Судья Кузнецова С.А.
гр.д.33-21249
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Быковской Л.И.,
судей Курочкиной О.А., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Науменко Д.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А. дело по апелляционной жалобе и дополнений к апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:
Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 16 октября 2014 года (протокол N 119) по жилищному вопросу Бабушкина ЕС , **г.р., незаконным.
Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина ЕС , **г.р., на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.
установила:
Бабушкин Е.С. обратился в суд с требованиями признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 16 октября 2014 года (протокол N 119) по жилищному вопросу Бабушкина Е.С, незаконным, обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина Е.С. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что родился **г. в городе Осташкове Тверской области, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать решением Осташковского городского суда Тверской области от 12.09.2002 г. лишена родительских прав. Сведения об отце Бабушкина Е.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением Главы муниципального образования "Осташков" от 18.09.2002 г. N 1005 Бабушкину Е.С. назначен опекун - Силушина Т.И. (двоюродная бабушка), проживающая по адресу:**; за Бабушкиным Е.С. закреплено право на жилое помещение по адресу:**. По указанному адресу, в комнате общежития площадью 12,5 кв.м заявитель с 19.04.1996 г. зарегистрирован с матерью, лишенной родительских прав. В комнатах N 46-48 этого общежития с 08.01.1997 г. также зарегистрированы граждане Яковенко А.Ю., 07.01.1976, и Яковенко К.Е., 27.07.1995 г.р. Общежитие по адресу**, ранее принадлежало АО "Селигерстрой". В настоящее время комнаты N**, расположенные в общежитии по адресу:**, находятся в муниципальной собственности МО "Городское поселение -г. Осташков". Договор социального найма в отношении указанных комнат не заключался. С 18.09.2002 г. и до настоящего времени Бабушкин Е.С. проживает на площади бывшего опекуна по адресу:**, где был зарегистрирован по месту пребывания с 04. 04.2003 г. по 12.05.2014 г. Бабушкин Е.С. обучался с 01.09.2002 г. по 15.06.2011 г. в ГБОУ СОШ N 108 г. Москвы, с 01.09.2011 г. по 25.01.2014 г. в ГАОУ СПО Политехнический колледж N 8 г. Москвы. Заявитель жилых помещений в собственности в г. Москве и Тверской области не имеет. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Ясенево направил в Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ходатайство о предоставлении Бабушкину Е.С. жилого помещения. Решением указанной Комиссии от 16 октября 2014 года (протокол N 119) в предоставлении Бабушкину Е.С. жилого помещения отказано в связи с тем, что город Москва в соответствии с Законом РФ от 25 июля 1993 г. N 5242-1 не является его местом жительства. Решение Комиссии по своему жилищному вопросу Бабушкин Е.С. полагает незаконным и подлежащим отмене.
Заявитель Бабушкин Е.С. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель заявителя в судебное заседание суда первой инстанции явился, требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержал.
Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражения по заявленным требованиям суду не представил.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражения по заявленным требованиям суду не представил.
Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание представителя органа, решение которого оспаривается, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ДГИ г. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени слушания апелляционной жалобы извещен, в связи с чем, коллегия рассматривает дело в его отсутствие.
Заявитель Бабушкин Е.С. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени слушания апелляционной жалобы извещен, в связи с чем, коллегия рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Головань А.И. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы не признал.
Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени слушания апелляционной жалобы извещен, в связи с чем, коллегия рассматривает дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бабушкин. ЕС родился ** г. в городе Осташкове Тверской области, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Бабушкин Е.С. приобрел в связи с тем, что его мать Бабушкина И.В. решением Осташковского городского суда Тверской области от 12.09.2002 г. лишена в отношении него родительских прав. Сведения об отце Бабушкина Е.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
С 01.06.2000 г. Бабушкин Е.С. находился в Социальном приюте для детей и подростков г.Осташкова, с 12.09.2000 г. по 18.09.2002 г. - на полном государственном обеспечении в ГБОУ Осташковский детский дом".
