Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Магадовой А.В. и Гаджиева Б.Г.,
при секретаре Шуаеве Д.А.,
рассмотрела апелляционную жалобу Министра труда и социального развития Республики Дагестан Т.А.Махмудовой,
на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 5 мая 2011 года, которым постановлено:
"Обязать УСЗН в муниципальном образовании " "адрес"" установить Абдулхаликову Д. М. с 01 апреля 2011 года и выплачивать в дальнейшем ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере N рублей 45 коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Взыскать с УСЗН в муниципальном образовании " "адрес"" единовременно за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) в Абдулхаликова Д. М. пользу сумму в размере N руб. 61 коп. N) за период с 01.01.2000г. по 01.04.2011г".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., объяснения: представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Саликова Н.К., и представителя Управления социальной защиты населения в МО "адрес" по доверенности Мусаевой Х.Б. об отмене решения суда с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении иска Абдулхаликова Д.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулхаликов Д.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО "адрес" о возмещении вреда причиненного здоровью, установлении с 1.04.2011г. ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере N тыс. N руб. 45 коп. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции и взыскании за период с "дата" по "дата" N рублей 64 коп.
В обоснование иска указано, что до июля 2009 года ему была установлена инвалидность 3 группы с 60 % утратой трудоспособности, а с июля 2009 года установлена 2 группа инвалидности со 100% утраты трудоспособности (бессрочно) с формулировкой увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. N179-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) он имеет право на возмещение вреда здоровью, как инвалид-чернобылец, его заработок согласно Архивной справки Управления по комплектованию и подготовке кадров Министерства топлива и энергетики РФ от 06.03.2000г. N 313-А за 23 дня непосредственного участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС составил N руб. 39 коп.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда российской федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 года, необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от24 ноября 1995 года 179-ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N18048).
С 6 января 2000 года названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 года подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, го которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. (Указанное обстоятельство подтверждается пунктом 10 Пленума ВС РФ от 14.112000г. N35).
В соответствии со статьей 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей статьей 12 Федерального закона от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
В соответствии с указаниями Министерства социальной защиты населения РСФСР от 6 декабря 1991г. N 1-112-У (Раздел 3) среднемесячный заработок для назначения пенсии, гражданам (в том числе временно направленным или командированным) работавшим на ликвидации последствий чернобыльской катастрофы по несколько дней в одном или в разных месяцах с перерывами или в одном календарном году или в течение 12 месяцев, но в разные календарные годы исчисляется следующим образом: производится суммирование всех рабочих дней и среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы заработка на фактически отработанные дни, а полученная сумма умножается на 25,4.
Согласно статьи 13 Правил возмещения работодателями вреда, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 в составе заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие).
Поскольку он проработал на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС всею 23 дня, то указанный выше порядок исчисления среднемесячного заработка распространяется на меня.
В связи, с чем среднемесячный заработок для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составит N руб. 39 коп.: 23 х 25,4 = N руб. 47 коп.
Так пунктом 8 разъяснений от 30 ноября 2001 года N 6, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2001 года N 83 предусмотрено, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" для возмещения вреда, определенного в 1986 году, - в 6,7раза: в 1987 году - в 6,4; в 1988 году - в 6,1; в 1989 году - в 5,8; в 1990 году - в 5,5; в 1991 году - в 4,3 раза. Далее в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года -в три раза
Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная денежная сумма, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни 1993-1997годах:с 1 февраля 1993года-в23 раза ;с 1апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года - в1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года -1,259; с 1 ноября 1995 года -в 1,05; с 1 декабря 1995 года- в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза-(сводный коэффициент составит -93,136)
Далее указанная сумма индексируется в соответствии пунктом 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000года N 35 (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. N7) соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288), статьей 318 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200: 132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1июля 2000 года по 1 января 2001 года.
В суде первой инстанции Абдулхаликов Д.М. свои исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Баймурзаева Ч.А. иск признала и пояснила, что возражений по иску не имеет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Судом апелляционной инстанции 16 декабря 2013 года Министерству труда и социального развития Республики Дагестан восстановлен процессуальный срок на обжалование решения Советского районного суда г.Махачкалы от 05 мая 2011 года.
В апелляционной жалобе Министр труда и социального развития РД Махмудова Т.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Д.М.Абдулхаликова по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N35 (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.05.2007года N23) судам, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 годаN31-ФЗ).
В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-ФЗ) гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ, начиная с 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ) вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме.
Поскольку Д.М.Абдулхаликов стал инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы лишь в марте 2008 года и ранее ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ не получал, то на него распространяется действие пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года. N 122-ФЗ) в соответствии с которым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер которой устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что впервые
Д.М.Абдулхаликов обратился за назначением ежемесячной денежной компенсации в апреле 2008 года, это подтверждается распоряжением (личное дело Д.М.Абдулхаликова, стр. N1) о назначении ежемесячной денежной компенсации (т.е. после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, впервые Д.М.Абдулхаликову установили инвалидность 7 марта 2008 года (копия справки медико - социальной экспертизы на стр. N 7), что подтверждает его обращение в орган социальной защиты населения после вступления в силу Федерального закона N 5 от 12 февраля 2001 года, т.е. до июля 2009 года ему была установлена инвалидность 3 группы с 60% утратой трудоспособности, а с 30 июня 2009 года 2 группа инвалидности со 100 % утратой трудоспособности с формулировкой увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы связанной с ликвидацией аварии на ЧАЭС.
В соответствии с п.3 ст.12 ФЗ от 24.07.1998г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Согласно п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в ред. пост. Пленума ВС РФ от 11.05.2007г. N 23) судам, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались п.25 ч.1 ст.14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) и ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-Ф3).
В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда
гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, начиная с 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.
Установлено, что ранее ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ истец не получал.
В связи с этим на истца распространяется действие пункта 15 статьи 14 Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ), в соответствии с которым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер которой устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения, либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.
Так как истцом доказательства того, что в период нахождения на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС произошли устойчивые изменения специальности, квалификации или должности не представлены, то заработок, полученный за время нахождения на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть принят при исчислении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N83 утверждены разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС". В связи с этим является обоснованным и заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о неверной индексации заработка, принятого для исчисления возмещения вреда.
На обозрение суду апелляционной инстанции представлено личное дело Абдулхаликова Д.М., из которого также следует, что истцом доказательства того, что в период нахождения на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС у него произошли устойчивые изменения специальности, квалификации или должности, не приводятся, то заработок, полученный за время нахождения на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть принят при исчислении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.
При указанных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных истцом Абдулхаликовым Д.М. исковых требований не соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Итак, правовых оснований для назначения ежемесячной денежной компенсации исходя из заработной платы у Д.М.Абдулхаликова не имеются, он имеет право на денежную компенсацию исходя из группы инвалидности.
Учитывая выше изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министра труда и социального развития Республики Дагестан удовлетворить.
Решение Советского районного суда гор. Махачкалы Республики Дагестан от 05 мая 2011 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Абдулхаликова Д. М..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.