного регламента с приложениями;
сведения о местонахождении, графике работы, контактных телефонах, адресах электронной почты Инспекций согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту;
порядок информирования о ходе исполнения государственной функции;
порядок обжалования решений, действия или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
11. Структурными подразделениями Службы и Инспекций, исполняющими государственную функцию по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, являются структурные подразделения Службы и Инспекций, положениями о которых предусматривается исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах.
12. При выдаче по справочному номеру телефона справок по входящей корреспонденции, связанной с исполнением государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, предоставляется следующая информация:
о входящих номерах, под которыми зарегистрирована в системе делопроизводства Службы и Инспекции письменная корреспонденция;
о направлении ответа;
о месте размещения на официальном сайте Службы справочных и статистических материалов.
При ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения специалисты Службы (Инспекции) соблюдают правила деловой этики.
13. Исполнение государственной функции проводится на бесплатной основе.
Сроки исполнения государственной функции
14. Государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, реализуется в следующие основные сроки.
14.1. Срок проведения документальных проверок, то есть продолжительность периода времени между датой начала и датой окончания документальных проверок, включая составление заключения по результатам проверки, составляет до 30 (тридцати) календарных дней от даты начала проверки, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.
Датой начала проверки считается дата представления субъектом страхового дела в Службу (Инспекцию) бухгалтерской и статистической отчетности, а также документов и сведений от проверяемых субъектов страхового дела и иных государственных органов по соответствующим запросам Службы (Инспекции).
Датой окончания проверки считается день подписания заключения о соответствии (несоответствии) отчетности требованиям страхового законодательства.
Срок проведения документальной проверки может быть продлен на основании мотивированного обоснования специалиста Службы (Инспекции), проводящего проверку, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней. В случае принятия решения о продлении срока документальной проверки указанное решение доводится до сведения проверяемого субъекта страхового дела.
14.1.1. Контроль за соблюдением сроков представления субъектами страхового дела в Службу и Инспекции бухгалтерской и статистической отчетности осуществляется в течение 30 календарных дней со дня, установленного нормативными правовыми актами, указанными в подпунктах "в", "г", "д", "е", "м" пункта 3.5 настоящего Административного регламента.
14.1.2. Контроль за соответствием отчетности требованиям нормативных правовых актов осуществляется в течение 30 календарных дней со дня представления в Службу (Инспекцию) статистической и бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора.
14.1.3. Контроль за исполнением требований финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиками, имеющими неисполненные предписания за нарушения, выявленные по результатам рассмотрения отчетности за предыдущие периоды, осуществляется в течение 30 дней с момента поступления отчетности в Службу (Инспекцию). Контроль обеспечения страховщиками требований финансовой устойчивости и платежеспособности, не имеющими неисполненных предписаний, осуществляется Службой (Инспекциями) до момента поступления в Службу (Инспекцию) последующей отчетности.
14.2. Срок проведения проверок на местах, то есть продолжительность периода времени между датой начала и датой окончания проверок на местах, включая составление акта по результатам проверки, может быть установлен до 60 (шестидесяти) календарных дней от даты начала проверки приказом Службы (Инспекции) о проведении проверки.
Датой начала проверки на месте считается дата предъявления руководителем рабочей группы по проведению проверки на месте, создаваемой в соответствии с пунктами 16.4, 16.5, 16.7, 16.8, 16.9 настоящего Административного регламента (далее - рабочая группа), копии приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте руководителю (лицу, его замещающему) субъекта страхового дела.
Датой окончания проверки на месте считается день подписания акта проверки руководителем рабочей группы.
Проверка на месте может быть завершена раньше срока, установленного в приказе на проведение проверки на месте.
Срок проведения проверки на месте может быть продлен лицом, подписавшим приказ Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте, на основании мотивированного предложения руководителя рабочей группы, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней. В случае продления срока проверки в приказ Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте вносятся соответствующие изменения. Приказ Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте в новой редакции доводится до сведения проверяемого субъекта страхового дела.
