Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.
при секретаре Быхуне Д.С.
с участием прокурора Шелудько И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Абрамова Н.В. на решение Целинного районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг.
по делу по иску прокурора Целинного района Алтайского края в интересах Абрамова Н.В. к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Абрамов Н.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, ветераном Великой Отечественной войны (относится к категории "труженик тыла", в связи с работой в годы ВОВ), ветераном труда.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в филиал N 5 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, представив справку для получения путевки *** от ДД.ММ.ГГ соответствующей формы *** утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГ ***, подтверждающую наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения. Путевка в 2014 г. ему предоставлена не была.
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в интересах Абрамова Н.В. с иском к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и просил признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение; возложить на ответчика обязанность предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании прокурор и истец Абрамов Н.В. на заявленных требованиях настаивали. Дополнительно истец пояснил, что ранее санаторно-курортные путевки ему предоставлялись.
Представитель ответчика ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на отсутствие вины Фонда в не предоставлении истцу путевки в 2014 году, в связи с отсутствием достаточного финансирования указанной статьи расходов и выделением мер социальной поддержки в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение гражданам, подавшим заявления ранее, в порядке очередности, по мере поступления средств из федерального бюджета.
Решением Целинного районного суда Алтайского края от 25 сентября 2015г. прокурору Целинного района, действующему в интересах Абрамова Н.В. в удовлетворении исковых требований, заявленных к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год отказано.
Не согласившись с решением суда, с апелляционной жалобой обратился истец. Просил об отмене решения, ссылаясь в качестве оснований к отмене на то, что являясь инвалидом II группы, не отказавшимся от льготного обеспечения, он имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение один раз в год. На ответчика законом возложена обязанность по предоставлению путевки. Реализация прав граждан не должна ставиться в зависимость от финансирования.
В суде апелляционной инстанции истец Абрамов Н.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор полагал решение законным и не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ст. 327.1 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абрамов Н.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, относится к категории "труженик тыла", в связи с работой в годы ВОВ.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в филиал N 5 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, представив справку для получения.
Рассматривая заявленные требования при таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Отказывая в иске, суд исходил из отсутствия у истца нарушенного права, поскольку он в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердил свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. То обстоятельство, что в течение календарного года он не был обеспечен такой путевкой, не свидетельствует о нарушении права, поскольку данная услуга не считается предоставленной и истец сохраняет за собой право на ее предоставление.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается, полагая его основанным на законе, анализ которого приведен ранее, доводы жалобы в этой части основаны на неверном понимании материального закона.
Ссылка в жалобе на то, что, на ответчика законом возложена обязанность по предоставлению путевки заслуживает внимания, однако учитывая верные выводы суда, о том, что обязанность по предоставлению путевки у ответчика сохраняется, на законность решения не влияет. Суд пришел к правильному выводу, что непредоставление истцу путевки в текущем году не может быть расценено как отказ в предоставлении путевки.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению позиции истца, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Абрамова Н.В. оставить без удовлетворения, решение Целинного районного суда Алтайского края от 25 сентября 2015г. без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.