Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего судьи Ноговицина С.А.,
судей Шаниной С.А., Лобановой Л.В.,
при секретаре Волковой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Ноговицина С.А. дело по апелляционной жалобе Александровской О.В. на решение Октябрьского районного суда города Иваново от 15 октября 2012 года по иску Александровской О.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Ивановской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области об обязании считать назначенной на должность, заключить контракт, зачесть период работы в выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда, признании отказа в приеме на службу незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Александровская О.В. обратилась в суд с первоначальным иском к УФМС России по Ивановской области, УМВД России по Ивановской области, в котором просила суд признать приказ УФМС России по Ивановской области в приеме на вакантную аттестованную должность инспектора отдела УФМС России по Ивановской области необоснованным; обязать УФМС России по Ивановской области заключить контракт о прохождении службы на аттестованной должности инспектора отдела УФМС России по Ивановской области со дня окончания проведения проверок.
В обоснование иска Александровская О.В. указала на то, что ответчиком были нарушены сроки приема на службу в УФМС России по Ивановской области на должность, регламентируемые пунктами 2,3,4,5 статьи 19 ФЗ N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также трудовое законодательство и её права, содержащиеся в статьях 3, 22, 64 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила заявленные ею требования и просила суд обязать УФМС России по Ивановской области считать ее назначенной на должность УФМС России по Ивановской области с момента подписания приказа об исполнении ею обязанностей начальника указанного выше отделения; заключить с ней контракт с даты подписания приказа об исполнении обязанностей начальника отделения; зачесть период с момента подписания начальником УФМС России по Ивановской области приказа об исполнении ею обязанностей начальника отделения по настоящее время включительно в выслугу лет службы в органах внутренних дел; взыскать с УФМС России по Ивановской области моральный ущерб, а также признать отказ УФМС России по Ивановской области в приеме на службу в ОВД незаконным.
Решением Октябрьского районного суда города Иванова от 15 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Александровской О.В. отказано.
С решением суда не согласна Александровская О.В. В апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.
Выслушав пояснения Александровской О.В., поддержавшей жалобу, представителей УФМС России по Ивановской области по доверенности Лукиной М.С., Ковалева Д.Н., возражавших на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 30 августа 2011 года Александровская О.В. обратилась к начальнику УФМС России по Ивановской области с заявлением о рассмотрении представленных документов с целью изучения возможности приема её на службу (работу) в органы внутренних дел, предоставила анкету.
В рамках прохождения отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации 14 сентября 2011 года Александровская О.В. прошла психофизиологическое обследование для назначения на должность, а 26 сентября 2011 года - военно-врачебную комиссию по должности инспектора УФМС России по Ивановской области, 02 декабря 2011 года предоставила автобиографию, а 16 декабря 2011 года - справку из ИФНС.
23 декабря 2011 года истец обратилась в УФМС России по Ивановской
области с заявлением, в котором просила разъяснить причины
"преднамеренного чинения препятствий отделом кадров УФМС при приеме
на работу".
Письмом заместителя начальника УФМС России по Ивановской области от 20 января 2012 года истец была приглашена в отдел кадрового и правового обеспечения, делопроизводства и режима УФМС России по Ивановской области для оформления документов.
25 января 2012 года истец обратилась к начальнику УФМС России по
Ивановской области с заявлением, в котором просит принять её на службу в
органы внутренних дел на должность инспектора УФМС России по
Ивановской области на период отпуска ... по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
14 февраля 2012 года истец обратилась к начальнику УФМС России по Ивановской области с заявлением, в котором просила принять её на работу на должность инженера отделения тылового и ресурсного обеспечения.
14 февраля 2012 года приказом начальника УФМС России по Ивановской области Александровская О.В. была принята на работу в отделение тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области на должность инженера. В этот же день с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок без испытательного срока.
Приказом начальника УФМС России по Ивановской области от 17 февраля 2012 года Александровская О.В. назначена исполнять дополнительные обязанности по должности начальника того же отделения без освобождения от основной работы на период вакансии по должности с 17 февраля 2012 года. Истцу установлена доплата за исполнение дополнительных обязанностей временно отсутствующего работника в размере 30 % должностного оклада. В тот же день истец была ознакомлена с приказом.
05 марта 2012 года начальнику ОРЧ (СБ) УМВД России по Ивановской области в связи с рассмотрением вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации было направлено личное дело Александровской О.В. для согласования. В заключении о приеме на службу в органы внутренних дел 24 апреля 2012 года начальником ОРЧ (СБ) УМВД России по Ивановской области сделан вывод по результатам изучения и проверки кандидата Александровской о том, что нецелесообразно ее назначение на службу в ФМС России.
Приказом врио начальника УФМС России по Ивановской области от 16 мая 2012 года отменен приказ от 17 февраля 2012 года, с 16 мая 2012 года Г. назначен исполнять дополнительные обязанности по должности начальника отделения тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области.