14.3. Служба (Инспекция) в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты окончания проверки на месте направляет субъекту страхового дела заказным письмом с уведомлением о вручении акт по результатам проверки.
Акт по результатам проверки может быть выдан лично руководителю субъекта страхового дела либо представителю субъекта страхового дела, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае на экземпляре акта о результатах проверки, который остается в Службе (Инспекции), руководитель субъекта страхового дела либо представитель субъекта страхового дела, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, расписывается и указывает дату получения акта о результатах проверки.
При выявлении в ходе проверки нарушений страхового законодательства Российской Федерации в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней после окончания проверки Служба (Инспекция) выдает субъекту страхового дела предписание.
III. Административные процедуры
Проведение документальной проверки
15. Документальная проверка включает действия по контролю и надзору за предоставлением субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности, иных документов и сведений, затребованных в целях осуществления государственного страхового надзора, соответствием отчетности и документов, представленных в ответ на запрос, требованиям нормативных правовых актов, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также контроль и надзор за представлением и за соответствием деятельности субъектов страхового дела, согласно указанным документам, требованиям законодательства.
15.1. В ходе проведения документальной проверки у субъектов страхового дела могут быть затребована бухгалтерская и статистическая отчетность, утвержденная нормативными актами, указанными в подпунктах "в", "г", "д", "е", "м" пункта 3.5 настоящего Административного регламента.
15.2. Юридическим фактом, являющимся основанием для осуществления контроля за представлением субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности, соответствием отчетности требованиям нормативных правовых актов, является поступление от субъектов страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности либо непоступление отчетности в сроки, установленные нормативными правовыми актами, указанными в подпунктах "в", "г", "д", "е", "м" пункта 3.5 настоящего Административного регламента.
Юридическим фактом, являющимся основанием для осуществления контроля за соответствием отчетности страховщиков требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности является подтверждение достоверности поступившей от субъектов страхового дела бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора.
Юридическим фактом, являющимся основанием для применения мер государственного страхового надзора, является заключение о несоответствии деятельности субъекта страхового дела требованиям страхового законодательства.
15.3. Контроль за предоставлением субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности осуществляется путем контроля за соблюдением субъектами страхового дела установленных сроков представления в Службу и (или) Инспекцию бухгалтерской и статистической отчетности.
15.4. Контроль за соответствием отчетности требованиям нормативных правовых актов включает:
- контроль за комплектностью представленных документов;
- контроль за полнотой и правильностью заполнения показателей в предусмотренных формах бухгалтерской и статистической отчетности;
- контроль за соблюдением взаимоувязок показателей форм бухгалтерской и статистической отчетности, установленных приказами Министерства финансов Российской Федерации, указанными в подпунктах "з", "и", "н", "о" пункта 3.5 настоящего Административного регламента.
15.5. Контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности осуществляется Службой (Инспекцией) и включает:
- контроль исполнения требований по формированию страховых резервов;
- контроль за соблюдением требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов;
- контроль за соблюдением требований к соотношению активов и принятых страховщиками страховых обязательств;
- контроль за соблюдением требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- контроль за соблюдением требований по квотам на перестрахование;
- контроль за соблюдением требований к выдаче банковских гарантий.
15.6. Результатом контроля сроков представления субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности является список субъектов страхового дела, не представивших к установленному сроку отчетность.
15.7. Результатом контроля соответствия отчетности требованиям приказов Министерства финансов Российской Федерации, указанных в подпунктах "в", "г", "д", "е", "и", "м", "н", "о" пункта 3.5 настоящего Административного регламента, является заключение о выполнении или невыполнении субъектами страхового дела указанных нормативных правовых актов (далее - заключение).
15.8. Результатом контроля финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков является заключение об исполнении (неисполнении) страховщиками требований к финансовой устойчивости и платежеспособности.
