Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Седых Е.Г.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Ситкиной Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Коскова С.Ю. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску - Уральскому и Каменскому району о признании права на получении компенсации
по апелляционной жалобе представителя истца Коваль Е.И. на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.09.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителей истца Майоровой Ю.А., Коваль Е.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Волковой Н.Ю., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Косков С.Ю. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску - Уральскому и Каменскому району о признании права на получение компенсации расходов на оплату услуг по погребению умершего.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на момент смерти его мать ( / / ) проживала в г. Каменске - Уральском Свердловской области без регистрации, имела статус лица, подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного. Согласно законодательству Свердловской области, в случае смерти реабилитированного лица полагается выплата 100% компенсации на оплату услуг на погребение. Однако при обращении к ответчику за получением компенсации ему было отказано на том основании, что ( / / ) не имела регистрации на территории Свердловской области.
Полагая данный отказ незаконным, истец просил признать право на получение 100% компенсации расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере ( / / ) рублей.
В судебном заседании истец и его представитель Коваль Е.И. поддержали заявленные требования. Также просили взыскать расходы на представителя в размере ( / / ) руб. и расходы на оплату государственной пошлины.
Представитель ответчика Управления социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району Волкова Н.Ю. исковые требования не признала и пояснила, что ( / / ) на момент смерти была зарегистрирована на территории Курганской области, поэтому у Коскова С.Ю. отсутствует право на получении компенсации на погребение.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая принятое судом решение, представитель истца Коваль Е.И. в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства. Предметом спора является право истца на получение компенсации на погребение реабилитированного лица и основания возникновения данного права, тогда как суд связал возникновение такого права с местом регистрации умершего реабилитированного лица, а не его последним местом жительства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица. Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица. Заявление и другие документы, указанные в части первой настоящего пункта, могут быть поданы в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения через многофункциональный центр, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Свердловской области, универсальной электронной карты и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, в форме электронных документов. При этом заявление и электронная копия (электронный образ) каждого документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП "О реализации мер социальной поддержки в соответствии с областными законами "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанными пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", "О социальной поддержке граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", "О почетном звании Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области" утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение реабилитированного лица и выплаты компенсации.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что к заявлению о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица прилагаются:
1) удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица, либо справка о его реабилитации;
2) справка о смерти или свидетельство о смерти;
4) документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица (счет-заказ на ритуальные услуги, товарный и кассовый чеки, платежные квитанции).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения дополнительно к документам, указанным в подпунктах 1, 2, 4 части первой настоящего пункта, запрашивает в течение двух рабочих дней со дня принятия заявления о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица в территориальных органах Федеральной миграционной службы информацию о регистрации по последнему месту жительства реабилитированного лица в соответствии с порядком предоставления адресно-справочной информации, установленным федеральным законодательством.
Судом установлено, что ( / / ), ( / / ) года рождения, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитированной, что подтверждается справкой Управления внутренних дел Курганской области N от ( / / ) (л.д. 10).
( / / ) ( / / ) выдано свидетельство р N, согласно которому она имела право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 11).
Согласно свидетельству о смерти ( / / ) умерла ( / / ) (л.д. 9).
Как следует из материалов дела, Косков С.Ю. затратил на погребение ( / / ) ( / / ) (л.д. 7).
При обращении Коскова С.Ю. к ответчику с заявлением о выплате компенсации, ему было отказано на том основании, что ( / / ) была зарегистрирована на территории Курганской области, а указанная компенсация выплачивается только лицам, проживающим на территории Свердловской области.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу вышеуказанных норм, постоянным местом жительства в Свердловской области признается место, где лицо зарегистрировано по месту жительства, тогда как умершая ( / / ), признанная подвергшейся политическим репрессиям и реабилитированная, не имела ни временной, ни постоянной регистрации на территории г. Каменска - Уральского Свердловской области, и на день смерти была зарегистрирована в ... (л.д. 10, 11, 27). Данный факт подтвердили и допрошенные судом свидетели, показаниям которых оснований не доверять у суда не имелось.
Согласно сведениям от ( / / ) N отдела по Целинному району Государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 7", ( / / ), ( / / ) года рождения, зарегистрированной по адресу: ... , предоставлялись меры социальной поддержки по категории "Реабилитированная". Ежемесячная выплата произведена по ( / / ), ежемесячная жилищно-коммунальная выплата выплачена по ( / / ). Снята с учета с ( / / ) в связи со смертью (л.д. 32).
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 282-О, от 05.07.2005 N 246-О) и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Таким образом, при жизни ( / / ) не отказывалась от мер социальной поддержки, предоставляемых ей по месту регистрации Управлением социальной защиты населения Целинного района Курганской области, предусмотренных для жителей Курганской области, подвергшимся политическим репрессиям и признанных реабилитированными, тем самым реализовала свое право на получение таких мер в установленном законом порядке.
Как указано выше, в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В процессе реализации региональных полномочий объем предоставляемых гражданам мер социальной поддержки оказывается весьма различным, поскольку финансовые возможности субъектов Российской Федерации различны, что также приводит к установлению на территории Российской Федерации различного объема мер социальной поддержки жертвам политических репрессий.
В целях обеспечения максимально возможного уровня социальной защиты граждан законодателем предусматривается право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, у субъектов Российской Федерации, имеющих значительную наполняемость бюджетов, появляется возможность обеспечить наибольший уровень социальной защиты нуждающимся в ней гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возникновения права истца на получение компенсации 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица за счет средств бюджета Свердловской области.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам, являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств по делу, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.09.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Коскова С.Ю. - Коваль Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.П. Игнатьев
Судьи Е.Г. Седых
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.