Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 сентября 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Родькина И.Ф. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Родькин И.Ф. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В обоснование иска указал, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на приказ N 5 от 12 января 2012 г. "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы" в связи с тем, что до 2005 года он не стоял на учете в качестве нуждающегося. С данным решением не согласен. Указал на то, что он является "данные изъяты", пенсионером, стаж службы на момент увольнения составил "данные изъяты", в настоящее время проживает вместе с семьей в служебной квартире. Другого жилья, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, ни он, ни его жена не имеют. О том, что ему необходимо было встать на учет до 1 марта 2005 г. в период прохождения службы, он не знал. Считал, что на момент прохождения службы у него имелись все условия для получения единовременной социальной выплаты: он проживал вместе с семьей в служебной квартире и отслужил в органах противопожарной службы более 10 лет, был уволен со службы по состоянию здоровья, ему установлена "данные изъяты" Кроме того, "дата"г. жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий; с "дата" состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при Администрации г. Саранска.
Просил суд признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2014 г. исковые требования Родькина И. Ф. о признании решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Родькин И.Ф. просил решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал на то, что на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия от "дата" он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в соответствующую очередь; то обстоятельство, что он был принят на учет после 1 марта 2005 г. не может иметь негативных последствий для него и лишать его права на получение указанной выплаты, в противном случае это противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 5 апреля 2007 г. N 5-П, от 3 февраля 2010 г. N 3-П и от 27 февраля 2012 г. N 3-П. Полагает, что все условия для получения единовременной социальной выплаты им были выполнены. Кроме того, согласно пункту 2 приказа МЧС России от 12 января 2012 г. N 5 учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях федеральных округов Российской Федерации (кроме Центрального федерального округа), осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа. С 9 сентября 2013 г. действует Приказ МЧС России N 594, на основании которого сформированы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Также существует распоряжение замминистра МЧС России от 29 ноября 2011 г. N 43-5200-25 и разъяснение к нему от 31 декабря 2013 г. N 43-5798-25, где указано, что для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и граждане, уволенные с такой службы, должны обращаться в комиссии по рассмотрению вопросов представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Данные нормативные акты судом первой инстанции применены не были.
В судебное заседание истец Родькин И.Ф. и представитель ответчика Главного управления МЧС России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 66, 68), о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Родькина И.Ф. - адвокат Емельянова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Заслушав объяснение представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что "дата" "данные изъяты" Родькин И.Ф. уволен из государственной противопожарной службы МЧС России; выслуга лет составляет в календарном исчислении "данные изъяты", что подтверждается выпиской из приказа Главного управления МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" (л.д. 40).
"дата" Родькин И.Ф. обратился к начальнику Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 37-38).
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от "дата" Родькину И.Ф. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 5-6).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия "N" от "дата" Родькин И.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с "дата" (л.д. 7).
"дата" Главное управление МЧС России по Республике Мордовия и Родькин И.Ф. заключили договор найма служебного жилого помещения "N" согласно которому наймодатель - Главное управление МЧС России по Республике Мордовия передал нанимателю - Родькину И.Ф. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: "адрес", для временного проживания в нем (л.д. 22-24).Согласно справке серии "данные изъяты" "N" Родькину И.Ф. установлена "данные изъяты" установлена на срок до "дата" (л.д. 41).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Закона).
Согласно статье 6 вышеназванного Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти до 1 марта 2005 г., а также был принят на учет для получения социальной выплаты в период прохождения службы.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они не противоречат закону и имеющимся в деле доказательствам, а доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию Родькина И.Ф., выраженную им и его представителем в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Родькина И. Ф. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.