Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Васильевой А.С.,
судей Бурматовой Г.Г., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 05.06.2014 в апелляционном порядке жалобу ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26.11.2013
по гражданскому делу по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" о возложении обязанностей по возведению горизонтальных площадок на железнодорожных переездах,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Свердловский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога иски о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - возведении горизонтальной десятиметровой площадки в обе стороны от крайних рельсов на железнодорожных переездах на 93 км перегона ст. Кунавино - Каменск-Уральский на пересечении с автодорогой в д. Новый Завод и на 100 км перегона Каменск-Уральский - Колчедан на пересечении с ул. Привокзальной в г. Каменске-Уральском с восстановлением пешеходной дорожки через железнодорожные пути.
Определениями Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга гражданские дела переданы на рассмотрение по подсудности в Синарский районный суд г.Каменска-Уральского по месту нахождения спорных железнодорожных переездов и большинства доказательств по обоим делам.
Определением суда от 15.07.2013 гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В процессе рассмотрения дела Свердловский транспортный прокурор от требований о возложении на ответчика обязанности по восстановлению пешеходной дорожки на железнодорожном переезде на 100 км перегона Каменск-Уральский-Колчедан отказался в связи с их добровольным исполнением, о чем вынесено соответствующее определение. Определением суда от 14.08.2013 произведена замена ответчика ОАО "Российские железные дороги" на орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского".
Решением суда иск удовлетворен, на ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" возложена обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления настоящего решения с законную силу оборудовать железнодорожный переезд, расположенный на 93 км. перегона ст. Кунавино - Каменск-Уральский на пересечении с автодорогой в д. Новый Завод, и железнодорожный переезд, расположенный на 100 км. перегона Каменск-Уральский - Колчедан на пересечении с ул. Привокзальной в г. Каменске-Уральском, 10-метровой горизонтальной площадкой в обе стороны от крайних рельсов.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В жалобе указано, что ответчик на осуществление работ в отношении объектов, не являющихся автомобильными дорогами, не уполномочен. При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и автомобильных дорог весь комплекс сооружений, расположенных в границах переезда, называется железнодорожным переездом. Поскольку железнодорожный переезд является объектом, входящим в инфраструктуру железнодорожного транспорта, работы по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию железнодорожных переездов осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" по доверенности Новицкая Н.Н. отзыв на апелляционную жалобу поддержала, указав на несогласие с решением суда первой инстанции в связи тем, что Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденная МПС Российской Федерации 29.06.1998 N ЦП-566, является обязательной только для ОАО "РЖД" и не распространяет свое действие на иные организации. Десятиметровые площадки и подходы к переезду отдельными устройствами не являются, входят в состав железнодорожного транспорта и являются частью его инфраструктуры. ОДН 218.0.006-2002 противоречат Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ, в связи с чем применению не подлежат.
Прокурор Портнягин К.А. и представитель третьего лица ОАО "РЖД" по доверенности Баскова И.И. просили решение суда оставить без изменения.
Ответчик ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" и третьи лица МКУ "Управление городского хозяйства", Управление ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, МКУ "Управление капитального строительства", Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции извещались, в суд не явились, в связи с чем судебной коллегией, с учетом положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников (п. 1 ст.10). Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам (п. 1 ст. 15).
Согласно ст. 21Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1). Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (п. 2).
Указанной нормой на владельцев железнодорожных путей возложены обязанности оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, а также содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В силу п. 4.10.1 Отраслевых дорожных норм. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 N ИС-840-р и введенных 03.10.2002, к инженерному оборудованию и обустройству дорог относятся пересечения и железнодорожные переезды, технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением, вызывная связь), озеленение, площадки отдыха, малые архитектурные формы.
В пункте 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, указано, что железнодорожный переезд - это пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Перечень устройств, предназначенных для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, определен подп. 22 - 24 Приложения N1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог, среди которых десятиметровая горизонтальная площадка не значится, что исключает обязанность ее возведения владельцем железнодорожного пути как устройства железнодорожного переезда.
Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В силу п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС Российской Федерации 29.06.1998 N ЦП-566 (далее - Инструкция N ЦП-566), обязанность по возведению десятиметровой горизонтальной площадки автомобильной дороги к существующему железнодорожному переезду на владельца железнодорожного переезда не возложена. В соответствии с положениями данной инструкции (п.п.1.1, 1.3, 3.3, 3.10, 6.1 и Приложения N1 к Инструкции) десятиметровая площадка автомобильной дороги, прилегающая к железнодорожным путям, находится в собственности и, соответственно, на балансе владельца автомобильной дороги, который содержит и ремонтирует ее за свой счет.
Положения Инструкция N ЦП-566 базируются на общих требованиях строительных норм и правил в вопросе устройства и оборудования переездов, соблюдение указанных требований способствует обеспечению эффективного использования железнодорожного переезда, определению допустимой для него технологической нагрузки, а также соблюдению требований безопасности при движении железнодорожного состава, в данном случае понятие безопасности охватывает собой не только объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, но также и отдельные категории инфраструктуры иных видов транспорта, например, автомобилей
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Техническим регламентом является Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, согласно разделу IV которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог, возложенных на владельцев железнодорожных путей, возведение 10-метровой горизонтальной площадки автомобильной дороги, пересекающей железнодорожный переезд, не входит.
Напротив, согласно Классификации оборудование подходов автомобильных дорог к железнодорожным переездам десятиметровыми горизонтальными площадками должно проводиться в рамках объемов капитального ремонта или реконструкции за рамками Классификации, производимых за счет владельцев автомобильных дорог.
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной 27.02.2013 Свердловской транспортной прокуратурой, Уральским управлением государственного железнодорожного надзора и Свердловской железной дороги УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области проверки установлено, что находящиеся в границах МО "Город Каменск-Уральский" железнодорожный переезд 93 км перегона Каменск-Уральский - Кунавино, расположенный на пересечении с автодорогой на д. Новый Завод (ул. Войкова) нечетная сторона, имеет уклон 30%о, четная сторона имеет уклон 31%о; железнодорожный переезд 100 км перегона Каменск-Уральский - Колчедан, расположенный на пересечении с улицей Привокзальная, по нечетной стороне имеет уклон 25%о, четная сторона имеет уклон 30%о. Горизонтальная площадка длиной 10 м в обе стороны от крайнего рельса на обоих переездах отсутствует.
В результате проведенного 04.10.2013 Госавтоинспекцией г. Каменска-Уральского совместно с представителями ОАО "РЖД" обследования железнодорожных переездов также установлено отсутствие горизонтальной площадки, железнодорожный переезд 93 км перегона Каменск-Уральский - Кунавино: нечетная сторона имеет уклон 34%о, четная сторона имеет уклон 31%о; железнодорожный переезд 100 км перегона Каменск-Уральский - Колчедан: нечетная сторона имеет уклон 29%о, четная сторона имеет уклон 41%.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных норм пришел к обоснованному выводу о том, что спорные десятиметровые горизонтальные площадки частью железнодорожного переезда не являются, в связи с чем принял указанное решение. При этом суд исходил из того, что именно ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" обязан содержать соответствующий участок автомобильной дороги, так как спорные участки автомобильных дорог бесхозяйными не являются, переезды находятся в границах МО "город Каменск-Уральский" и обязанность по содержанию их в надлежащем состоянии и устранению имеющихся нарушений лежит на ответчике.
Судебная коллегия оснований для отмены постановленного решения не находит, поскольку каких-либо доказательств принадлежности спорных участков дороги, на которых в соответствии с требованиями безопасности должны быть оборудованы спорные десятиметровые горизонтальные площадки, владельцам железнодорожных путей, в деле не имеется, поэтому в силу общих положений ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя их содержания лежит на владельце автомобильной дороги, пересекающей к железнодорожному переезду.
Довод апелляционной жалобы о том, что Инструкция N ЦП-566 не является нормативным актом для владельцев автодорог не может служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" - без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева А.С.
Судьи: Бурматова Г.Г.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.