Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 февраля 2014 года гражданское дело по иску к филиалу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть о взыскании заработной платы за переработку,
по апелляционной жалобе на решение Щучанского районного суда Курганской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования к войсковой части о взыскании заработной платы за переработку, - оставить без удовлетворения за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., истца Абдрахманова М.Н., его представителя , поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдрахманов М.Н. обратился в Щучанский районный суд Курганской области с иском к филиалу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) (далее - войсковая часть ) о взыскании заработной платы за переработку.
В обоснование заявленных требований указывал, что с по работал инженером по охране окружающей среды (экологом) передвижной лаборатории контроля воздушной среды по первой группе работ с химическим оружием на объекте по хранению и уничтожению химического оружия войсковой части . Продолжительность его рабочей недели составляла 36 часов, тогда как в соответствии со ст. 5 главы II Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", а так же трудового договора от , продолжительность его рабочей недели должна составлять 24 часа. Просил взыскать с войсковой части в его пользу заработную плату за переработку с по исходя из разницы в продолжительности рабочей недели.
В судебном заседании истец Абдрахманов М.Н. и его представитель заявленные требования поддерживали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика войсковой части , , действующие на основании доверенностей, возражали относительно заявленных требований, заявили о пропуске установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Кроме того, полагали, продолжительность рабочей недели истцу установлена обоснованно, так как фактически он выполнял работы по второй группе работ с химическим оружием. Доказательств выполнения работ по первой группе работ истом не представлено, факт привлечения истца к сверхурочной работе доказательствами не подтвержден. Просили истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Щучанским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Абдрахманов М.Н ... В обоснование жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о пропуске им срока для подачи заявления является несостоятельным, поскольку с требованиями о взыскании заработной платы за переработку обращался первоначально . Судом исковое заявление было возвращено в связи с необходимостью первоочередного рассмотрения спора о признании отстранения незаконным, восстановлении на работе. Иск о взыскании задолженности по оплате предъявлен повторно. Указывает на то, что ответчиком не предоставлен приказ об уничтожении актов проб и смывов, не опрошены свидетели, ходатайство об опросе которых заявлено в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции истец Абдрахманов М.Н., его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика войсковой части в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.
С учетом мнения истца, его представителя судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Заслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Рабочее время, в силу ст. 91 ТК Российской Федерации, это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 ТК Российской Федерации).
Сверхурочная работа, в соответствии со ст. 152 ТК Российской Федерации, оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со ст. 92 ТК Российской Федерации, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.11.2002 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором пробтоксичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
В силу ст. 5 указанного Закона, гражданам, занятым на работах, предусмотренных ч. 2 ст. 1, устанавливаются сокращенная 24-часовая рабочая неделя а занятым на работах, предусмотренных ч. 3 ст. 1 - сокращенная 36-часовая рабочая неделя.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 07.11.2002 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 188 утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.
Вышеуказанными Списками предусмотрен объект по хранению и уничтожению химического оружия - г. Щучье, Курганская область (объект ) и должность "инженер (всех категорий и специальностей)".
Согласно Положению о филиале Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части ), утвержденному приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от . предметом деятельности филиала - объект по хранению и уничтожению химического оружия является выполнение работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
Штатным расписанием объекта по хранению и уничтожению химического оружия в передвижной лаборатории контроля воздушной среды предусмотрены штанные единицы, в том числе, инженер по охране окружающей среды (эколог) - 12 единиц.
На объекте по хранению и уничтожению химического оружия мониторинг окружающей среды проводит центральная лаборатория, в состав которой, в том числе входит: лаборатория мониторинга окружающей среды (лаборатория МОС), которая осуществляет мониторинг окружающей среды на территории объекта, санитарно защитной зоны (СЗЗ) и зоны защитных мероприятий (ЗЗМ), осуществляет отбор и анализ проб); технологическая лаборатория (осуществляет отбор и анализ технологических проб -проб отравляющих веществ в боеприпасах и емкостях, реактивных массах и отходах производства). Она входит в состав войсковой части и образована в целях получения аналитической информации по содержанию общепромышленных и специфических загрязняющих веществ (зарина, зомана) и сопутствующих соединений в реакционных массах процессов детоксикации, битумно-солевых массах, растворах дегазационных, в атмосферном воздухе на границе СЗЗ, ЗЗМ, промышленной площадке, в промышленных выбросах в атмосферу, в почве, донных отложениях, в поверхностных, сточных, промывных оборотных водах, атмосферных осадках, снежном покрове, смывах с поверхностей технологического оборудования, входного контроля реагентов, используемых в технологическом процессе.
Основными задачами лаборатории МОС являются проведение работ по отбору проб, подготовке проб и количественному химическому анализу согласно утвержденной области аккредитации в целях экологического мониторинга.
