Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Котенок И.М.
с участием прокурора Б.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 августа 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации "адрес" С.В.И. на решение Клинцовского районного суда Брянской области от 27 мая 2015 года по иску Брянского природоохранного прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к администрации "адрес" об обязании организации отлова и содержания безнадзорных животных (собак и кошек) на территории "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в январе 2015 года прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления области полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В ходе проверки установлено, что администрация "адрес" до настоящего времени не организовала отлов и содержание безнадзорных животных (собак и кошек).
Согласно информации управления ветеринарии "адрес" от 22 января 2015 года на территории "адрес", ориентировочно находятся около 50 безнадзорных животных (собак и кошек), которые представляют угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с возможным нападением с причинением вреда здоровью граждан (жизни) и (или) их имуществу и являются переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в частности бешенства.
В связи с данными обстоятельствами истец просил обязать администрацию "адрес" организовать отлов и содержание безнадзорных животных (собак и кошек) на территории "адрес".
Решением суда от 27 мая 2015 года иск Брянского природоохранного прокурора удовлетворен. Суд обязал администрацию "адрес" организовать отлов и содержание безнадзорных животных (собак и кошек) на территории "адрес".
В апелляционной жалобе глава администрации "адрес" С.В.И. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что исполнение переданных государственных полномочий в части организации отлова безнадзорных животных на территории "адрес" органами местного самоуправления "адрес" возможно в рамках переданной субвенции. Размер выделенной субвенции не достаточен для содержания безнадзорных собак и кошек при условии их отлова. Ввиду отсутствия достаточного финансирования из областного бюджета исполнение органами местного самоуправления "адрес" переданных государственных полномочий "адрес" не возможно.
По указанным основаниям, а также в связи с нарушением норм процессуального права, выразившихся в не привлечении к участию в рассмотрении дела третьих лиц на стороне ответчика "адрес" Совета народных депутатов и Управление ветеринарии "адрес", а также принятия судом решения без удаления в совещательную комнату, просит отменить решение суда.
Представитель администрации "адрес" надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Бобылевой Л.Н., заключение прокурора Б.О.А. об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на территории "адрес" ориентировочно находятся около 50 безнадзорных собак и кошек.
В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года N54, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).
В соответствии с пунктами "б", "ж", "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ, статьей 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, ветеринарное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона РФ "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 2015 года N64-ФЗ О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отлов и содержание безнадзорных животных отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Закону Брянской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области" принятого Брянской областной Думой 24 июля 2014 года, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области наделены отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области.
В силу статьи 5 названного Закона органы государственной власти Брянской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для осуществления отдельных государственных полномочий, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Брянской области об областном бюджете.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Постановлением Правительства Брянской области от 13 марта 2015 года N97-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части оборудования и содержания скотомогильников (биотермических ям), организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области
Согласно пункту 2 Порядка финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением субвенций, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Главным распорядителем средств областного бюджета по вышеуказанным расходам является управление ветеринарии Брянской области.
Заявки о потребности в средствах, необходимых на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области, представляются уполномоченными муниципальными органами, определенными согласно решениям о бюджетах муниципальных образований на соответствующий год главному распорядителю средств областного бюджета ежемесячно в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Как видно из Закона Брянской области N87 от 8 декабря 2014 года (в редакции от 26 июня 2015 года) "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Клинцовскому муниципальному району выделены субвенции на исполнение полномочий, переданных Брянской областью, в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года N449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N613 (пункт 8.10.6), закреплено: отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.
Таким образом, органами местного самоуправления принято на себя обязательство по отлову безнадзорных животных, что не противоречит действующему нормативному регулированию.
Постановлением администрации Брянской области от 28 мая 2009 года утверждены Правила отлова, транспортировки и содержания безнадзорных кошек и собак в Брянской области.
В соответствии с п.2.1. Правил отлов безнадзорных кошек и собак, а так же их транспортировку в стационар для возвращения под опеку жителям и организациям или размещение в пункте временного содержания (приюте) осуществляют организации, определяемые органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.
Ответчик не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательств, свидетельствующих об организации отлова и содержания безнадзорных животных, согласно установленным расходам.
С учетом внесенных изменений в статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об осуществлении органами местного самоуправления мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории соответствующего муниципального образования, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения органами местного самоуправления "адрес" указанных мероприятий ввиду отсутствия достаточного финансирования из областного бюджета и нарушения прав ответчика в связи с необходимостью осуществления расходов за счет средств бюджета муниципального образования.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права также отклоняются судебной коллегией, поскольку из протокола судебного заседания от 27 мая 2015 года следует, что для постановки данного решения суд удалился в совещательную комнату. Замечания на указанный протокол ответчиком не принесены.
Не привлечение к участию в рассмотрении дела указанных ответчиком третьих лицу не влечет отмену судебного решения, поскольку вопрос об их правах или обязанностях судебным постановлением не разрешен и каких-либо обязанностей на них не возлагается.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе в качестве оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не указывают на допущенные судом существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского районного суда Брянской области от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
судьи областного суда О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.