Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе АО "УАП "Гидравлика" на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
Отказать в удовлетворении заявления АО "УАП "Гидравлика" об оспаривании Предписания Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
АО "УАП "Гидравлика" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N ... и не подлежащим исполнению.
В обоснование требований указал, что Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан предписанием N ... от ... обязала АО "УАП "Гидравлика" устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
- до ... работнику ЛАЛ "УАП "Гидравлика" П.В.Н. по результатам АРМ предоставить сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю на основании статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N ... от ... "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда";
- до ... произвести начисление и выплату заработной платы за последние три месяца П.А.Н. за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам АРМ на основании статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предписание является незаконным, так как пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N ... от ... Постановление Правительства Российской федерации N ... от ... признано утратившим силу.
Федеральным законом N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в статью 92 Трудового кодекса Российской Федерации внесено изменение, согласно которому для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Федеральным законом N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателями аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 данного Федерального закона проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Протоколом заседания аттестационной комиссии N ... от ... , проведенной на основании приказа N ... от ... принято решение работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест ниже класса условий труда 3.3. в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенную продолжительность рабочего времени не устанавливать.
Согласно Карте аттестации рабочего места по условиям труда N ... доводчика-притирщика, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет - 3.1. класса условий труда.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
Согласно части 4 данной статьи, вредные условия труда (3 класс) включают в себя 4 подкласса, которые в зависимости от уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов соответствуют определенной степени вредности.
Так, подкласс 3.1. (условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается как правило при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращение воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья) относится к вредным условиям труда 1 степени.
Заявитель полагает, что требование о предоставлении работнику П.В.Н. сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю не является законным, поскольку условия труда работника доводчика-притирщика П.В.Н. согласно результатам АРМ относится к вредным условиям труда 1-й степени, а статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает установление сокращенной рабочей недели не более 36 часов в неделю для работников условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени.
Требование о выплате заработной платы за последние три месяца П.А.Н. на основании статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации также является незаконным, так как данная статья предусматривает оплату сверхурочной работы.
Просил суд признать предписание N ... от ... незаконным и неподлежащим исполнению.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе АО "УАП "Гидравлика" просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локально нормативного акта, трудового договора ( в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя АО "УАП "Гидравлика" К.А.Г., поддержавшую жалобу, возражения государственного инспектора труда Х.Л.Р., заинтересованного лица П.А.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства АО "УАП "Гидравлика" государственным инспектором труда были выявлены нарушения, вследствие чего было выдано предписание N ... от ... , согласно которому Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан обязала АО "УАП "Гидравлика":
- до ... работнику ОАО "УАП "Гидравлика" П.В.Н. по результатам АРМ предоставить сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю на основании статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N ... от ... "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда";
- до ... произвести начисление и выплату заработной платы за последние три месяца П.А.Н. за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам АРМ на основании статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене предписания, суд первой инстанции исходил из того, что предписание N ... от ... выдано по вопросам, отнесенным законом к компетенции государственного инспектора, в связи с чем, у него имелись основания для его издания, поскольку имелись нарушения требований трудового законодательства и возложена на заявителя обязанность по устранению допущенных нарушений и восстановление трудовых прав.
Между тем, судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения государственного органа необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с заявлением о признании такого предписания (или его части) незаконным.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
На основании части 1 статьи 358 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей.
Обжалуемое предписание относится к урегулированию трудового спора, поскольку в силу статей 381, 382 Трудового кодекса Российской Федерации вопрос о порядке предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, а также оплата сверхурочной работы относится к индивидуальным трудовым спорам, которые рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судом.
Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судом.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан поступило обращение работника П.А.Н. о нарушении трудовых прав.
... Государственной инспекцией труда по Республике Башкортостан проведена проверка в отношении АО "УАП "Гидравлика", на основании которой вынесено обжалуемое заявителем предписание.
В ходе проверки установлено, что на основании приказа ОАО "УАП "Гидравлика" N ... от ... проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Согласно Карте аттестации рабочего места по условиям труда N ... доводчика-притирщика, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет - 3.1. класса условий труда (в связи с недостаточной освещенностью рабочего места). С данным документом П.А.Н. ознакомлен ... (л.д.14).
... Аттестационной комиссией было решено, что при установлении компенсации необходимо руководствоваться Постановлением правительства Российской федерации от ... N ... "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплату труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с ... , пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест ниже класса условий труда 3.2. в соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставлять.
Работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест ниже класса условий труда 3.3., сокращенную продолжительность рабочего времени не устанавливать.
Указанные решения аттестационной комиссии зафиксированы в протоколе N ... от ...
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в статью 92 Трудового кодекса Российской Федерации внесено изменение, согласно которому для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателями аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Протоколом заседания аттестационной комиссии N ... от ... проведенной на основании приказа N ... от ... принято решение работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест ниже класса условий труда 3.3. в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенную продолжительность рабочего времени не устанавливать.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
Согласно части 4 данной статьи вредные условия труда (3 класс) включают в себя 4 подкласса, которые в зависимости от уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов соответствуют определенной степени вредности.
Так, подкласс 3.1. относится к вредным условиям труда 1 степени (пункт 1 части 4 статьи 14 Федерального закона "О специальной оценке труда").
Таким образом, условия труда работника доводчика-притирщика П.В.Н. согласно результатам АРМ относится к вредным условиям труда 1-й степени, а статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает установление сокращенной рабочей недели не более 36 часов в неделю для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени.
Статья 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусматривает возможность использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01 января 2014 года, для целей установления работникам предусмотренных гарантий и компенсаций в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Данное нормативное положение позволяет использовать результаты аттестации, но не гарантии и компенсации, ранее установленные на основании такой аттестации.
В соответствии с информационным письмом Министерства труда и социальной защиты населения от ... до реализации поручения, указанного в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации N ... от ... , работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ может самостоятельно устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Работнику АО "УАП "Гидравлика" П.А.Н. установлен дополнительно оплачиваемы отпуск 7 календарных дней и повышенный размер оплаты труда 15%, что свидетельствует о том, что работодателем самостоятельно установлены компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и нарушений норм, предусмотренных статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации N ... от ... в отношении работника П.А.Н. не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N ... "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ... , ратифицированной Россией ... , инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что сложившиеся между П.А.Н. и работодателем отношения являются индивидуальным трудовым спором, который в силу статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации рассматривается исключительно комиссиями по трудовым спорам либо судом.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления АО "УАП "Гидравлика".
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... отменить и вынести по делу новое решение.
Заявление АО "УАП "Гидравлика" удовлетворить.
Признать незаконным Предписание Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан N ... от ... "Об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи Г.Р. Кулова
И.В. Голубева
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.