Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Конышевой И.Н.,
при секретаре Даниловой О.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Яковлева Виктора Никифоровича на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 ноября 2013 года по иску Яковлева Виктора Никифоровича к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Управлению министерства социального развития и труда Астраханской области в Икрянинском районе Астраханской области, Министерству финансов Российской Федерации, Агентству по занятости населения Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью,
УСТАНОВИЛА:
Яковлев В.Н. обратился в суд с иском, указав, что является инвалидом "данные изъяты" группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему производится ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров и ежегодная выплата компенсации за вред здоровью. Последняя индексация указанных выплат произведена истцу в 2007 году на основании решения Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ и составила: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров "данные изъяты", ежегодная компенсация за вред здоровью "данные изъяты". После указанной даты индексация выплат истцу не производилась. Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации с 1 января 2013 года должна составлять "данные изъяты", задолженность по выплате с 1 июня 2007 года по 1 ноября 2013 года составляет "данные изъяты" рублей. Ежегодная компенсация за вред здоровью с учетом индексации с 1 января 2013 года должна составлять "данные изъяты", задолженность по выплате составляет "данные изъяты".
Представители Управления Министерства социального развития и труда в Икрянинском районе Астраханской области, Агентства по занятости населения Астраханской области, Министерства финансов Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимали.
Истец считает, что его законные права нарушены, просит провести индексацию указанных выплат в соответствии с действующим законодательством и взыскать с ответчиков задолженность по выплатам.
В судебном заседании истец Яковлев В.Н., адвокат Боровая Н.Н. исковые требования поддержали, представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области Сорокина Ю.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 26 ноября 2013 года Яковлеву В.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Яковлев В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда по основания нарушения норм материального права, так как порядок индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлен Постановлениями Правительства Российской Федерации, однако, ответчики в нарушение действующего законодательства индексацию выплат истцу не произвели.
Представитель Агентства по занятости населения Астраханской области направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители Управления Министерства социального развития и труда в Икрянинском района Астраханской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства социального развития и труда Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, Яковлева В.Н., адвоката Боровую Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что истец является инвали "адрес"-ой группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ему производятся ежемесячные выплаты по возмещению вреда здоровью, в том числе и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация на оздоровление, суд первой инстанции правильно указал, что установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Согласно 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
В соответствии со ст. 40 названного Закона гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация на оздоровление.
Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в положения ст. ст. 15 и 40 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ определен порядок индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за прошлое время: с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсации и иных выплат.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены "Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255 утверждены Правила индексации в 2004-2013 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим пункта 1 Приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.
Таким образом, из приведенного анализа правовых норм, регулирующих социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует, что компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, хотя и входят в объем возмещения вреда пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но не являются суммой возмещения вреда и имеют иное наименование.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П данные понятия четко разграничены, применительно к пункту 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 употребляются термины "суммы возмещения вреда", в то время как другие компенсации именуются "иные виды денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда".
В Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, Яковлеву В.Н. проиндексирована компенсация на приобретение продовольственных товаров в установлена в сумме "данные изъяты", как проиндексирована и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам и установлена в размере "данные изъяты".
Начиная с 2008 года по настоящее время указанные денежные компенсации выплачиваются истцу в размерах, установленных решением суда.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 года N 1255 размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2013 год составляет 705 рублей 39 копеек, а размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью составил 1175 рублей 66 копеек.
Таким образом, размер получаемых истцом указанных выплат в настоящее время превышает тот размер компенсаций, который установлен Постановлением Правительства Российской Федерации для инвалидов той группы, к которой относится Яковлев В.Н., в связи с чем, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева Виктора Никифоровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.