Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьева В.П.,
судей
Седых Е.Г.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Ситкиной Н. М., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску военного прокурора Еланского гарнизона, действующего в интересах Перетятькиной Н.С., Кузнецовой К.В., Бадретдиновой Ю.А., Федоровой Л.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения
по апелляционной жалобе ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.09.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителя ответчика Коровиной О.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Еланского гарнизона, действующий в интересах Перетятькиной Н.С., Кузнецовой К.В., Бадретдиновой Ю.А., Федоровой Л.А., обратился с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
В обоснование заявленных требований указал, что по обращению граждан Перетятькиной Н.С., Кузнецовой К.В., Бадретдиновой Ю.А., Федоровой Л.А., работающих по трудовому договору ( / / ) в/ч N, дислоцированной в п/о Порошино Камышловского района Свердловской области, проведена проверка, в ходе которой установлено, что между войсковой частью N и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области") заключен договор на обслуживание от ( / / ) N и дополнительное соглашение от ( / / ) на осуществление финансово-экономического обеспечения войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете. В соответствии с названным договором должностными лицами войсковой части на реализацию в ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" направлены приказы о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения Перетятькиной Н.С., Кузнецовой К.В., Бадретдиновой Ю.А., Федоровой Л.А. Однако ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области" для назначения указанной выплаты были затребованы дополнительные документы в отношении указанных граждан, не предусмотренные действующим законодательством, в результате чего заявители до настоящего времени не получают положенную компенсацию по оплате жилого помещения и услуг ЖКХ.
Истец просил взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в пользу Перетятькиной Н.С. в размере ( / / ) руб., Кузнецовой К.В. в размере ( / / ) руб., Бадретдиновой Ю.А. в размере ( / / ) руб., Федоровой Л.А. в размере ( / / ) руб., произвести индексацию указанных сумм по состоянию на 04.09.2015. Включить медицинских работников войсковой части N Перетятькину Н.С., Кузнецову К.В., Бадретдинову Ю.А., Федорову Л.А. в список на право получения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
В судебном заседании помощник прокурора Звездилин И.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Коровина О.Г. исковые требования не признала.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.09.2015 исковые требования удовлетворены. С Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" взыскана ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в пользу Перетятькиной Н.С. в размере ( / / ) руб., Кузнецовой К.В. в размере ( / / ) руб., Бадретдиновой Ю.А. в размере ( / / ) руб., Федоровой Л.А. в размере ( / / ) руб., возложена обязанность произвести индексацию указанных сумм по состоянию на 04.09.2015. Медицинские работники войсковой части N Перетятькина Н.С., Кузнецова К.В., Бадретдинова Ю.А., Федорова Л.А. включены в список на право получения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
Оспаривая принятое судом решение, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суду не было представлено достоверных данных, подтверждающих факт работы истцов именно в федеральном государственном учреждении. Также указывает, что войсковая часть N в перечень специализированных медицинских учреждений не входит, не имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, на учете в штабе Центрального военного округа как самостоятельное юридическое лицо не числится. Указывает, что истцы не являются медицинскими и фармацевтическими работниками, состоящими в штате по основному месту работы в ФГУ, поэтому не имеют права на ежемесячные денежные выплаты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" Коровина О.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Военный прокурор, истцы Перетятькина Н.С., Кузнецова К.В., Бадретдинова Ю.А., Федорова Л.А., представитель третьего лица войсковой части N в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика назначено на 26.11.2015 определением от 05.11.2015, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом 05.11.2015.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, истец, представитель третьего лица не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, для проверки доводов апелляционной жалобы требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признал обязательной явку сторон в судебное заседание и их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Перетятькина Н.С. по трудовому договору N от ( / / ) работает в должности медицинской сестры-анестезиста ( / / ) войсковой части N проживает по адресу: ...
Кузнецова К.В. по трудовому договору N от ( / / ) работает в должности медицинской сестры палатной (постовой) ( / / ) войсковой части N, проживает по адресу: ...
Бадретдинова Ю.А. по трудовому договору N от ( / / ) работает в должности медицинской сестры палатной (постовой) ( / / ) войсковой части N, проживает по адресу: ...
Федорова Л.А. работает по трудовому договору в должности сестры-хозяйки ( / / ) в/ч N, дислоцированной в п/о ... , проживает по адресу: ...
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.02.2008 N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17.10.2011 установлена с 01.01.2012 по 31.12.2014 медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" установлена иная льгота - единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Поскольку судом на основании исследованных материалов дела установлено, что истцы Перетятькина Н.С., Кузнецова К.В., Бадретдинова Ю.А., Федорова Л.А. относятся к категории медицинских работников, работают и проживают в сельской местности и занимают должности в федеральном учреждении, подведомственном федеральному органу исполнительной власти, то судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что истцы имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, которая должна производиться на основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17.10.2011.
Доводы жалобы, оспаривающие вывод
об отнесении
войсковой части N к федеральным
государственным
учреждениям, подведомственным федеральным органам
исполнительной
власти, и распространении п. 1 Постановления Правительства РФ от
17.10.2011 N 839 на работников данной воинской части, судебная коллегия считает несостоятельными.
Из содержания Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1556ан, Министерства финансов РФ N 174н от 16.12.2011 следует, что предусмотренные данными нормативными актами меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат по оплате жилья, отопления и освещения установлены для медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах рабочих поселках (поселках городского типа), занимающих должности в федеральных государственных учреждениях. Материалами дела подтверждается, что место работы истцов - войсковая часть N, которая является государственным учреждением, заработная плата выплачивается за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" социальные льготы, установленные в п. 2 данного Постановления, предоставляются по месту работы.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Согласно трудовым договорам работодателем истцов является войсковая часть N.
Как следует из договора на обслуживания N от ( / / ) и дополнительного соглашения от ( / / ), между ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области" и войсковой частью N заключен договор на осуществление финансово-экономического обеспечения войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете. Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление операций с денежными средствами, в том числе и денежное довольствие, заработная плата и другие выплаты.
Данные выплаты должны производиться ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области", к ведению которого относится финансовое обеспечение расходов работодателя - войсковой части N. ФКУ является учреждением Министерства обороны Российской Федерации, руководитель ФКУ назначается Министром обороны и действует от его имени на основании выданной доверенности. Поскольку все финансирование войсковой части, не являющейся юридическим лицом, осуществляется через ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации, взыскание с него компенсации является правомерным.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика уже приводились в судебных заседаниях, исследованы судом первой инстанции, и по сути направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит, поэтому во внимание не принимает.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.09.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" - без удовлетворения.
Председательствующий: В.П. Игнатьев
Судьи: Е.Г. Седых
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.