Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Криволаповой Е.А.
судей
Дубинина А.И., Меньшова С.В.
с участием секретаря
К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Федорова Г.М. по доверенности Яшкова Игоря Анатольевича,
на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17 апреля 2015 года,
по иску Фёдорова Г.М. к Управлению труда и социальной защиты населения Красногвардейского района Ставропольского края о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью, исчисленной из утраченного заработка за 12 месяцев, перерасчёте образовавшейся задолженности,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
УСТАНОВИЛА:
Фёдоров Георгий Михайлович обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Красногвардейского района Ставропольского края о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причинённого здоровью, исчисленной из утраченного заработка за 12 месяцев, перерасчёте образовавшейся задолженности, указав, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 10.08.1987 по 24.09.1987 гг. Вследствие полученного радиоактивного облучения по заключению ВТЭК признан инвалидом 2 группы с причиной инвалидности "Увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС". С 1996 года установлено 60% потери трудоспособности, с 01 июля 1998 года - 80% потери трудоспособности, с 01 июня 1999 года - 60% потери трудоспособности, с 01 сентября 2002 года - снова 80% потери трудоспособности.
Впервые Федорову Г.М. назначена инвалидность 05 мая 1993 года. На момент первичного назначения возмещения вреда здоровью 1996 - 1997 годы действующим являлся Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".
Статья 1. Внести в Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 7), следующие изменения и дополнения:
Статью 11 дополнить частью третьей следующего содержания:
"При определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии".
Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, при расчете должны быть использованы пенсионные коэффициенты.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо, снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
За весь период получения сумм возмещения вреда здоровью истец никогда не отказывался от расчета назначенной компенсации исходя из заработка за период времени с 01 октября 1986 года по 31 сентября 1987 года, именно такой расчет является для истца более благоприятным, тем более право выбора всегда оставалось по закону за потерпевшим.
Ограничения в перерасчете возмещения вреда введены Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 118-ФЗ. Данным законом внесены изменения в пункт 9 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которым установлен перечень случаев, когда производится перерасчет назначенной ежемесячной страховой выплаты. Указанные изменения, внесенные Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 118-ФЗ, обратной силы не имеют и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу - с 10 июля 2003 года, т.е. при назначении страховых выплат после вступления в силу Федерального закона от 07 июля 2003 года N 118-ФЗ (с 10 июля 2003 года). В данном случае истец право на перерасчет имел до данного закона и поэтому Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 118-ФЗ для истца не может ухудшать его положение, по старому законодательству такого ограничения не было.
Согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие гражданского законодательства во времени: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим, после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшим до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязательствам, возникшим после введения его в действии. Федеральному закону Российской Федерации от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не придана обратная сила, следовательно, он не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, то есть на порядок индексации выплат возмещению вреда здоровью до 15 февраля 2001 года.
Следовательно, до 15 февраля 2001 года индексация выплат возмещения вреда здоровью производится, согласно действующего на тот момент времени законодательства Российской Федерации, пропорционально росту величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Впервые к ответчику на перерасчет суммы возмещения вреда здоровью исчисленного из заработка истец обращался многократно, впервые в 2011 году, а затем официально в 2015 году обратился дополнительно. Ответчик истцу отказал, сославшись при этом на имеющиеся у истца судебные решения.
При этом суд в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, указал, что возможность повторного обращения в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, за ее перерасчетом с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а в случае отказа в перерасчете в суд, с тем, чтобы факт наличия вступившего в законную силу решения суда не мог рассматриваться соответствующими органами в качестве обстоятельства, препятствующего разрешению вопроса о перерасчете ежемесячной денежной компенсации на будущее время и тем самым - реализации гражданами права на ее получение в том же размере, в каком им были ранее исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.
В бюллетене за 2010 год в 10 номере опубликовано определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2009 года N 86-В09-17 (Приложение 15), в котором суд вынес положительное решение по такой же ситуации, как и у истца, но расчеты признал правомерными даже за 1 месяц.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.04.2004 N 31- ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ответчик должен был произвести индексацию сумм возмещения вреда, выплачиваемых ему с применением коэффициентов инфляции, установленных ФЗ "О федеральном бюджете на соответствующий год", с 01.01.2005 - 1,11, с 01.01.2006 - 1,09, с 01.01.2007 - 1,08, с 01.01.2008 - 1,105, с 01.01.2009 - 1,13, с 01.01.2010 - 1,1, с 01.01.2011 - 1,065, с. 01.01.2012 - 1,06, с 01.01.2013 - 1.055, 01.01.2014 - 1,05, с 1.01.2015-1,055.