15.9. Результаты контроля за предоставлением субъектами страхового дела бухгалтерской и статистической отчетности, соответствием отчетности требованиям нормативных правовых актов, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности фиксируются в информационной системе Службы (Инспекции), автоматизированной системе делопроизводства Службы (Инспекции) и автоматизированной системе ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела.
15.10. Должностным лицом, ответственным за осуществление документальных проверок, является заместитель руководителя Службы, курирующий работу структурного подразделения Службы, к функциям которого положением о структурном подразделении отнесено осуществление документальной проверки, а также руководитель Инспекции (заместитель руководителя Инспекции).
Проведение проверки деятельности субъекта страхового дела на местах
16. Проверка деятельности субъектов страхового дела на местах проводится с целью контроля и надзора за соблюдением ими норм страхового законодательства Российской Федерации.
16.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для осуществления контроля деятельности субъектов страхового дела в виде проверки их деятельности на месте на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации, является издание приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.
Юридическим фактом, являющимся основанием для применения мер государственного страхового надзора, является акт о несоответствии деятельности субъекта страхового дела требованиям страхового законодательства Российской Федерации.
16.2. Проверка деятельности субъектов страхового дела на местах на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации проводится на основании годового плана проверок субъектов страхового дела, утвержденного руководителем Службы.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с исполнением государственной функции (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Проверка на месте проводится только теми специалистами Службы (Инспекции), которые указаны в приказе Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.
16.3. В ходе проведения проверки у субъектов страхового дела могут быть затребованы следующие документы:
документы, содержащие информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора (за исключением документов, содержащих информацию, составляющую банковскую тайну).
16.4. Контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации путем проведения проверок их деятельности на местах включает:
- выборку основных показателей деятельности и данных о субъекте страхового дела, имеющихся в Службе (Инспекции);
- составление программы проверки;
- формирование рабочей группы;
- издание приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте;
- сбор необходимых сведений и документов, их проверка и анализ;
- составление акта по результатам проверки;
- вручение акта по результатам проверки.
16.5. Проверка деятельности субъектов страхового дела на месте осуществляется на основании приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки, в котором определяются:
- наименование проверяемого субъекта страхового дела;
- предмет (тема) проверки;
- состав рабочей группы, проводящей проверку, с указанием руководителя рабочей группы;
- сроки проведения проверки;
- проверяемый период;
- программа проверки, являющаяся приложением к приказу.
16.6. Для проведения каждой проверки на месте составляется программа проверки.
Тема проверки в программе проверки указывается в соответствии с Планом проверок субъектов страхового дела на местах, утвержденным руководителем Службы.
Программы проверок разрабатываются структурными подразделениями Службы (Инспекции), ответственными за проведение проверок на местах.
Программа проверки должна содержать:
- полное наименование и регистрационный номер субъекта страхового дела по данным единого государственного реестра субъектов страхового дела;
- тему проверки;
- перечень основных вопросов, по которым рабочая группа проводит в ходе проверки контрольные действия.
Программы проверок подписываются руководителем структурного подразделения Службы (Инспекции), ответственного за проведение проверки, согласовываются заместителем руководителя Службы (Инспекции), курирующим данное структурное подразделение, и направляются на утверждение руководителю Службы (Инспекции).
Программы проверок деятельности на местах утверждаются не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до начала проверки.
При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки на месте программа проверки может быть изменена, в том числе в части основных вопросов, по которым рабочая группа проводит в ходе проверки контрольные действия. Внесение изменений производится на основании докладной записки руководителю структурного подразделения Службы (Инспекции), ответственного за проведение проверки.
Программа проверки с внесенными изменениями и докладная записка с изложением причин о необходимости внесения изменений, составленная руководителем рабочей группы, утверждаются в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
16.7. Срок проведения проверки на месте, численный и персональный состав рабочей группы устанавливаются исходя из темы проверки, объема предстоящих контрольных действий (проверяемого периода, объема проводимых субъектом страхового дела страховых операций, привлечения сторонних организаций и органов исполнительной власти, метода проверки и пр.)