Постановлением Главы муниципального образования "Осташков" от 18.09.2002 г. N 1005 в отношении Бабушкина Е.С. установлена опека. Опекуном назначена Силушина Т.И. (двоюродная бабушка), проживающая по адресу: **В указанном распорядительном акте за Бабушкиным Е.С. закреплено право на жилое помещение по адресу:**, а также указано, что в связи с отъездом опекуна Силушиной Т.И. с опекаемым в г. Москву на постоянное место жительства, снять опекаемого и опекуна с учета в органах опеки и попечительства г. Осташкова.
На основании внутриведомственного ордера, выданного АО "Селигерстрой", от 12.04.1996 г. Бабушкин Е.С. с матерью, лишенной в отношении него родительских прав, с 19.04.1996 г. зарегистрирован в комнате 12,5 кв.м общежития по адресу:**. В комнатах N ** общежития по указанному адресу с 08.01.1997 г. на основании внутриведомственного ордера от 28.12.1996 г. зарегистрированы граждане Яковенко А.Ю., **, и Яковенко К.Е., **г.р., не являющиеся членами семьи Бабушкина Е.С.
В соответствии с постановлением Главы администрации города Осташкова и Осташковского района от 19.09.1995 г. N 336 общежитие по адресу:***, было зарегистрировано за АО "Селигерстрой".
В письме Главы администрации МО "Городское поселение - г.Осташков" от 07.02.2013 N С-40/157 указывается, что в собственность администрации МО "Городское поселение - г.Осташков", согласно Закону Тверской области N 20-30 от 14.02.2008 г. "О разграничении муниципального имущества между Осташковским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями" и акту приема-передачи муниципального имущества от 04.05.2008 года, передавались комнаты, расположенные в общежитии по адресу: **, при этом весь дом в собственность администрации не передавался. В настоящее время комнаты**, расположенные в общежитии по адресу:**, находятся в муниципальной собственности МО "Городское поселение - г.Осташков". Лица, проживающие в данном жилом помещении, расположенном по адресу:**, не обращались в администрацию МО "Городское поселение - г.Осташков" для решения вопроса о заключении договора социального найма жилого помещения.
Согласно акту обследования материально-бытовых условий от 16.04.2013 г., составленного Территориальным отделом социальной защиты населения Осташковского района Тверской области, комнаты в общежитии N 46 и N 48 являются смежными, граждане Яковенко самостоятельно поставили дверной проем между комнатами, которые и пользуются данными двумя комнатами. Вещей принадлежащих семье Бабушкиных в комнатах нет. Место нахождения Бабушкиной И.В. неизвестно.
С момента установления опеки 18.09.2002 г. и до настоящего времени Бабушкин Е.С. проживает на площади опекуна Силушиной Т.И. по адресу:**, где был зарегистрирован по месту пребывания с 04.04.2003 по 04.04.2008 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 04.04.2003 N 214), с 01.04.2008 по 12.07.2013 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 01.04.2008 N 793), с 12.11.2013 по 12.05.2014 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 12.11.2013 N 2467).
Бабушкин Е.С. обучался с 01.09.2002 г. по 15.06.2011 г. в ГБОУ СОШ N 108 г. Москвы, с 01.09.2011 г. по 25.01.2014 г. - в ГАОУ СПО Политехнический колледж N 8 г.Москвы.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19.04.2013 г. и справке ДЖП и ЖФ г. Москвы от 29.05.2013 записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Бабушкина Е.С. в городе Москве отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 22.04.2013 г. записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Бабушкина Е.С в Тверской области отсутствуют.
Постановлением Администрации муниципального образования "Городское поселение -г. Осташков" от 27.10.2011 г. N 475 оставшийся без попечения родителей Бабушкин Е.С, **г.р., поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общую очередь под N 53, на льготную под N 15.
Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях установлены в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ.
"Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2)жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В ч. 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в частности одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"а");
- не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
На комнату N ** площадью 12,5 кв.м. в общежитии по адресу:**, где зарегистрирован Бабушкин Е.С., договор социального найма не заключался. В указанной комнате зарегистрирована мать Бабушкина Е.С., лишенная в отношении него родительских прав. Кроме того, в комнатах NN **данного общежития зарегистрированы и проживают Яковенко А.Ю., 07.01.1976, и Яковенко К.Е., **г.р., которые не являются членами семьи Бабушкина Е.С.
В соответствии с решением Совета депутатов МО "Городское поселение - г. Осташков" от 23.12.2009 N 131 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Бабушкин Е.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Его проживание в жилом помещении по адресу регистрации:**, невозможно в силу пункта 3 пункта 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктов 1-"а", 1-"г", 2 ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 установлено, что однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
Судом установлено, что с 2002 года Бабушкин Е.С. постоянно проживает в городе Москве, который является его местом жительства и где в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 он подлежит однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При этом суд правильно указал, что постановление администрации МО "Городское поселение - г. Осташков" от 27.10.2011 N 475, которым Бабушкин Е.С, как оставшийся без попечения родителей, поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, лишь подтверждает его право на льготное обеспечение жилым помещением, которое в силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 должно быть реализовано Бабушкиным Е.С. по месту жительства в городе Москве.
Согласно п.2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские, права.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. В соответствии с ч. 3 указанной статьи жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 года N 854-ПП, утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которым определен порядок реализации в городе Москве дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В соответствии с пунктами 1.2, 5.5 Положения об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа вопросы о предоставлении жилых помещений детям-сиротам рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая на заседании от 16 октября 2014 г. (протокол N 119), приняла решение отказать Бабушкину Е.С. в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что город Москва в соответствии с Законом РФ от 25 июля 1993 г, N 5242-1 не является его местом жительства.
Судом установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу:**, Бабушкин Е.С. не проживает с 2002 года, т.е. более 12 лет. Отсутствуют основания для проживания Бабушкина Е.С. в указанном жилом помещении: договор найма (поднайма), либо на иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 16.10.2014 (протокол N 119) по жилищному опросу Бабушкина Е.С. нельзя признать законным и обоснованным, так как ссылка в решении на то, что город Москва в соответствии с Законом РФ от 25 июля 1993 г. N 5242-1 не является его местом жительства, не основана на положениях федерального законодательства.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что оспариваемое решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает права и свободы заявителя, и не соответствует фактическим материалам дела и действующему законодательству.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч.1, ст. 258 ГПК РФ, поскольку в отношении Бабушкина Е.С. были установлены предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 16 октября 2014 года (протокол N 119) в части отказа Бабушкину Е.С. в предоставлении жилого помещения незаконным и возложил на Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Бабушкина Е.С. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, являются несостоятельными. При рассмотрении дела указанных нарушений судом допущено не было.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ДГИ г. Москвы не был извещен о слушании дела, не влекут отмену решения суда. Как следует из материалов дела, ДГИ г. Москвы извещен о месте и времени рассмотрения дела на 19.12.2014 года в 10 часов 45 минут, о чем в материалах дела имеется расписка о получении судебной повестки 11.12.2014 года. Таким образом, судом первой инстанции предприняты необходимые меры, предусмотренные ст. 113 ГПК РФ, для извещения ДГИ г. Москвы о времени и месте рассмотрения дела.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в отсутствие ДГИ г. Москвы.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что каких-либо доказательств, способных повлиять на существо рассматриваемого спора, которые ДГИ г. Москвы был лишен возможности представить в суд первой инстанции в связи с рассмотрением дела в его отсутствие, судебной коллегии также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, что регистрация в г. Москве по месту пребывания не может свидетельствовать о том, что г. Москва является местом жительства Бабушкина Е.С., и судом не проверено наличие у заявителя права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилого фонда, как и иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и доказательств по делу, основаны на ошибочном толковании и применении заявителем норм действующего законодательства, в дополнительной проверке не нуждаются.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.