Из материалов дела усматривается, что приказом от истец Абдрахманов М.Н. был принят на работу в войсковую часть в передвижную лабораторию контроля воды, почвы и донных отложений инженером по охране окружающей среды с с испытательным сроком три месяца.
между сторонами был заключен трудовой договор, по условиям которого истцу Абдрахманову М.Н. была установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при допуске работника ко второй группе работ с химическим оружием, предусмотрено сокращение продолжительности рабочей недели до 36 часов; при допуске к первой группе работ - до 24 часов.
Приказом командира войсковой части от истец переведен на работу в передвижную лабораторию контроля воздушной среды по должности инженер по охране окружающей среды (эколог) (по штатному расписанию федеральной целевой программы) на неопределенный срок, что также подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору от .
дополнительным соглашением о расторжении трудового договора по соглашению сторон между Федеральным бюджетным учреждением "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) и Абдрахмановым М.Н. по совместному соглашению трудовой договор от по п. 1 ст. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации расторгнут (том 2, л.д.34-35).
Приказом Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) от Абдрахманов М.Н. принят с на работу на должность инженера по охране окружающей среды (эколог) до окончания действия штатного расписания на 2013 год.
между сторонами был заключен срочный трудовой договор на период с по , по условиям которого истцу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье или сменная работа в соответствии с графиком смен (том 1, л.д. 9-11).
Трудовым договором от Абдрахманову М.Н. установлена сокращенная продолжительность рабочего времени без указания конкретной продолжительности рабочей недели или рабочего дня. В трудовом договоре от и дополнительном соглашении к нему условие об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отсутствует, продолжительность отпуска не указана.
Приказом командира войсковой части от истец был отстранен от работы и до момента обращения в суд, то есть до , трудовые обязанности не выполнял.
Исковые требования истцом заявлены относительно оплаты труда исходя из выполнения им работ по первой группе допуска, и как следствие сокращенной продолжительности времени 24 часа в неделю, разницы в оплате за работу, свыше указанной продолжительности.
В судебном заседании установлено, что оплата труда за работу сверх установленной продолжительности исходя из продолжительности 24 часа в неделю истцу не производилась.
В силу ст. 140 ТК Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
На основании ст. 392 ТК Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Лицам, пропустившим установленный федеральным законом срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании (ст. 112 ГПК Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не пропущен срок на обращение с иском в суд, несостоятельны.
В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Поскольку спорные выплаты истцу не начислялись и не выплачивались, по отношению к требованиям о взыскании платы труда за сверхурочную работу за период с по требования заявлены с нарушением установленного ст. 392 ТК Российской Федерации срока, о пропуске которого заявлено ответчиком в судебном заседании.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске установленного срока обращения за разрешением трудового спора за январь 2013 года.
В соответствии с положением коллективного договора, заработная плата работникам войсковой части выплачивается два раза в месяц не позднее 25 числа текущего месяца и в виде окончательной заработной платы не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем за который выплачивается заработная плата.
Оплата труда за декабрь 2012 года при увольнении, за январь 2013 года произведена в соответствии с установленными сроками (том-4 л.д. 31-50).
Таким образом, о нарушении своего права об оплате труда за январь 2013, истец узнал в (день перечисления оплаты труда), срок давности предъявления требований по данному периоду с учетом праздничных дней истек .
Истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, в апелляционной жалобе Абдрахманов М.Н. указывает на первоначальное обращение за восстановлением его прав , повторно исковое заявление подано , в обоих случаях за пределами установленного срока.
Судом первой инстанции также не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований по существу, поскольку не установлен факт выполнения истцом работ, относящихся к первой группе работ с химическим оружием.
Трудовым договором от должностные обязанности истца не определены, сведений о наличии или отсутствии на рабочем месте вредных и (или) опасных условий труда не имеется, группа выполняемых истцом работ с химическим оружием не указана.
