Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Комаровой Ю.В. и Цветкова В.В.
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Цветкова В.В.
дело по апелляционным жалобам ФИО1, Муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" на решение Торжокского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Взыскать с муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в сумме в сумме 372 рублей (триста семьдесят два) рублей 20 копеек и компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме 23 (двадцать три) рублей 36 копеек.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату представителя в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 700 (семьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда отказать".
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "адрес" "Горэнерго" (далее - МУП "Горэнерго", работодатель, ответчик) о взыскании задолженности по заработной плате, образовавшейся в связи с установлением ей работодателем тарифной ставки, не соответствующей Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы), размера премии менее 25% от тарифной ставки без учёта всех доплат и надбавок, предусмотренных Положением по оплате труда и премированию работников МУП "адрес" "Горэнерго" (далее - Положение по оплате труда и премировании), а также в связи с неправильным исчислением оплаты труда за сверхурочную работу, в том числе: за январь 2015 г.- 4 208 руб. 49 коп., за февраль 2015 г.- 1 276 руб. 60 коп., за март 2015 г.- 6 108 руб. 41 коп., за апрель -3 954 руб. 22 коп., за май 2015 г.- 3 612 руб. 86 коп., за июнь 2015 г. - 987 руб. 25 коп., за июль 2015 г. - 1 283 руб. 16 коп., а также денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 996 руб. 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N состоит в трудовых отношениях с МУП "Горэнерго" в должности оператора газовой котельной 3 разряда. Работодатель в нарушение ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016годы, информационных писем Общественной организации "Профессиональный союз работников жизнеобеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, Положения об оплате труда и премировании исчислял ей заработную плату из месячных тарифных ставок в меньшем размере, в то время как с ДД.ММ.ГГГГ её оклад должен составлять 8 060 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 8 642 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 8 726 руб ... Кроме того, работодатель оплачивал сверхурочную работу в порядке, не соответствующем требованиям статьи 152 Трудового кодекса РФ и Положения об оплате труда и премировании.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом "адрес" (далее - КУИ "адрес"), администрация муниципального образования "адрес" (далее - администрация "адрес"), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия "адрес"" (далее - ГУ "РЭК").
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тверская областная организация профсоюза работников жизнеобеспечения.
В судебном заседании истец ФИО1 и её представители ФИО6 и ФИО7 поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика МУП "Горэнерго" ФИО8 в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что истцу установлен должностной оклад согласно штатному расписанию в размере 7 694 руб ... ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в журнале "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" ( N, ноябрь 2013 г.), газете "Солидарность" ( N, 18- ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ. МУП "Горэнерго" не является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий" (далее - ОООР "СКП"), заключавшего ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы от имени работодателей, и к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не присоединялось, в связи с чем последнее не распространяется на ответчика. В силу части 7 статьи 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это ФИО2 здравоохранения и социального развития Российской Федерации), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён "Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению".
В соответствии с этим Порядком Федеральная служба по труду и занятости в течение трёх календарных дней со дня регистрации соглашения направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для опубликования в журнале "Охрана и экономика труда", а также для опубликования в журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность". После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ стороны соглашения вправе предложить ФИО2 здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключение соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется и направляется для официального опубликования в "Российскую газету". Предложение Минздравсоцразвития РФ работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не было официально опубликовано, вследствие чего ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не распространяется на ответчика. Расчёт и оплата труда ФИО1 при суммированном учёте рабочего времени за пределами нормальной продолжительности произведены в соответствии с положениями статьи 152 ТК РФ, Положением по оплате труда и премировании, Правилами внутреннего трудового распорядка, за каждый установленный учётный период продолжительностью в три месяца, с применением пункта 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утверждённых постановлением Госкомтруда ФИО2 и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днём, переведённым на режим гибкого рабочего времени, почасовой учёт этих работ ведётся суммарно по отношению к установленному учётному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверхустановленного для этого периода нормы рабочего времени. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учётного периода, в двойном - остальные часы сверхурочной работы. Иной порядок расчёта локальными актами МУП "Горэнерго" не установлен. Также ответчиком применён пункт 4 Разъяснения "О компенсации за работу в праздничные дни", утверждённого постановлением Государственного комитета ФИО2 по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, П-21, в соответствии с которым при подсчёте сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведённая сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда - во время отдыха. Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании статьи 152 ТК РФ, так и статьи 153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. Вопреки доводам истца премия за нерабочие праздничные дни начислена и выплачена, поскольку эти часы включены в оклад, на который премия начислялась.
