Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Лаврентьева В.Ю., судей Ефремовой О.Н., Владыкиной О.В., при секретаре Семченко И.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Признать за Михайловой С.С. право на пенсию, включить в выслугу лет при назначении пенсии периоды ее работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям:
с 01.08.1985 по 01.12.1986 - и. о. главного бухгалтера **** техникума советской торговли - 1 год 4 месяца;
с 01.12.1986 по 01.02.1987 - старший бухгалтер Централизованной бухгалтерии N 2 СУЗ Министерства высших учебных заведений - 2 месяца;
с 01.03.1987 по 04.10.1991 - бухгалтер 1 категории Республиканского объединения " *** " - 4 года 7 месяцев;
с 16.10.1991 по 13.12.1993 - бухгалтер 1 категории *** объединенной дирекции строящихся объектов - 2 года 1 месяц 27 дней;
с 26.09.1994 по 10.12.1995 - главный бухгалтер *** средней школы - 1 год 2 месяца 17 дней;
с 14.12.1995 по 02.02.1998 - ведущий экономист расчетно-кассового отдела Чайковского отделения Сбербанка РФ - 2 года 1 месяц 18 дней;
с 03.08.1999 по 10.03.2000 - главный бухгалтер ООО " *** " - 7 месяцев 7 дней.
С общей выслугой за указанный период 12 лет 02 месяца 06 дней, исчислять выслугу лет для назначения пенсии из расчета 24 года 04 месяца 22 дня.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Ефремовой О.Н., объяснения представителя ответчика Стержановой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Фалеева Д.Г., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлова С.С. обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по Пермскому краю и с учетом уточненных исковых требований просила признать за ней право на пенсию, включить в выслугу лет при назначении пенсии периоды ее работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям с общей выслугой за указанный период 12 лет 03 месяца 13 дней. Свои требования мотивировала тем, что с 24.04.2000 в соответствии с приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации Михайлова С.С. была принята на работу в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермскому краю. Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 15.05.2000 Михайловой С.С. присвоено специальное звание - лейтенант налоговой полиции. До поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям. Таким образом, до поступления в Федеральную службу налоговой полиции РФ стаж истца по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям составлял 12 лет 3 месяца 13 дней. В соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермскому краю от 30.06.2003 N 223 Михайлова С.С. уволена со службы в органах налоговой полиции (по сокращению штатов). Приказом ГУВД Пермской области от 25.08.2003 N 391 л/с истец с 01.08.2003 назначена на должность оперуполномоченного межрайонного оперативно-розыскного отделения с дислокацией в г. Чайковский ОРЧ по налоговым преступлениям ГУВД Пермской области. Михайлова С.С. уволена из органов внутренних дел на основании п. "в" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию приказом ГУВД по Пермскому краю от 20.01.2011 N 59л/с. Выслуга лет на день увольнения согласно приказа составляла в календарном исчислении 22 года 11 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 24 года 05 месяцев 29 дней. Вместе с тем, на основании письма и.о. начальника Управления по работе с личным составом ГУ МВД РФ по Пермскому краю в праве на пенсию истцу было отказано в связи с тем, что периоды трудовой деятельности до поступления на службу в органы налоговой полиции в выслугу лет для назначения пенсии не засчитаны.
Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признала, указывая, что на момент увольнения Михайлова С.С. являлась сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, а не налоговой полиции, в связи с чем, оспариваемые истцом периоды не могут быть включены в выслугу. Кроме того, Михайловой С.С. нарушен срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, так как истец узнала о якобы нарушенном праве (не включении в выслугу лет спорных периодов) в 2003 году.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что приказом ГУВД Пермской области от 25.08.2003 N 391 л/с Михайлова С.С, как сотрудник, прибывший из УФСНП по Пермской области в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003, ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ назначена с 01.09.2003 на должность *** ГУВД по Пермской области. В соответствии с указанной нормой ГУ МВД России по Пермскому краю обязано было засчитать в выслугу лет Михайловой С.С. период службы в налоговой полиции в полном объеме как период службы в налоговой полиции. В связи с чем, ГУ МВД России по Пермскому краю не вправе пересчитывать выслугу лет Михайловой С.С, исчисленную ей в УФСНП Пермской области. Кроме того, на момент увольнения Михайлова С.С. являлась сотрудником органов внутренних дел, а не налоговой полиции, таким образом, включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов работ по бухгалтерским, финансово-экономическим и юридическим специальностям, предшествующих поступлению на службу в налоговую полицию лицам, сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, нормами Постановления N 941 не предусмотрено. Кроме того, Михайлова С.С. была согласна с расчетом УФСНП Пермской области, так как в установленном порядке его не оспаривала. При этом ФСНП по Пермской области правомерно, с учетом ранее действовавшего законодательства (Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановление Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1) не включены периоды работы на должностях бухгалтера, экономиста, юриста, которые она занимала до зачисления на службу в органы налоговой полиции. В силу ч. 3 ст. 50 вышеназванного Положения Михайлова С.С. не относится к указанной в законе категории лиц, так как до поступления в органы налоговой полиции не проходила службу ни в правоохранительных, ни в налоговых органах, а также не являлась военнослужащей.