16 мая 2012 года Александровская О.В. обратилась в УФМС России по Ивановской области с заявлением, в котором просила дать письменный ответ о причинах отказа в приеме на службу на аттестованную должность инспектора отдела УФМС России по Ивановской области.
05 июня 2012 года и.о. начальника УФМС России по Ивановской области, Александровской О.В. было сообщено, что в приеме на службу в органы внутренних дел ей отказано на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
05 июня 2012 года в адрес истца было направлено письмо начальника отдела кадрового и правового обеспечения, делопроизводства и режима УФМС России по Ивановской области, в котором указано, что Александровской О.В. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел РФ ввиду несоответствия квалификационным требованиям к должности в органах внутренних дел - инспектора отдела УФМС России по Ивановской области во Фрунзенском районе города Иванова.
Приказом начальника УФМС России по Ивановской области от 07 сентября 2012 года Г. назначен на должность начальника отделения тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области.
Данные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения указанного спора, судом первой инстанции были правильно установлены и сторонами не оспаривались.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными и не влекущими отмену решения.
Порядок отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних
дел Российской Федерации на момент обращения истца в УФМС России по Ивановской области с указанным выше заявлением от 30 августа 2011 года устанавливался Инструкцией, утвержденной приказом МВД РФ от 19 мая 2009 года N 386 (далее по тексту - Инструкцией). В соответствии с пунктом 11 Инструкции предварительное изучение кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел организуется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата. Кандидат подает заявление (приложение N 1 к Инструкции), заполняет анкету (приложение N 2 к Инструкции), пишет автобиографию (приложение N 3 к Инструкции). Порядок проведения проверки кандидатов, принимаемых на службу (работу) в органы внутренних дел регламентирован разделом IV Инструкции.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), урегулировавший вопросы возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ Инструкция применяется в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
В соответствии с пунктами 16.8, 16.9 Положения об УФМС по Ивановской области, утвержденного приказом директора ФМС России от 02 декабря 2005 года N142, начальник УФМС организует и обеспечивает подбор, расстановку и профессиональную подготовку кадров, осуществляет в пределах своей компетенции прием, назначение сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа.
Суд первой инстанции с учетом правильно исследованных и верно оцененных в решении доказательств и указанных норм закона, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Александровской О.В.
Доводы жалобы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, являются несостоятельными.
При этом ссылка заявителя на то, что факт обращения истицы с заявлением по утвержденной форме и предоставление необходимых документов необходимо расценивать как основание для начала оформления истицы на вакантную должность начальника отделения тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку сторонами указанный факт не оспаривался.
Кроме того, несостоятельны доводы жалобы о том, что 25 января 2012 года при подписании заявления о приеме Александровской О.В. на должность инспектора отдела УФМС России по Ивановской области не была ознакомлена с должностной инструкцией, поскольку данное обстоятельство опровергается сведениями, содержащимися в указанном заявлении, согласно которым истица ознакомлена с обязанностями по должности, о чем лично расписалась (л.д.80).
Ссылка заявителя на то, что в нарушение требований статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации она не была ознакомлена с приказом от 16 мая 2012 года о снятии с нее обязанностей начальника отделения тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области также не может являться основанием к отмене решения суда по настоящему спору, предметом которого являлось оспаривание действий УФМС России по Ивановской области по отказу в приеме на службу в органы внутренних дел. Сам по себе приказ от 17 февраля 2012 года о возложении на Александровскую О.В. дополнительных обязанностей по должности начальника отдела не является правовым основанием для удовлетворения ее требований о необходимости считать ее назначенной на должность начальника отделения тылового и ресурсного обеспечения УФМС России по Ивановской области с момента подписания указанного приказа.
Доводы жалобы о незаконности отказа врио начальника УФМС России по Ивановской области в приеме Александровской О.В. на службу в органы внутренних дел от 05 июня 22012 года по причине несоответствия истицы квалификационным требованиям к указанной должности, так как согласно инструкции инспектора отдела УФМС России по Ивановской области для назначения на данную должность необходимо иметь высшее образование, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела
УФМС России по Ивановской области Т. на нее возложены обязанности по составлению административных протоколов по главам 18 и 19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации проведение
административных расследований.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в число квалификационных требований к
должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава,
выполнение обязанностей по которым предусматривает среди прочего
административное расследование входит наличие высшего профессионального юридического образования.
Как правильно установил суд, истец Александровская О.В. 27 апреля 2000 года окончила Рязанский институт права и экономики Министерства юстиции РФ, ей присуждена квалификация экономист-менеджер по специальности "Экономика и управление на предприятиях машиностроения".
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции относительно несоответствия истицы квалификационным требованиям к указанной должности являются правильными, а доводы жалобы об обратном несостоятельными.
Ссылка заявителя на нарушение судом первой инстанции принципа равенства граждан перед законом и судом является голословной и материалами дела не подтверждается. Нарушения прав истца на судебную защиту, судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных суду доказательств, и не содержит подтверждений, которые могли бы послужить основанием для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, изучение материалов дела не дает оснований согласиться с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Иванова от 15 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александровской О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.