Истец считает, что согласно положению п. 3 ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина", соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа, военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.
Если право отдельных групп чернобыльцев на возмещение вреда здоровью из заработка установлено, то истец считает, что будет несправедливо, если ему откажут в расчете сумм возмещения вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев перед полученной травмой на основании представленной им справки о заработке.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2005 года N 364-0, в котором выработана правовая позиция, в соответствии с которой "чернобылец" имеет право сам выбирать более "благоприятный" вариант расчета сумм возмещения вреда, поэтому истец считает, что для него более благоприятным будет расчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев перед полученной травмой.
В Постановлении от 7 февраля 2012 года N 1-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина В.В. Авдонина" Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2014 года N 23-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина А.А. Планкина", кроме того, принимая во внимание длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, причиненного радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, Конституционный Суд Российской Федерации признал за гражданами, не являвшимися участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых об отказе в исчислении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности были вынесены и вступили в законную силу. Само по себе указание Конституционным Судом Российской Федерации на такую возможность, исходя из характера и правовой природы принимаемых им решений, не означает, что он тем самым определил процедуру обращения граждан за перерасчетом соответствующей выплаты. Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N 134-0, установление порядка перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью является прерогативой законодателя; в тоже время, поскольку порядок перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих в условиях отсутствия специального механизма реализации признанного за ними Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П права на выбор способа определения размера данной выплаты (в размерах, установленных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо в размере, в каком им ранее были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью) не урегулирован действующими нормативными правовыми актами явным образом, для указанных граждан не исключается возможность обратиться с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации как непосредственно в органы, уполномоченные на ее назначение и выплату, так и в суды.
Кроме того, принимая во внимание длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, причиненного радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, Конституционный Суд Российской Федерации признал за гражданами, не являвшимися участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых об отказе в исчислении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности вынесены и вступили в законную силу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П, возможность повторного обращения в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации, за ее перерасчетом с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а в случае отказа в перерасчете - в суд, с тем чтобы факт наличия вступившего в законную силу решения суда не мог рассматриваться соответствующими органами в качестве обстоятельства, препятствующего разрешению вопроса о перерасчете ежемесячной денежной компенсации на будущее время и тем самым - реализации гражданами права на ее получение в том же размере, в каком им были ранее исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.
Таким образом, истец считает, что имеющиеся у него в настоящее время решения суда не могут препятствовать для рассмотрения по существу настоящего искового заявления.
На основании изложенного просит суд обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края восстановить право Федорова Г.М. на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью начиная с 01.01.2015 в размере /сумма/ рублей 68 копеек, исчисленной за 12 месяцев утраченного заработка за период с 01 октября 1986 года по 31 сентября 1987 года, с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства на срок инвалидности, то есть бессрочно; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края произвести перерасчет Федорову Г.М. задолженности возмещения вреда здоровью единовременно за период с 01.01.2012 по 01.01.2015 с учетом компенсации, исчисленной за 12 месяцев утраченного заработка за период с период с 01 октября 1986 года по 31 сентября 1987 года.
Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17 апреля 2015 года, в удовлетворении исковых требований Федорова Г.М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца Федорова Г.М. по доверенности Яшков И.А. просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что впервые право на возмещение вреда появилось у истца с 02.10.1995 г., когда ему была назначена 2 группа инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС". На момент первичного назначения возмещения вреда здоровью 02.10.1995 г., Федеральный закон от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ не являлся действующим, а поэтому в решении суда первой инстанции, суд придал обратную силу закону, который ухудшает материальное положение истца. Кроме того, в обжалуемом решении, суд первой инстанции фактически обвинил самого истца в том, что он не смог предоставить справку о заработке перед полученным заключением об инвалидности и суд проигнорировал при этом право выбора периода для расчета среднего заработка самого истца при расчете страховой выплаты. В материалах дела имеются многочисленные документы о том, что истец получил увечье на Чернобыльской АЭС - это копия военного билета, заключения МСЭ, в которых указано, что увечье получено на ЧАЭС, многочисленные справки из военкомата. Имеющиеся в деле доказательства, безусловно, свидетельствуют о том, что истец принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и именно там получил повышенную дозу радиоактивного облучения. Действовал он на данном объекте на по своему желанию, а в соответствии с приказом командира, поскольку являлся военнослужащим и военнообязанным.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления труда и социальной защиты администрации Красногвардейского муниципального района СК Колтакова Е.И. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду ее необоснованности.