Также податель жалобы, как и в суде первой инстанции, указывает на истечение установленного ст. 392 ТК РФ срока для разрешения настоящего спора, поскольку о нарушенном праве истец узнала еще в 2003 году (о не включении в выслугу лет спорных периодов), то именно тогда она должна была обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
В возражениях на апелляционную жалобу Михайлова С.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным, обоснованным и должным образом мотивированным.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что с 24.04.2000 Михайлова С.С. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермскому краю (приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ от 26.04.2000). Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 15.05.2000 Михайловой С.С. присвоено специальное звание - лейтенант налоговой полиции.
До поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям: с 01.08.1985 по 01.12.1986 - и. о. главного бухгалтера **** техникума советской торговли; с 01.12.1986 по 01.02.1987 - старший бухгалтер Централизованной бухгалтерии N 2 СУЗ Министерства высших учебных заведений; с 01.03.1987 по 04.10.1991 - бухгалтер 1 категории Республиканского объединения " *** "; с 16.10.1991 по 13.12.1993 -бухгалтер 1 категории **** объединенной дирекции строящихся объектов; с 26.09.1994 по 10.12.1995 - главный бухгалтер *** средней школы; с 14.12.1995 по 02.02.1998 - ведущий экономист расчетно-кассового отдела Чайковского отделения Сбербанка РФ; с 03.08.1999 по 10.03.2000 - главный бухгалтер ООО " *** "; с 13.03.2000 по 20.04.2000 - юрисконсульт ИП *** .
В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ истец была уволена из органов ФСНП по п. "е" ст. 45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции. Приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермскому краю от 30.06.2003 N 223 Михайлова С.С. исключена из списков личного состава.
С 01.08.2003 приказом ГУВД Пермской области от 25.08.2003 N 391 л/с истец назначена на должность *** ГУВД Пермской области. Откуда Михайлова С.С. уволена на основании п. "в" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию приказом ГУВД по Пермскому краю (приказ от 20.01.2011 N 59 л/с). Выслуга лет на день увольнения согласно приказу составляла в календарном исчислении 22 года 11 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 24 года 05 месяцев 29 дней.
В соответствии с письмом и. о. начальника Управления по работе с личным составом ГУ МВД РФ по Пермскому краю в праве на пенсию истцу было отказано в связи с тем, что периоды трудовой деятельности до поступления на службу в органы налоговой полиции в выслугу лет для назначения пенсии не засчитаны.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в оспариваемые периоды (кроме периода с 13.03.2000 по 20.04.2000 - юрисконсульт ИП *** ) Михайлова С.С. осуществляла трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям.
На момент исключения Михайловой С.С. из списков личного состава органов налоговой полиции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, распространялось действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, на что правильно указал суд, следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20.05.1993 (в ред. от 30.06.2002) законодатель установил норму не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших, военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Исходя из ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2003, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Указанное положение прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в иные государственные органы в порядке перевода.
Из федеральных органов налоговой полиции Михайлова С.С. уволена по сокращению штатов (п. "е" ст. 45 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации"), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода. При таких обстоятельствах положения ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ на истца не распространяются.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что требования Михайловой С.С. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, обоснованы, в связи с чем, постановил законное и обоснованное решение об их удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых и фактических оснований для включения спорных периодов в выслугу лет для назначения пенсии Михайловой С.С. направлены на иную оценку доказательств и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Указание ответчика на необходимость применения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит основанном на неверном толковании материального права. Как правильно указал суд первой инстанции, исковые требования Михайловой С.С. основаны на защите нарушенных пенсионных прав, на которые исковая давность не распространяется. Оснований определения спорных правоотношений как трудовые коллегией не усматривается в силу закрепленных в ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации положений.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного Управления МВД России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.