Согласно должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколога) передвижной лаборатории контроля воздушной среды за 2013 год, в должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) передвижной лаборатории воздушной среды входит: организация работы подчиненного персонала смены по выполнению пробоподготовки анализов, осуществление контроля за проведением работ, соблюдение требований безопасности участвующим персоналом при выполнении работ; участие в проведении анализов, разработка необходимых мероприятий, связанных с использованием лабораторного оборудования, внедрением его к эксплуатацию; перед началом работ проверка исправности оборудования на рабочий местах, готовности персонала к началу выполнения работ, наличия химических реактивов и сроков годности; участие в разработке методических и нормативных материалов, технической документации, внесение предложений по организации и распределению обязанностей персонала подчиненной смены; изучение и анализ информации и технических данных для аналитического контроля, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, расчеты с помощью технических средств; контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования лаборатории, принятие мер по устранению недостатков и повышению эффективности их использования; должен знать методики отбора проб, выполнения анализов, проводимых лабораторией, проведение всех работ только с использованием средств индивидуальной защиты; оформление технической документации на приборы и оборудование (паспорта, формуляры, журналы учета технических средств); исследование причин получения ошибочных результатов; контроль за правильной эксплуатацией аналитического оборудования лаборатории; предусмотрено привлечение к проведению работ по обследованию химического оружия, связанного с отбором проб токсических химикатов, относящихся к химическому оружию, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"; работа с применением химических веществ 1 класса опасности, в том числе веществ канцерогенного, мутагенного, фиброгенного свойства - метанол, хлористый метилен, этилацетат, бихромат калия; проведение работы по получению, применению, выделению, очистке, исследованию, испытанию и анализу, синтезу фасовке веществ 1 и 2 классов опасности, принятие участия в принятии и реализации экологически значимых решений; при приеме дежурной смены лично проверять работоспособность радиостанций; проводить инструктаж по технике безопасности (том-1, л.д. 21-24).
Инструкцией по охране труда инженера по охране окружающей среды (эколога) передвижной лаборатории контроля воздушной среды , предусмотрено, что инженер по охране окружающей среды (эколог) обязан осуществлять отбор проб на наличие отравляющих веществ, проводить развертывание и свертывание метеостанции, пробоотборной мачты совместно с водителем, проводить запуск газоаналитического оборудования. Кроме того, ему запрещено перевозить лиц, не входящих в состав смены, делать остановки во время следования передвижной лаборатории и др.
Указанные инструкции свидетельствуют о возможности выполнения истцом работ, относящихся как к первой, так и ко второй группе работ с химическим оружием.
Согласно карте аттестации рабочего места а рабочее место "инженера по охране окружающей среды (эколога)" находится в АБК (кабинеты ), а также в офисе , где суммарно "инженер по охране окружающей среды (эколог)" проводит 4,8 часа, что составляет 66% его рабочего времени и свидетельствует о продолжительность рабочего дня (смены) 7,2 часа (36 часов при 5-ти дневной рабочей неделе).
При проведении аттестации рабочих мест осуществлены замеры на содержание в воздухе рабочей зоны О-изопропилметилфторфосфоната (зарина) и О- (1,2,2-триметилпропил) метилфторфосфоната (зомана), наличие этих веществ не выявлено. Карта аттестации рабочего места подписана членами аттестационной комиссии и . Условия труда на рабочем месте, "инженера по охране окружающей среды (эколога)" передвижной лаборатории контроля воздушной среды признаны вредными (класс 3.1.) только по фактору освещенности.
Материалами дела фактическое выполнение истцом Абдрахамновым М.Н. работ по первой группе работ с химическим оружием в период с февраля по май 2013 года не подтверждено.
Из заключения экспертизы, следует, что работа истца в качестве "инженера по охране окружающей среды (эколога)" передвижной лаборатории контроля воздушной среды, в том числе и в период с февраля по май 2013 года, соответствуют второй группе работ с химическим оружием, предусмотренной ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2002 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (том-3 л.д. 34-45).
При этом экспертом дана оценка как доказательствам, предоставленным в материалы дела, так и документам, полученным при проведении экспертизы: регламент производственно-аналитического контроля и мониторинга окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий по уничтожению химического оружия "Щучье", утвержденного руководителем филиала "Войсковая часть ", формуляра передвижной лаборатории контроля атмосферного воздуха для системы производственно экологического мониторинга объекта по хранению и уничтожению химического оружия в г. Щучье", исполнительная документация лаборатории, акты отбора проб на технической территории за период с января по июль 2013 года, должностные инструкции работников центральной лаборатории и входящих в ее состав (начальника смены, инженеров по метрологии, пробоотборщик), журналы аттестации количественного химического анализа лаборатории мониторинга окружающей среды, график производственного контроля безопасности при уничтожении зомана, руководство по качеству аккредитованной лаборатории мониторинга окружающей среды, аттестаты аккредитации, личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты, схема ведения мониторинга в зоне защитных мероприятий объекта по хранению и уничтожению химического оружия.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) на объекте по хранению и уничтожению химического оружия - это комплексная система слежения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Мониторинг окружающей среды на объекте по хранению и уничтожению химического оружия должен охватывать как рабочие места и промышленную площадку, так и зоны, попадающие под техногенное влияние объекта - санитарно-защитная зона и зона защитных мероприятий.
Оценка территорий санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий дана в заключении эксперта в соответствии с ГОСТОМ Р 8.639-2008 "Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия".
