Судья: Леонова С.В.
Гр. дело N 33-9064
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2014 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
судей Семченко А.В., Шаповалова Д.В.,
при секретаре Прутян О.В.,
с участием прокурора Ковтуненко М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата города Москвы на решение Тушинского районного суда города Москвы от 05 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Хаметова Х.С. к военному комиссариату города Москвы об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности по возмещению вреда здоровью удовлетворить.
Установить Хаметову Х.С. с 01.01.2013 возмещение вреда здоровью в размере *** рублей *** копеек, подлежащее выплате с военного комиссариата г. Москвы за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Хаметова Х.С. задолженность по возмещению вреда здоровью за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 в размере *** рублей *** копеек.
Обязать военный комиссариат города Москвы начислять и выплачивать Хаметову Х.С. за счет средств федерального бюджета с 01 ноября 2013 года ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере *** рублей *** копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим федеральным законодательством",
установила:
Хаметов Х.С. обратился в суд с иском к военному комиссариату города Москвы о взыскании ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 01 ноября 2013 года в размере *** руб. с последующей индексацией, а также взыскании задолженности по выплатам за период с 01 января по 31 октября 2013 года, ссылаясь на то, что ему установлена инвалидность в связи с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. С 15 февраля 2001 года ответчиком ему выплачиваются ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П истец просит назначить ему ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия в размере, в каком ему была исчислена неполученная сумма возмещения вреда здоровью, а также взыскать задолженность за 2013 год.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика Т.Р.Е., проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 1992 года Хаметову Х.С. установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности - увечье связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС; 11 января 2005 года истцу установлена первая группа инвалидности, бессрочно, причина инвалидности - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
За период с 02 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года истцу выплачены неполученные суммы возмещения вреда здоровью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455 исходя из денежного довольствия в размере *** руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455, гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.
В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.
Указанная выше часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 21-П признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.11.2012 N 24-П часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 46 (часть 1), 53 и 125 (части 4 и 6), в той мере, в какой содержащиеся в ней положения - в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, сохраняющем силу, - служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
В соответствии с п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 N 24-П поскольку в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, т.е. с 20 декабря 2010 года.
Таким образом, действующее законодательство в конституционно-правовом смысле, выявленном в указанных Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривает право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, то есть с 20 декабря 2010 года.
Разрешая спор и ссылаясь на указанные выше нормативные правовые акты, а также Постановления Конституционного Суда РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение ежемесячных денежных компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда о наличии права истца на получение компенсаций возмещения вреда здоровью правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в прежней редакции) размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О установлено, что в случае, если применение установленного нижеследующими нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Индексируя ежемесячную денежную компенсацию на коэффициенты изменения величины прожиточного минимума для пенсионеров в г. Москве в 2002, 2003 годах, суд первой инстанции исходил из того, что денежное довольствие в размере, из которого исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью за период до 14 февраля 2001 года, было определено по состоянию на 15 февраля 2001 года. В этой связи, по мнению суда, данная сумма подлежала индексации в 2002, 2003 годах.
Между тем вывод суда о том, что денежное довольствие Хаметова Х.С. в размере *** руб. принят по состоянию на 15 февраля 2001 года, не соответствует обстоятельствам дела.
Как указано выше, денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, принимается в размере, действующем на день выплаты (п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 455).
Из расчетов доплаты возмещения вреда (л.д. 26, 27) усматривается, что денежное довольствие, из которого произведено исчисление неполученной компенсации, принято в размере *** руб., действующем в октябре 2003 года, поэтому подлежит индексации с 2004 года. Применение индексации с 2002 года не отвечает принципу индексации ежемесячной денежной компенсации.
Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению Хаметову Х.С. с 01 ноября 2013 года, будет определяться в соответствии с расчетом: *** руб. (денежное довольствие с учетом степени утраты трудоспособности в октябре 2003 года) х 1,14 (индекс прожиточного минимума в 2004 году в г. Москве для пенсионеров) х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1,055 (индексы уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год соответственно в 2005-2013 годах) = *** руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета в пользу истца в счет денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01 ноября 2013 года ежемесячно с последующей индексацией.
В этой связи задолженность за период с января по октябрь 2013 года составит: *** руб. (причитающаяся сумма за 10 месяцев 2013 года) - *** руб. (выплачено ответчиком за указанный период) = *** руб.
Следовательно, решение суда подлежит изменению, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию указанные суммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Тушинского районного суда города Москвы от 05 ноября 2013 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Хаметова Х.С. задолженность по выплате денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01 января 2013 по 31 октября 2013 года в размере *** рублей.
Взыскивать ежемесячно с военного комиссариата города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Хаметова Х.С. денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01 ноября 2013 года в размере *** рублей с последующей индексацией.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.