Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Редько Е.П.,
при секретаре Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия по апелляционной жалобе представителя заявителей Вязьменова Д.В. на решение Абаканского городского суда от 02 июня 2014 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения представителя заявителей Вязьменова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вязьменов Д.В., действуя по доверенностям от граждан КНР Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия (далее - УФМС России по РХ), выразившихся в возвращении без рассмотрения заявлений заявителей о выдаче разрешений на временное проживание в России, уточнив требования (л.д. 43), просил также обязать УФМС России по РХ возвратить заявления граждан КНР с приложенными документами, отправленные в генеральное консульство России в г.Шэньян, и рассмотреть их по существу в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении заявителей в генеральное консульство России в г.Шэньян им были выданы справки о принятии у них заявлений о выдаче разрешений на временное проживание. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по РХ проинформировало представителя заявителей о том, что решения о выдаче либо об отказе в выдаче разрешений указанным гражданам КНР не выносилось, документы возвращены без рассмотрения в связи с ненадлежащим оформлением. Полагал, что указанные действия нарушают положения п. 4 ст. 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункты 53-58 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22.04.2013 N214.
В судебное заседание суда первой инстанции заявители не явились, их представитель по доверенности Вязьменов Д.В. требования поддержал.
Представитель УФМС России по РХ по доверенности Раковецкая Е.В. возражала против удовлетворения заявления, в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 35-37) указала, что порядок рассмотрения заявлений и принятия по ним решений урегулирован Административным регламентом, утверждённым приказом ФМС России от 29.02.2008 N40. В заявлениях заявителей не были заполнены пункты 9 и 12, не представлены вторые экземпляры заявлений. Документы не соответствовали предъявляемым к ним требованиям и в соответствии с п.45 Административного регламента были обоснованно возвращены.
Суд постановил решение от 02.06.2014 (л.д. 64-65), которым отказал в удовлетворении требований.
С решением не согласен представитель заявителей Вязьменов Д.В., считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, приняв новое об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе (л.д. 68-70), ссылаясь на п.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ, Административный регламент, утверждённый приказом ФМС от 29.02.2008 N40, указывает, что процедура оказания государственной услуги начинается с момента принятия документов консульством России, а не с момента получения их территориальным органом ФМС России, который в срок, не превышающий 5 месяцев, должен принять решение о выдаче либо об отказе в выдачи разрешения на временное проживание в России. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что принятие генеральным консульством МИД России заявлений от иностранных граждан и их последующее направление в территориальный орган ФМС России - это техническая процедура дистанционного способа подачи документов. Обращает внимание, что п.27 названного Административного регламента не предусматривает такую процедуру. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством процедуру приёма к рассмотрению документов на выдачу разрешения на временное проживание, осуществляют как территориальные органы ФМС России, так и дипломатические представительства или консульские учреждения России в государстве проживания иностранного гражданина. Заявитель жалобы указывает, что в нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не дал должной оценки доводу заявителей о том, что специалисты УФМС России по РХ фактически приняли поступившие документы к рассмотрению и только спустя 15 дней возвратили обратно.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица УФМС России по РХ Раковецкая Е.В., ссылаясь на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 75-76).
Выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N115-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что письмом УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39) гражданам КНР Вэй Хунтао, Лю Юньлин, Чжан Куй, Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу возвращены без рассмотрения их заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поступившие в УФМС России по РХ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38). Причины возврата- нарушение заявителями пунктов 31, 36, 37 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N40, а именно заявления поданы в одном экземпляре вместо двух, заявления поданы с пропуском обязательных для заполнения пунктов 9 и 12.
Суд первой инстанции рассмотрев дело и отказав в удовлетворении требований, пришел к выводам, что функция приёма заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации органам МИД России не делегирована и принятие генеральным консульством заявлений от иностранных граждан и их последующее направление в территориальный орган ФМС России является технической процедурой дистанционного способа подачи документов, УФМС России по РХ при обнаружении неполноты или несоответствия установленным требованиям представленных заявителем документов имело право не принимать заявление к рассмотрению и возвратить, а заявителями не предоставлены доказательства, что поданные ими заявления соответствуют установленным требованиям.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу нижеследующего.
Согласно п.8 ст.6 вышеназванного Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На момент обращения граждан КНР с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание и возврата этих заявлений УФМС России по РХ действовал Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 29.02.2008 N 40 (далее - Административный регламент).
В соответствии с п.25 названного Административного регламента, который корреспондирует с п.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ, заявление о выдаче разрешения может быть подано в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания на территории Российской Федерации либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве постоянного проживания иностранного гражданина.
В п.37 Административного регламента закреплено, что заявление подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания. В случае нахождения иностранного гражданина в государстве своего постоянного проживания заявление подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве постоянного проживания.
Как следует из материалов дела, заявители, являясь гражданами КНР, обратились с заявлением в генеральное консульство России в г.Шэньян, то есть в соответствии с нормами закона и положениями регламента.
При приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи заявителя удостоверяется подписью сотрудника на бланке заявления. На подписи сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению, и на фотографии заявителя проставляется печать территориального органа ФМС России либо печать дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, принявшего заявление (п.47 Административного регламента).
В силу п.57,58,59 Административного регламента решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий 5 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения оформляется в виде заключения по установленной форме.
В течение 1 рабочего дня после принятия решения сотрудник, рассматривавший заявление, направляет иностранному гражданину уведомление о результате рассмотрения заявления с указанием места и времени получения разрешения или уведомления об отказе в его выдаче.
По заявлению иностранного гражданина, поданному в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, уведомление направляется в Министерство иностранных дел Российской Федерации с указанием номера и даты принятия решения.
Из содержания данных положений следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения России наделены функцией по приему заявления.
Более того, как видно из материалов дела, заявителям секретарем-референтом генерального консульства РФ в г.Шеньян выданы справки, установленного образца, которые в силу п.49 Административного регламента подтверждают приём заявления к рассмотрению.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы, что заявления граждан КНР были приняты к рассмотрению и по ним должно было быть вынесено решение по существу.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что действия УФМС России по РХ, выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявлений граждан КНР о выдаче временных разрешений на проживание, совершены в нарушение действующего законодательства и нарушают права заявителей, которые не получили в установленный законом срок заключение по своим заявлениям, принятым к производству уполномоченным органом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Кроме того, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, возложение судом на заявителей бремени доказывания соответствия поданных заявлений установленным требованиям противоречат действующему гражданско-процессуальному законодательству.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При сложившихся обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым для восстановления нарушенных прав заявителей обязать УФМС России по РХ рассмотреть заявления Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао о выдаче разрешений на временное проживание в России, поданных в генеральное консульство России в г.Шэньяне ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 02 июня 2014 года по настоящему делу отменить, вынести новое.
Заявление Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявлений Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао о выдаче разрешений на временное проживание в России.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия рассмотреть заявления Чжао Юйхуа, Лю Тунчжу, Чэнь Сюмэй, Чжан Шилян, Фу Яньфу, Чжан Куй, Лю Юньлин, Вэй Хунтао о выдаче разрешений на временное проживание в России, поданных ими в генеральное консульство России в г.Шэньяне ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: Т.В. Долгополова
Е.П. Редько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.