Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Васильевой А.С.,
судей Лузянина В.Н., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 24.04.2014 в апелляционном порядке жалобу ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.01.2014
по гражданскому делу по иску Тарасовой Н.А. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению областная больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Н.А. предъявила к ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области иск о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам за периоды с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) за проживание и работу по трудовому договору в сельской местности в общей сумме ... , также просила взыскать судебные расходы на составление искового заявления в размере ...
Решением суда в требования Тарасовой Н.А. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области просит решение суда отменить, применить срок исковой давности и в удовлетворении иска отказать, указав, что ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия у него полномочий по выделению бюджетных ассигнований.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Мамаева К.В. жалобу поддержала.
Истец Тарасова Н.А. о времени и месте судебного заседания извещалась, в суд не явилась, в связи с чем судебной коллегией, с учетом положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (статья 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72).
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, признана утратившей силу; статья 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации , организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.02.2008 N 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" постановлено осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31.12.2004 на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Как следует из материалов дела и установлено судом с ( / / ) Тарасова Н.А. зарегистрирована по адресу: ... С ( / / ) Тарасова Н.А. работает медицинской сестрой в сельской местности. В период с ( / / ) по ( / / ) истице как медицинскому работнику производилась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
( / / ) и ( / / ) комиссией по осуществлению выплат медицинским работникам ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области приняты решения об осуществлении Тарасовой Н.А., имевшей право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременных денежных выплат за периоды её работы и проживания в сельской местности с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) .
Разрешая заявленные требования и учитывая, что меры социальной поддержки истице как медицинскому работнику областной государственной и муниципальной организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, в соответствии с Областным законом от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" за период с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) не предоставлялись в связи с отсутствием финансирования от главного распорядителя Бюджетных средств ФСИН России, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для их удовлетворении исходя из размеров выплат, установленных п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839.
При этом заявление ответчика о пропуске истцом предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно оставлено судом без удовлетворения, поскольку истцом ( / / ) заявлены материальные требования о взыскании единовременных социальных выплат, установленных решениями комиссии от ( / / ) и ( / / ) .
Доводы жалобы о том, что ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области надлежащим ответчиком не является, несостоятельны, поскольку обязанность по производству указанной социальной выплаты возложена пунктом 10 Порядка осуществления единовременной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты, установленного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 N 1556ан/174н, на работодателя.
Оснований для отказа в возмещении судебных расходов в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имелось, поскольку они понесены в связи с судебным разбирательством, являются разумными и подтверждены документально.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.01.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКЛПУ ОБ-1 ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева А.С.
Судьи: Лузянин В.Н.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.