Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
в составе председательствующего Ортабаева М.Б.
судей Кокаевой Н.В., Кисиевой М.Л.
при секретаре Будаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобеООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Семеониди И.Д. к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания о возложении обязанности внести изменения в лицевой счет - удовлетворить.
Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания внести изменения в лицевой счет N00006982 по месту жительства Семеониди И.Д., проживающей в ... , исключив из начисленной необоснованно начисленную сумму, равную ... руб.
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания услуги представителя в размере ... руб.
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания госпошлину в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РСО-Алания Кисиевой М.Л., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Семеониди И.Д. обратилась в Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания о возложении обязанности внести изменения в лицевой счет,
В обоснование иска указала, что проживает в ... в доме, который отапливается газом. С 1998 года по настоящее время работает врачом в МБУЗ "ЦРБ" Пригородного района РСО-Алания. Как работник сельской местности имеет право на бесплатное отопление. Однако ответчиком ей необоснованно начислена сумма в размере ... руб.
Просила внести изменения в лицевой счет N ... , исключив из необоснованно начисленной суммы ... руб. Взыскать услуги представителя в размере ... руб.
В судебном заседании с учетом изменений истица иск поддержала, просила внести изменения в лицевой счет N ... , исключив из необоснованно начисленной суммы ... руб. и взыскать услуги представителя в размере ... руб.
Представитель истицы - Аршиев А.Н., исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Чехоев С.Р., иск не признал и пояснил, что отсутствуют правовые основания для возложения на поставщика газа обязанности по списанию задолженности. Предоставление мер социальной поддержки является расходным обязательством государства. Действующее законодательство не возлагает на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обязанность по безвозмездной передаче истцу имущества- природного газа.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и принять по делу новое решение которым в удовлетворении требований истице отказать.
Семеониди И.Д. и представитель ООО " Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания не явились, о причинах неявки не известили в связи, с чем судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования Семеониди И.Д., суд пришел к выводу что действия ответчика по отказу в предоставлении Семеониди И.Д. мер социальной поддержки приводит к существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, определении Конституционного суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-О-П, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении Конституционного Суда РФ, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Так судом установлено, что Семеониди И.Д. проживает по адресу: ... и в состав ее семьи входят Семеониди И.Д. - муж, Семеониди О.В. - дочь, Семеониди Д.В. - сын.( справка N1590 от 03.06.20123г., АМС Архонского сельского поселения).
Согласно трудовой книжке АТ-2 N0996682 и справке N203 от 03.06.2013г., выданной МБУЗ "ЦРБ" Пригородного района РСО-Алания, Семеониди И.Д. действительно работает в должности врача-невропатолога с 31.05.1998г. по настоящее время.
Согласно списку льготных потребителей, с группировкой по типу льгот педагогические работники и работники здравоохранения Пригородного района, представленному ответчиком, Семеониди И.Д. произведен перерасчет по нормативам потребления на пище приготовление и отопление.
Из объявления в газете "Северная Осетия" N189 (26214) от 16.10.2012г., опубликованного ответчиком, также следует, что абоненты- физические лица, являвшиеся работниками учреждений образования и здравоохранения, работавшие и проживающие в сельской местности в период с 01.01.2007г. до перехода на ежемесячные денежные выплаты (монетизация мер социальной поддержки), имеют право на перерасчет платы за газ в пределах объемов, расходуемых на отопление жилых помещений.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает вывод суда о наличии правовых оснований по предоставлению истице мер социальной поддержки правильным, а имеющийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 100 ГПК РФ а также с учетом требований разумности и справедливости, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о взыскании в пользу Семеониди И.Д. расходов по оплате услуг представителя которые согласно договору об оказании юридических услуг от 15.07.2013г. и приходному кассовому ордеру N40 от 15.07.2013г. составляют ... руб.
Довод апелляционной жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания о том, что натуральные льготы по оплате отопления заменены соответствующими ежемесячными денежными выплатами которые Семеониди И.Д. получала в 2007 г., 2008 г., 2009 г., не может быть принят во внимание поскольку материалами дела не подтверждается что указанные выплаты Семеониди И.Д. производились именно за газ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а сводятся к возражениям, направленным на переоценку установленных судом обстоятельств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Ортабаев М.Б.
Судьи Кокаева Н.В.
Кисиева М.Л.
Справка гражданское дело рассмотрено Ленинским районным судом г. Владикавказ РСО- Алания под председательством судьи Кальяновой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.