Судья: Захарова С.Л.
Гр. дело N 33-1457
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2014 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
судей Семченко А.В., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Егорове Е.В.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата города Москвы на решение Тушинского районного суда города Москвы от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сащенко П.А. к военному комиссариату города Москвы о восстановлении выплат возмещения вреда здоровью, о назначении и взыскании компенсации по возмещению вреда здоровью удовлетворить.
Обязать военный комиссариат города Москвы восстановить Сащенко П.А. выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Взыскивать ежемесячно с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Сащенко П.А. компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01 января 2013 года в размере *** руб. с последующей индексацией.
Взыскать с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Сащенко П.А. задолженность по невыплаченным платежам за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года в размере *** руб.",
установила:
Сащенко П.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату города Москвы о взыскании недополученных денежных компенсаций за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года, ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 01 января 2013 года в размере *** руб. с последующей индексацией, ссылаясь на то, что ему установлена инвалидность в связи с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. 30 апреля 1999 года ответчиком ему выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Компенсация на приобретение продовольственных товаров назначена с января 2000 года, ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме - с 14 апреля 2006 года.
В связи с тем, что недополученная денежная компенсация за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года Сащенко П.А. выплачена не была, тогда как он имеет право на ее получение, истец просит взыскать данную компенсацию исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П истец также просит назначить ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты (01 января 2013 года), с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика Т.Р.Е., истца, его представителя Б.К.Е., проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что 11 марта 1996 года майору запаса Сащенко П.А. установлена 2 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 80 процентов.
30 апреля 1999 года военным комиссариатом г. Москвы истцу Сащенко П.А. выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом.
С 01 января 2000 года истцу установлена компенсация на приобретение продовольственных товаров, с 24 апреля 2006 года - ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в твердых денежных суммах.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.
В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.
Указанная выше часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 21-П признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.11.2012 N 24-П часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, сохраняющем силу, - служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
В соответствии с п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 N 24-П поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, т.е. с 20 декабря 2010 года.
Таким образом, действующее законодательство в конституционно-правовом смысле, выявленном в указанных Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривает право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, то есть с 20 декабря 2010 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что недополученная денежная компенсация, выплата которой предусмотрена ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года истцом получена не была, в связи с чем у ответчика сохраняется обязанность по ее выплате. Также на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 21-П суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение с 01 января 2013 года ежемесячных денежных компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда о наличии права истца на получение компенсаций возмещения вреда здоровью правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что истец не имеет право на получение предусмотренных законодательством компенсаций в возмещение вреда здоровью, поскольку документы, подтверждающие наличие у Сащенко П.А. инвалидности и причинной связи с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, выданы органами здравоохранения Украины. На территории Российской Федерации истец медицинского освидетельствования не проходил.
Указанные доводы не могут являться основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении иска.
Так, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ст. 5 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (Заключено в г. Москве 09.09.1994) документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной из Сторон по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации. Решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и необходимости в дополнительных видах помощи имеет юридическую силу для возмещения вреда, причиненного здоровью работника независимо от его места жительства, на территории Сторон, подписавших настоящее Соглашение.
В силу ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Признавая указанные выше доводы ответчика несостоятельными и ссылаясь на данные нормативные положения, суд первой инстанции правильно исходил из подтверждения права истца на получение компенсаций возмещения вреда здоровью материалами дела. Следует отметить, что данное право было признано самим военным комиссариатом г. Москвы, поскольку истцу выдано удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, и ему предоставлялись такие меры (выплата компенсаций).
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости исчисления денежных компенсаций исходя из денежного довольствия в размере, действующем по состоянию на 01 января 2013 года.
Действительно, п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, на который сослался суд, предусматривает, что денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, принимается в размере, действующем на день выплаты.
Между тем данное нормативное положение о принятии денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, подлежит применению с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ и п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, предусматривающих, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов.
Следовательно, названный порядок определения размера денежного довольствия (на день выплаты) подлежал применению в течение 2001 - 2003 годов, когда было предусмотрено произвести выплаты гражданам недополученных денежных компенсаций, поэтому размер денежного довольствия должен определяться по состоянию на указанный период.
Кроме того, принимая денежное довольствие в размере, действующем на 01 января 2013 года, суд первой инстанции не учел, что новое правовое регулирование, осуществленное Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и предусматривающее изменение структуры денежного довольствия военнослужащих, повышение его размеров, введено с 01 января 2012 года. Размеры надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены ч. 13 ст. 2 Федерального закона, размеры окладов по типовым воинским должностям и воинским званиям -Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992.
Названными нормативными правовыми актами не предусмотрено применять указанные надбавки, оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, для определения неполученной за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года денежной компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455.
Как указывалось выше, для определения неполученной денежной компенсации, предусмотренной п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, следует исходить из размера денежного довольствия, действующего в 2001 - 2003 года, то есть в период, когда в централизованном порядке производились выплаты.
Из представленной военным комиссариатом г. Москвы справки следует, что по состоянию на 01 января 2003 года денежное довольствие истца составляло *** рублей.
Неполученная денежная компенсация за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года будет определяться: *** рублей (денежное довольствие) х 80% (степень утраты трудоспособности) = *** рублей (компенсация за месяц) х 21,5 месяцев = *** рублей.
Таким образом, решение суда в данной части следует изменить, а указанную сумму взыскать с ответчика за счет федерального бюджета в пользу истца.
По указанным выше мотивам судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части размера взыскания ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с 01 января 2013 года, поскольку судом первой инстанции неправильно определен размер денежного довольствия, из которого исчисляется компенсация. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 07.11.2012 N 24-П указал, что законодательство предусматривает право инвалидов-чернобыльцев на назначение ежемесячной денежной компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об исчислении неполученных сумм возмещения вреда здоровью из размера денежного довольствия *** рублей (с учетом степени утраты трудоспособности), именно из этого размера необходимо определять ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу с 01 января 2013 года в соответствии с заявленным им требованием.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в прежней редакции) размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О установлено, что в случае, если применение установленного нижеследующими нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
С учетом указанных выше положений денежное довольствие истца индексируется в 2003 - 2004 года по прожиточному минимуму в г. Москве для пенсионеров (1,19 и 1,14), а с 01 января 2005 года - исходя из уровня инфляции (с 01.01.2005 - 1,11, с 01.01.2006 - 1,09, с 01.01.2007 - 1,08, с 01.01.2008 - 1,105, с 01.01.2009 - 1,13, с 01.01.2010 - 1,1, с 01.01.2011 - 1,065, с 01.01.2012 - 1,06, с 01.01.2013 - 1,055).
Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению Сащенко П.А. с 01 января 2013 года, будет определяться в соответствии с расчетом: *** рубля (денежное довольствие с учетом степени утраты трудоспособности на 01 января 2003 года) х 1,19 х 1,14 (индексы прожиточного минимума в 2003, 2004 годах в г. Москве для пенсионеров) х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1,055 (индексы уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год соответственно в 2005-2013 годах) = *** руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета в пользу истца в счет денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01 января 2013 года ежемесячно с последующей индексацией.
Решение суда в остальной части изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Тушинского районного суда города Москвы от 18 сентября 2013 года в части изменить, изложить резолютивную часть решения в указанной части в следующей редакции.
Взыскать с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Сащенко П.А. задолженность по выплате денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01 мая 1999 года по 15 февраля 2001 года в размере *** рублей.
Взыскивать ежемесячно с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Сащенко П.А. денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 1 января 2013 года в размере *** рублей *** копейки с последующей индексацией.
Решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.