Именем Российской Федерации
24 сентября 2013 года город Москва
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Казакова М.Ю.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Курамагомедовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0114/2013 по заявлению Лесова А* Н* об оспаривании пункта 2.4.5 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 27.09.2012 N 525-ПП, от 07.05.2013 N 285-ПП, от 14.08.2013 N 531-ПП,
установил:
16 февраля 2012 года Правительством Москвы принято постановление N 57-ПП, пунктом 1.1 которого утверждены Правила размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее Правила), действующие в редакции постановлений Правительства Москвы от 27.09.2012 N 525-ПП, от 07.05.2013 N 285-ПП, от 14.08.2013 N 531-ПП.
Согласно пункту 2.4.5 Правил не допускается размещение сезонных (летних) кафе на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкции сезонного кафе до края проезжей части составляет менее 2 метров или если от крайних элементов конструкции сезонного кафе до границ опор освещения, других опор, стволов деревьев, парковочной разметки автотранспорта или других отдельно стоящих выступающих элементов составляет менее 1,5 метра.
Лесов А.Н., уточнив свои требования, обратился в суд с заявлением, в котором просит:
1. Признать недействующими пункты 2.4.5 и 2.4.6 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 57-ПП в редакции до 07 мая 2013 года с даты принятия (утверждения) Правил;
2. Признать недействующим пункт 2.4.5 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 57-ПП в редакции 07 мая 2013 года с даты внесения изменений в Правила.
В обоснование своих требований Лесов А.Н. указывает, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству и нарушают его право пешехода на свободное и безопасное передвижение по городу Москве.
Определением суда от 24 сентября 2013 года прекращено производство по настоящему гражданскому делу, в части требований Лесова А.Н. о признании недействующими пунктов 2.4.5 и 2.4.6 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 57-ПП в редакции до 07 мая 2013 года.
В настоящем судебном заседании заявитель Лесов А.Н. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) Сараев Д.В., Дивавин М.В., Калиненко А.И. требования Лесова А.Н. не признали, считали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в рамках своих полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу не противоречит, прав и охраняемых законом свобод заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя Лесова А.Н., представителей заинтересованного лица Правительства Москвы Сараева Д.В., Дивавина М.В., Калиненко А.И., исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Ларионовой О.Г., которая полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Лесова А.Н. об оспаривании пункта 2.4.5 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 27.09.2012 N 525-ПП, от 07.05.2013 N 285-ПП, от 14.08.2013 N 531-ПП следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Оспариваемые заявителем в части, Правила устанавливают требования к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, а, следовательно, регулируют отношения, возникающие между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности произведено Федеральным закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ст. 1 ч. 2 п. 4).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности (пункт2); разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы (статья 1). В пределах своих полномочий Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства; осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, содействует развитию и функционированию организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создает условия для обеспечения жителей города Москвы услугами указанных организаций, осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Москвы, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Москвы, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил (статья 12).
Следовательно, принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Правительства Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемое в части Постановление официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 12, 28.02.2012, подписано Мэром Москвы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемое в части постановление Правительства Москвы введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Оспариваемыми Лесовым А.Н. положениями введен запрет на размещение сезонных (летних) кафе на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкции сезонного кафе до края проезжей части составляет менее 2 метров или если от крайних элементов конструкции сезонного кафе до границ опор освещения, других опор, стволов деревьев, парковочной разметки автотранспорта или других отдельно стоящих выступающих элементов составляет менее 1,5 метра.
При этом согласно пункту 1.2 Правил под сезонными кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее - сезонные (летние) кафе) понимаются временные сооружения или временные конструкции, оборудованные в соответствии с утвержденными требованиями, предназначенные для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей, непосредственно примыкающие к капитальному зданию, строению, сооружению или отстоящие не более чем на 3 метра от здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания. Размещение сезонных (летних) кафе осуществляется без оформления земельно-правовых отношений и без заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена (пункты 1.1, 1.3 Правил).
Таким образом, действие оспариваемых Лесовым А.Н. положений распространяется на случаи сезонного размещения временных сооружений и конструкций, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках в границах территорий общего пользования, без оформления земельно-правовых отношений.
На уровне федерального законодательства указанные вопросы не урегулированы, в том числе на федеральном уровне не введен запрет на размещение указанных объектов на тротуарах без оформления земельно-правовых отношений.
Согласно пункту 5 статьи 9 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, предоставляются для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, а также для иных целей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Москвы.
Из приведенной нормы видно, что предоставление земельных участков общего пользования, занятых, в том числе пешеходными путями, допускается в случаях и порядке, которые установлены Правительством Москвы.
Такой порядок установлен оспариваемыми Лесовым А.Н. в части Правилами, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП, что в полной мере соответствует положениям приведенного выше Закона города Москвы.
Нельзя согласиться с доводами Лесова А.Н. о том, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не содержит в себе положений ограничивающих возможность временного размещения объектов не капитального строительства на тротуарах. Такие запреты не содержит в себе и Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", на который ссылается заявитель. При этом оспариваемые Лесовым А.Н. положения предусматривают ограничения по размещению объектов не капитального строительства на тротуарах, связывая эти ограничения с шириной оставшейся свободной части тротуара, что направлено на сохранение возможности беспрепятственного прохода пешеходов по тротуару, в связи с чем, по убеждению суда, данные положения нельзя рассматривать как нарушение прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что оспариваемые в части Правила противоречат положениям Строительных норм и правил "Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (СНиП 2.07.01-89), также подлежит отклонению, поскольку сферы правового регулирования СНиП 2.07.01-89 и Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП являются различными и по своему предмету не совпадают.
Нормы и правила, содержащиеся в СНиП 2.07.01-89, распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.
Оспариваемые заявителем Правила в указанную область правового регулирования не вторгаются и, следовательно, не противоречат нормам федерального законодательства.
Правила размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП не нарушают право Лесова А.Н. на свободное передвижение, поскольку никаких подобных ограничений не содержат, в связи с чем ссылка заявителя на нарушение Правилами статьи 2 Протокола 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, является не обоснованной.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права заявителей, не противоречит федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Лесова А* Н* об оспаривании пункта 2.4.5 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16.02.2012 N 57-ПП в редакции постановлений Правительства Москвы от 27.09.2012 N 525-ПП, от 07.05.2013 N 285-ПП, от 14.08.2013 N 531-ПП отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.