Выслушав представителей Управления Труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края Сидорову Н.И., Горяйнову И.Н. просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям изложенным в возражениях на неё. Заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В. полагавшей, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года, которая предусматривала возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац 4 подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, был признан противоречащим ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 42 и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.
Соответствующие изменения в п. 2 ст. 29 базового Закона были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона N 1244-1.
В силу положений п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона (в редакции от 24 ноября 1995 г.) инвалидам из числа военнослужащих (и приравненных к ним лиц) гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ пункт 25 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1 изложен в новой редакции, в соответствии с которой выплата ежемесячной денежной компенсации предусмотрена в твердых денежных суммах: инвалидам I группы - 5 000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1 000 руб. При этом ч. 1 ст. 2 данного Закона (в первоначальной редакции) устанавливала, что лица, которые ранее (до 15 февраля 2001 г.) получали возмещение вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, имели право на выплату ежемесячных денежных компенсаций в твердых суммах либо по их выбору исчисленных в прежнем порядке, - исходя из заработка, денежного довольствия. Право такого выбора предоставлялось инвалидам-чернобыльцам, которые обращались за назначением вреда до 15 февраля 2001 г. и которым соответствующие выплаты были назначены.
Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систем, и их семей" выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Предусматривая в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" механизм социальной защиты граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой, в ч. 3 ст. 3 законодатель закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Фёдоров Г.М. в период с 10.08.1987 по 24.09.1987 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС (т.1 л.д. 19), с 05.05.1993 по 01.03.1996 - производилась выплата пенсии по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба (05.05.1993 - установлена III группа инвалидности); с 02.03.1996 по 31.03.1996 назначена и выплачена компенсация сумм возмещения вреда в размере /сумма/ рублей (деноминированный размер компенсации - /сумма/ рублей); с 01.04.1996 по 31.12.1996 - /сумма/ рублей ежемесячно (деноминированный размер компенсации - /сумма/ рубля); с 01.01.1997 по 30.06.1998 - /сумма/ рублей ежемесячно (деноминированный размер компенсации - /сумма/ рубля); с 01.01.1998 по 31.05.1999 - /сумма/ рубля ежемесячно (установление II группы инвалидности); с 01.06.1999 по 31.12.2000 - /сумма/ рублей ежемесячно (установление III группы инвалидности); с 01.01.2001 по 14.02.2001 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 15.02.2001 по 14.02.2002 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 15.02.2002 по 01.09.2002 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 25.09.2003); с 02.09.2002 по 14.02.2003 - /сумма/ рублей ежемесячно (установлена II группа инвалидности); с 15.02.2003 по 31.12.2004 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 01.01.2005 по 31.12.2005 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 01.01.2006 по 31.12.2006 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 01.01.2007 по 30.11.2007 - /сумма/ рублей ежемесячно; с 01.12.2007 по 31.12.2007 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 04.02.2008); с 01.01.2008 по 31.07.2008 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 04.02.2008 с учётом ежегодной индексации); с 01.08.2008 по 31.12.2008 - /сумма/ рублей ежемесячно (по закону); с 01.01.2009 по 31.12.2009 - /сумма/ рублей ежемесячно (по закону); с 01.01.2010 по 31.03.2010 - /сумма/ рублей ежемесячно (по закону); с 01.04.2010 по 31.07.2010 - /сумма/ рубля ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009); единовременная выплата - /сумма/ рубля (перерасчёт за период с 01.12.2009 по 31.03.2010 по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009); единовременная выплата - /сумма/ рублей (установленная решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009); единовременная выплата - /сумма/ рубля (перерасчёт за период с 01.12.2009 по 31.07.2010); с 01.08.2010 по 31.12.2010 - /сумма/ рубля ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009); с 01.01.2011 по 31.12.2010 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 с учётом индексации); с 01.01.2012 по 31.12.2012 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 с учётом индексации); с 01.01.2013 по 31.12.2013 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 с учётом индексации); с 01.01.2014 по 31.12.2014 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 с учётом индексации); с 01.01.2015 по 31.03.2015 - /сумма/ рублей ежемесячно (по решению Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 с учётом индексации), что усматривается из справки о выплатах, произведенных Федорову Г.М. с 05.05.1993 г. по 31.03.2015 г. (т.1 л.д. 35-36).