16.8. Ответственным за проведение отдельной проверки на месте является руководитель рабочей группы, определенный в приказе Службы (Инспекции) о проведении данной проверки.
Исходя из темы проверки на месте и ее программы руководитель рабочей группы определяет объем и состав контрольных действий и ответственного исполнителя из членов рабочей группы по каждому вопросу программы проверки, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
16.9. Руководитель рабочей группы в ходе проведения проверки субъекта страхового дела на месте организует взаимодействие рабочей группы с уполномоченным лицом проверяемого субъекта страхового дела.
Члены рабочей группы по согласованию с руководителем рабочей группы имеют право:
- запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемого субъекта страхового дела все документы (информацию, объяснения или пояснения в письменном виде) за проверяемый период, необходимые для достижения целей проверки и принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (Инспекции);
- получать для приобщения к материалам проверки копии документов, прошитые, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела, лиц, их замещающих, и оттиском печати субъекта страхового дела;
- получать у руководителя и работников проверяемого субъекта страхового дела разрешение на доступ к используемым информационным системам и документации субъекта страхового дела, хранящейся в них, а также получать письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их эксплуатацией;
- получать доступ к информационным системам субъекта страхового дела в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов и копии иных записей (в присутствии сотрудников проверяемого субъекта страхового дела).
В ходе проведения проверки рабочая группа проверяет документы и информацию, представленные субъектом страхового дела.
Руководитель и члены рабочей группы обязаны не разглашать сведения, полученные в ходе проверки субъекта страхового дела на месте и составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16.10. При подготовке к проведению проверки на месте участники рабочей группы должны изучить: программу проверки; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся темы проверки; при необходимости - бухгалтерскую и статистическую отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемого субъекта страхового дела.
16.11. Не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проведения проверки на месте в адрес субъекта страхового дела направляется запрос возможными доступными способами (факс, телеграмма, нарочным и т.п.) с требованием подготовить для представителей рабочей группы необходимые документы, а также обеспечить рабочие места, оснащенные оргтехникой.
По прибытии в проверяемый субъект страхового дела руководитель рабочей группы должен предъявить руководству субъекта страхового дела копию приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте, ознакомить с основными вопросами проводимой проверки согласно утвержденной программе проверки, представить членов рабочей группы, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
Члены рабочей группы должны иметь при себе служебные удостоверения установленного образца.
16.12. Проверки деятельности субъекта страхового дела на местах могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности операций, относящихся к одному вопросу программы проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части операций, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем рабочей группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности операций по изучаемому вопросу.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает руководитель Службы (Инспекции) исходя из содержания вопроса программы проверки, объема операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета в проверяемой организации, срока проверки и иных обстоятельств, что отражается в приказе Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.
16.13. В случае непредставления субъектом страхового дела затребованных рабочей группой документов, необходимых для проведения проверки на месте, либо представления их не в полном объеме, членами рабочей группы составляется справка, на основании которой субъекту страхового дела в течение 3 (трех) рабочих дней с даты составления справки направляется предписание, в котором устанавливается срок для представления затребованных документов.
В случае отказа от представления затребованных рабочей группой документов, необходимых для проведения проверки на месте, в акте по результатам проверки делается соответствующая запись.
16.14. По результатам проверки составляется акт о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта страхового дела страховому законодательству Российской Федерации.
Акт по результатам проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте по результатам проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Акт по результатам проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
Вводная часть акта по результатам проверки должна содержать следующие сведения:
- предмет (тему) проверки;
- дату и место составления акта по результатам проверки;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех членов рабочей группы, проводивших проверку;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- наименование и регистрационный номер субъекта страхового дела по данным единого государственного реестра субъектов страхового дела;
- программа проверки;
- иные данные, необходимые, по мнению руководителя рабочей группы, для полной характеристики проверенного субъекта страхового дела.
