Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Лузянина В.Н.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2014 года гражданское дело по иску Авериной К.Н. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Областная больница N " ... " Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" о взыскании задолженности по единовременной денежной выплате
по апелляционной жалобе представителя ответчика Мамаевой К. В. (доверенность от " ... " ) на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Мамаевой К.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аверина К.Н. обратилась в суд к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Областная больница N " ... " Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее по тексту ФКЛПУ ОБ- " ... " ГУФСИН России по Свердловской области) о взыскании задолженности по единовременной денежной выплате.
В обоснование исковых требований указала, что как медицинский работник на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 имеет право на социальную поддержку в виде компенсационных выплат за период с " ... " года по " ... " года в сумме " ... " руб. " ... " коп., поскольку имела право по состоянию на " ... " года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Мамаева К. В. исковые требования не признала.
Решением Тавдинского городского суда Свердловской области от 30 января 2014 года исковые требования Авериной К.Н. удовлетворены.
В пользу Авериной К.Н. с ФКЛПУ ОБ- " ... " ГУФСИН России по Свердловской области взыскана единовременная денежная выплата в сумме " ... " руб. " ... " коп., в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме " ... " руб. " ... " коп.
С таким решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска истцом срока для обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагает, что ФКЛПУ ОБ- " ... " ГУФСИН России по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является федеральным органом исполнительной власти и не имеет полномочий на выделение бюджетных ассигнований. Спорная выплата должна осуществляться ФКУ ИК- " ... " куда истец трудоустроена с " ... " года.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Мамаева К. В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Аверина К.Н. не явилась, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщила, в материалах дела имеются доказательства ее заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 признана утратившей силу. Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22. июля 1993 года N 5487-1 дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации , организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года предусмотрено осуществление в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. При этом меры социальной поддержки в соответствии с указанным Постановлением предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы.
Установив факт проживания истца в сельской местности, наличия трудовых отношений с медицинским учреждением, где истец работала " ... " , не предоставления Авериной К. Н. мер социальной поддержки как медицинскому работнику областной государственной и муниципальной организаций здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах, а также не начисление компенсации расходов на оплату жилого помещения, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, суд пришел к обоснованному о сохранении за истцом права на ранее приобретенную льготу, которая по действующему в настоящее время законодательству предоставляется в виде мер социальной поддержки - единовременной и ежемесячных выплат.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия во внимание не принимает в связи с неверным толкованием норм материального права, поскольку с учетом характера спорных правоотношений, гарантий социального обеспечения, установленных Конституцией Российской Федерации , к ним не применяются положения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, Правительством Российской Федерации 17 октября 2011 года издано постановление N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
При таких обстоятельствах единовременная денежная выплата является выплатой социального характера, полагающейся медицинским работникам проживающих и работающих в сельских населенных пунктах.
Принимая во внимание характер спорной выплаты, гарантированности Конституцией Российской Федерации социального обеспечения, а также то, что неполучение истцом полагающейся выплаты имело место исключительно по вине ответчика, к спорным правоотношениям положения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ФКЛПУ ОБ- " ... " ГУФСИН России по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, финансирование предоставляемых льгот должно производиться за счет ФСИН России как распорядителя денежных средств, которое не было привлечено к участию в деле, не свидетельствуют о незаконности вынесенного решения.
Порядок осуществления единовременной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 года N 1556ан/174н, в п. 10 которого указано, что единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работником заявления с документами, указанными в п. 6 настоящего Порядка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец только в " ... " году обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, на правильность выводов решения суда не влияют. Истец не пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с " ... " года по " ... " года.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части размера присужденной суммы, учитывая, что истец с " ... " года переведена в ФКУ ИК- " ... " ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области и с ответчиком на указанную дату в трудовых отношениях не состояла ( " ... " руб. " ... " коп. - " ... " руб.= " ... " руб. " ... " коп.)
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30 января 2014 года изменить.
Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная больница N " ... " Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" в пользу Авериной К.Н. единовременную денежную выплату в сумме " ... " руб. " ... " коп.
Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная больница N " ... " Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" в доход государства государственную пошлину в сумме " ... " руб. " ... " коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Лузянин В.Н.
Редозубова Т. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.