Требования к проведению производственного экологического контроля на объекте по хранению и уничтожению химического оружия и мониторингу окружающей среды в зоне его влияния установлены "Регламентом производственного контроля и мониторинга окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объекта по уничтожению химического оружия "Щучье", который включает в себя регламент проведения производственного лабораторного экологического мониторинга на объекте по хранению и уничтожению химического оружия, которому подлежат выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, сбросы загрязняющих веществ, объекты размещения отходов, подземные воды в наблюдаемых скважинах, атмосферный воздух, почва, снежный покров на промышленной площадке, стоки и водоемы и регламент проведения производственного лабораторного экологического мониторинга в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий - атмосферный воздух, почва, снежный покров, природные воды, донные отложения.
Подробная оценка состава центральной лаборатории на объекте по хранению и уничтожению химического оружия, в состав которой входят 4 лаборатории, в том числе лаборатории мониторинга окружающей среды и технологическая лаборатория, дана к заключении эксперта. В свою очередь, в состав лаборатории мониторинга окружающей среды входят 4 группы: группа передвижных лабораторий контроля воды, почвы и донных отложений и контроля воздушной среды.
При этом экспертом дан подробный анализ проб и анализов, проводимых лабораторий окружающей среды, рабочих мест в названных лабораториях, плана-графика работы лабораторий, работе передвижных лабораторий, включая лабораторию на базе КАМАЗ (ПЛ-А), указано, что отбор технологических проб (отравляющих веществ в боеприпасах и емкостях, реакционных массах и отходах производства) передвижными лабораториями контроля атмосферного воздуха не производится.
Оценивая акты отбора проб за 2013 год, эксперт указывает, что отбор проб атмосферного воздуха с февраля по апрель 2013 года проводился, как правило, два раза за смены, в качестве сопровождающего лица к проведению отборов проб воздуха рабочей зоны и смыва с поверхности технологического оборудования на содержание зомана, которые проводились промышленно-санитарной лабораторий, истец привлекался в качестве сопровождающего в 2012 года и январе 2013 года, с февраля по май 2013 года не привлекался, а актах отбора проб смыва с поверхности оборудования на зоман и технической территории (хранилищах, помещениях снятия средств индивидуальной защиты, на железнодорожной платформе) фамилия истца отсутствует, как и в журналах количественного химического анализа проб (том-3 л.д. 37-39).
Согласно объяснительной (том-2 л.д. 45), пояснений истца в судебном заседании, истец от участия в проведении внутреннего оперативного контроля по определению концентрации веществ в пробе отказался, по причине отсутствия обучения работе на аналитических приборах с программным управлением.
Согласно нарядам-допускам за 2013 год, истец участие в отборах проб токсических химикатов в корпусе 1А (производственный корпус уничтожения химического оружия) не принимал.
Экспертом, в соответствии с Конвенцией от 13.01.1993 "О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" дана оценка проводимых на объекте по хранению и уничтожению химического оружия проб, в частности пробы разделяются на: пробы токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, остатков боеприпасов и устройств; экологические пробы (пробы воздуха, почвы, растительности, воды, снега, и т.д.), биомедицинские пробы, источником которых являются люди или животные. Понятие "отбор проб воздуха на содержание в них зарина, зомана) и "отбор проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию", это различие понятия, отличные друг от друга. При этом экспертом приводится пример проб относящихся к каждой группе.
Также, экспертом в соответствии с п. 4.5.3 СП 2.2.1. 2513-09.2.2.1 санитарных правил, дана оценка групп помещения по вероятности попадания отравляющих веществ: 1 группа "грязные", 2 - условно "грязные", 3- "чистые".
Оценивая вид выполняемых истцом работ, эксперт в своем заключении делает вывод о том, что условия и характер работы Абдрахманова М.Н. в филиале Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) в качестве "инженера по охране окружающей среды (эколога)" передвижной лаборатории контроля воздушной среды соответствуют второй группе работ с химическим оружием, предусмотренной ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2002 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием": научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных, объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ.
Приведенные выводы эксперта не оспорены и документально не опровергнуты. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец, выполняя должностные обязанности "инженера по охране окружающей среды (эколога)" передвижной лаборатории контроля воздушной среды в филиале Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ), выполнял работы по второй группе работ с химическим оружием, поэтому оснований для взыскания оплаты за выполнение сверхурочных работ не имеется.
Решение суда принято в соответствии с имеющимися доказательствами по делу, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии приказа об уничтожении актов, неверном применении срока давности обращения за защитой нарушенного права, основанием для отмены решения не являются, поскольку решение вынесено на основании оценки всех доказательств в совокупности, в том числе и относительно характера выполняемых работ.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 26 декабря 2013 года по иску к филиалу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть )" - объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть ) о взыскании заработной платы за переработку оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.