Структура описательной части акта по результатам проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности субъекта страхового дела. Описательная часть акта по результатам проверки должна содержать сведения:
- о документах (информации), предоставленных (не предоставленных) субъектом страхового дела в течение срока проведения проверки субъекта страхового дела;
- о фактах (событиях) выявленных нарушений и недостатков в деятельности субъекта страхового дела с указанием нарушений конкретных положений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых были нарушены субъектом страхового дела, не устраненных к моменту их выявления, или об их отсутствии;
- об устранении субъектом страхового дела на дату завершения проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности субъекта страхового дела.
Заключительная часть акта по результатам проверки на месте должна содержать выводы рабочей группы по результатам проверки субъекта страхового дела, обобщенную информацию об основных результатах проверки субъекта страхового дела, в том числе выявленных нарушениях.
16.15. При составлении акта по результатам проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Записи в акте по результатам проверки излагаются на основе проверенных документов и материалов, имеющихся в проверяемом субъекте страхового дела. Указанные документы (копии) и материалы могут прилагаться к акту по результатам проверки.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение.
Не допускается включение в акт по результатам проверки различного рода выводов, предположений, не подтвержденных соответствующими документами, а также субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации в сфере страхового дела, заверяются подписью руководителя субъекта страхового дела или иного уполномоченного им лица и печатью субъекта страхового дела, где проходила проверка.
16.16. Акт по результатам проверки в 2 (двух) экземплярах (один экземпляр для Службы (Инспекции), второй - для субъекта страхового дела) составляется руководителем рабочей группы на основании датированных и подписанных членами рабочей группы справок. В случае невозможности подписания справки отдельными членами рабочей группы (болезнь, отпуск, служебная командировка и иные объективные причины) руководитель рабочей группы делает отметку о причине отсутствия подписи соответствующего члена рабочей группы.
В случае несогласия руководителя рабочей группы с выводами члена рабочей группы, изложенными в справке (заключении), руководитель рабочей группы имеет право внести соответствующие изменения, дополнения, исключения, проинформировав об этом члена рабочей группы, с дальнейшим оформлением акта по результатам проверки на местах.
Акт по результатам проверки должен быть подписан руководителем рабочей группы.
16.17. Руководитель рабочей группы устанавливает по согласованию с руководителем субъекта страхового дела срок для ознакомления и вручения последнему акта по результатам проверки и его подписания либо о направлении акта по результатам проверки субъекту страхового дела заказным письмом с уведомлением, но не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания акта по результатам проверки руководителем рабочей группы.
В случае выдачи руководителем рабочей группы акта по результатам проверки лично руководителю субъекта страхового дела (или лицу, им уполномоченному) последний при получении одного экземпляра акта по результатам проверки делает запись в экземпляре акта по результатам проверки, который остается в Службе (Инспекции). Такая запись должна содержать в том числе дату получения акта о результатах проверки, подпись лица, который получил акт по результатам проверки, и расшифровку этой подписи с приложением документов, подтверждающих полномочия.
В случае отказа руководителя субъекта страхового дела подписать или непосредственно получить акт по результатам проверки руководителем рабочей группы в акте по результатам проверки делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта по результатам проверки. При этом акт по результатам проверки в тот же день направляется проверенному субъекту страхового дела заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенному субъекту страхового дела.
Документ, подтверждающий факт направления акта по результатам проверки субъекту страхового дела, приобщается к материалам проверки.
16.18. Руководитель субъекта страхового дела вправе не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения акта по результатам проверки направить в Службу (Инспекцию) письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки.
16.19. Руководитель рабочей группы в срок до 15 рабочих дней со дня получения от проверенного субъекта страхового дела письменных возражений по акту по результатам проверки уведомляет субъекта страхового дела о результатах рассмотрения его возражений в порядке, аналогичном указанному в пункте 16.17 настоящего Административного регламента.