На основании справки ВТЭК от 05.05.1993 Фёдорову Г.М. установлена III группа инвалидности без установления утраты трудоспособности (т.1 л.д. 24), утрата трудоспособности впервые установлена 02.10.1995, когда Федорову Г.М. была определена II группа инвалидности, при этом в справке была указана причина инвалидности "заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с аварией на Чернобыльской АЭС", с утратой трудоспособности 40%, что и послужило основанием для назначения ему возмещения вреда здоровью (т.1 л.д. 23).
С 15 марта 2001 года истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1 000 рублей в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (редакции от 12.02.2001). С 16.06.2003 - 2 500 рублей по II группе инвалидности.
В настоящее время сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачивается Фёдорову Г.М. с учетом состоявшихся решений Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 25.09.2003, от 04.02.2008, от 29.12.2009 и индексаций в размере /сумма/ руб. 19 коп.
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 29.12.2009 суд, рассматривая исковые требования истца Фёдорова Г.М. о принятии решения о возмещении вреда здоровью, исходя из размера заработка, определённом в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, в обоснование которых предоставлены справка N ... от 15.09.1998 и справка N ... от 03.10.2008 об исчислении среднемесячного заработка за 12 месяцев 1986 года по 1987 год на имя Фёдорова Г.М., отказал в удовлетворении требований, найдя их не соответствующими требованиям закона и не подлежащими удовлетворению (т.1 л.д. 103-153).
Отказывая в удовлетворении требований Федорова Г.М., суд первой инстанции исходил из того, что оснований для пересмотра размера ежемесячной компенсации, определенной вступившими в законную силу решениями судов не имеется, истец реализовал при обращении в органы социальной защиты право выбора периода, из которого необходимо производить расчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, индексация сумм произведена согласно вступивших в законную силу судебных постановлений и в порядке установленном законом, что свидетельствует о полном соблюдении прав заявителя на получение возмещения вреда в полном объеме.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, сделанным с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, на которые ссылается истец Федоров Г.М. в апелляционной жалобе не могут служить основанием для принятия решения о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда причиненного здоровью начиная с 01.01.2015 года в размере /сумма/ рублей 68 копеек, исчисленной из утраченного заработка за 12 месяцев работы с 01 октября 1986 года по 31 сентября 1987 года в перерасчете образовавшейся задолженности за период с 01.01.2012 года по 01.01.2015 года, т.к. распространяются на инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и не обращавшихся за компенсацией в возмещение вреда здоровью, к категории которых истец никогда не относился и не может быть отнесенным, поскольку Федоров Г.М. на момент обращения за назначением компенсации в возмещение вреда здоровью, являлся гражданским лицом и получал заработную плату, согласно предоставленных справок, а не пенсию по выслуге лет как военнослужащий, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997г. N 18-П, но которые не обращались в установленном порядке, до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ за выплатами ежемесячных денежных компенсаций в том размере, в каком им были исчислены не полученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). На это указывает и Постановление Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 23-П.
Истцу впервые была установлена 3 группа инвалидности - 05.05.1993 г., без установления утраты трудоспособности. Федоров Г.М. на протяжении 8 лет после участия в ликвидации аварии на ЧАЭС полноценно трудился и трудоспособность им не была утрачена.
Истец Федоров Г.М. первоначально 02 октября 1995 года обратился с заявлением в Управление по выплате сумм возмещения вреда здоровью, до введения в действие Федерального закона N 5-ФЗ от 12.02.2001г. Выплата ему была назначена. Размер компенсации вреда здоровью рассчитан в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент обращения Федорова Г.М.
Постановлением от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционного Суда Российской Федерации определено, что суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм в возмещение вреда здоровью, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
Истец неоднократно реализовывал свое право, на ежегодную индексацию сумм, пользуясь данной нормой закона.
Так, решением Красногвардейского районного суда от 25 сентября 2003 года была произведена индексация за 2002 и 2003 годы; решением Красногвардейского районного суда от 04 февраля 2008 года произведена индексация за 2000г; 2001г.; 2002г.; 2003г.; 2004г.; 2005г.; 2006г.; 2007г.; 2008г.; решением Красногвардейского районного суда от 29 декабря 2009 года Федорову Г.М. установлена, начиная с 01.12.2009 года, ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда причиненного здоровью в размере /сумма/ рубля 29 копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Данные решения судов у истца Федорова Г.М возражений не вызывали и не оспаривались. Управлением по настоящее время в соответствии с законодательством ежегодно производится индексация данной выплаты.
Все доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по данному делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, пояснениям сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Федорова Г.М. по доверенности Яшкова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.