16.20. Руководитель рабочей группы по результатам проведенной проверки на месте готовит и направляет руководителю Службы (Инспекции) согласованную с руководителем структурного подразделения, ответственного за проведение проверки на месте, и заместителем руководителя Службы (Инспекции), курирующим работу соответствующего структурного подразделения Службы (Инспекции), докладную записку о результатах проверки с предложением о принятии либо о непринятии к субъекту страхового дела, в котором проводилась проверка, мер государственного страхового надзора в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания проверки.
16.21. Результаты контроля деятельности субъектов страхового дела в виде проверки их деятельности на месте на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации фиксируются в информационной системе Службы (Инспекции), автоматизированной системе делопроизводства Службы (Инспекции) и автоматизированной системе ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела.
16.22. Должностным лицом, ответственным за осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации путем проведения проверок их деятельности на местах, является заместитель руководителя Службы, курирующий работу структурного подразделения Службы, к функциям которого положением о структурном подразделении отнесено проведение проверок их деятельности на местах, а также руководитель Инспекции (заместитель руководителя Инспекции).
IV. Порядок и форма контроля за исполнением государственной функции
17. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, осуществляется структурным подразделением Службы, ответственным за проведение внутреннего контроля и аудита.
17.1 Текущий контроль исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, осуществляется посредством:
проверки качества соблюдения и исполнения должностными лицами положений настоящего Административного регламента;
проверки обоснованности выдачи предписаний, в том числе на предмет соответствия выданных предписаний страховому законодательству Российской Федерации.
17.2. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок качества исполнения государственной функции устанавливаются планом работы Службы и утверждаются руководителем Службы. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя - внеплановая проверка.
17.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение специалистами Службы (Инспекции) по их вине возложенных на них должностных обязанностей по проведению административных процедур при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, в отношении указанных специалистов Службы (Инспекции) применяются дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215).
Должностные лица в случае совершения ими правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действия (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции
18. Действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) Службы (Инспекций), решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Административного регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
18.1. В досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц (специалистов):
Инспекций - руководителю Инспекции и (или) в Службу;
Службы - руководителю Службы, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц (специалистов) Инспекций;
Руководителя Службы - в Министерство финансов Российской Федерации.
18.2. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы (обращения) в Службу лично от заявителя (представителя заявителя) или в виде почтового отправления, а также по номерам телефонов и адресу электронной почты, указанным в приложении N 1 настоящего Административного регламента.
18.3. Должностные лица Службы (Инспекций) проводят личный прием заявителей (их представителей).
Личный прием должностными лицами Службы (Инспекций) проводится в установленные для приема дни и время.
18.4. Информирование заявителей (представителей заявителей) о днях и времени приема, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве лица, осуществляющего прием, проводится по телефонам, указанным в пункте 9 и в приложении N 1 настоящего Административного регламента.
В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
18.5. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента ее регистрации.
В исключительных случаях (в том числе при направлении Службой запроса в соответствующую Инспекцию о представлении дополнительных документов и материалов), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов руководитель Службы (Инспекции), иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя.
18.6. Требования к оформлению жалобы (обращения) и информация, которая должна содержаться в жалобе (обращении), а также перечень документов, которые необходимо приложить к жалобе (обращению), указаны в пунктах 6-7 настоящего Административного регламента.
18.7. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.
18.8. При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов.
Если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, в письменном виде, если его почтовый адрес поддается прочтению.
Если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Службы, иное уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы рассматривались в Службе. О данном решении заявитель, направивший жалобу, уведомляется в письменном виде.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, жалоба может быть направлена повторно.
18.9. Страховая организация, иное лицо, считающее, что его права нарушены, имеет право на обжалование решений, действий или бездействия должностных лиц Службы и Инспекций в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки обжалования, правила подведомственности и подсудности устанавливаются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.