Третьи лица КУИ "адрес", администрация "адрес", ГУ "РЭК", Тверская областная организация общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления с просьбами о разбирательстве дела в отсутствие своих представителей.
Третьим лицом ГУ "РЭК" представлены письменные пояснения, согласно которым при формировании тарифов МУП "Горэнерго" с учётом положений части 1 статьи 8, статей 11, 130, 134 ТК РФ, коллективного договора на 2011-2014 годы, в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, уполномоченным органом расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, определены в соответствии с ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, коллективным договором, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе истца ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и принятии по делу нового решения об удовлетворении её требований в полном объёме. Жалоба мотивирована тем, что суд не исследовал и не дал оценку доводам и объяснениям истца и его представителей о прямом действии в МУП "Горэнерго" ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы; не проанализировал письменные пояснения ГУ "РЭК" о том, что при утверждении тарифа для МУП "Горэнерго" были применены положения ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, в том числе нормы по индексации и премии в объёме 40%; не учёл фактическое исполнение ответчиком в 2014 г. ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, а также материалы прокурорский проверки по факту нарушения трудовых прав работников. При вынесении решения суд не принял во внимание, что Положение об оплате труда и премировании от 2013 г., в котором чётко разграничена оплата труда за сверхурочную работу (пункт 4.7) и за работу в выходные и праздничные дни (пункт 4.5), не содержит ссылок на применение каких-либо рекомендаций или разъяснений.
В апелляционной жалобе ответчика МУП "Горэнерго", поданной представителем ФИО9, ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания с работодателя в пользу истца задолженности по заработной плате, денежной компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда и о принятии по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска. Указано на то, что суд фактически обязал работодателя выплачивать работнику двойную премию за работу в выходные и праздничные дни, и не учёл, что по требованиям за период с января 2015 г. по май 2015 г. истец пропустил срок, установленный статьёй 392 ТК РФ для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Суд неверно исчислил государственную пошлину, подлежавшую взысканию с ответчика, в размере 700 руб. вместо 400 руб., взыскал компенсацию морального вреда и расходы на оплату услуг представителя в завышенных размерах, и не принял во внимание неудовлетворительное финансовое положение МУП "Горэнерго", в отношении которого определением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ введена процедура наблюдения, что является основанием для освобождения ответчика от судебных расходов.
Относительно апелляционной жалобы истца ФИО1 ответчиком МУП "Горэнерго" поданы возражения, в которых он просит оставить жалобу истца без удовлетворения, полагая её доводы несостоятельными, а решение суда в оспариваемой части - без изменения.
Третьи лица КУИ "адрес", администрация "адрес", ГУ "РЭК", Тверская областная организация общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка представителей указанных третьих лиц не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб истца и ответчика, возражения ответчика относительно апелляционной жалобы истца, выслушав объяснения истца ФИО1 и её представителей ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы жалобы истца, представителей ответчика МУП "Горэнерго" ФИО8, ФИО9, ФИО10, поддержавших доводы жалобы МУП "Горэнерго" и возражавших против удовлетворения жалобы истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части 5 статьи 135 ТК РФ условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 ТК РФ).
Частью 1 статьи 144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 134 ТК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учётом содержания и (или) объёма дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определённой трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) (часть 1 статьи 60.2 ТК РФ).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, её содержание и объём устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (часть 3 статьи 60.2 ТК РФ).
Согласно статье 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Частями 1 и 2 статьи 153 ТК РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени; конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В силу статьи 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со статьями 27, 45ТК РФ одной из форм социального партнёрства является соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 ТК РФ).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ (часть 7 статьи 45 ТК РФ).
Установлено, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком МУП "Горэнерго" и занимает должность оператора 3 разряда газовой котельной N.
По условиям заключенного с истцом ДД.ММ.ГГГГ трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 установлены: сменный режим работы, часовая тарифная ставка в размере 11 руб. 75 коп., надбавки, доплаты и премии согласно действующего законодательства, Коллективного договора, штатного расписания и Положения об оплате труда и премировании.
Коллективный договор МУП "Горэнерго" на 2011-2014 годы, предусматривавший в пункте 4.3 установление минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на основании отраслевого соглашения по коммунальному хозяйству РФ, прекратил своё действие ДД.ММ.ГГГГ
Действующим в спорный период Положением по оплате труда и премировании работников, утверждённым работодателем в 2013 г., предусмотрено, что оплата труда оператора 1 разряда газовой котельной осуществляется в размере базовой месячной тарифной ставки по оплате труда рабочих 1-го разряда с учётом коэффициента 1,4 по ОТС (Отраслевому тарифному соглашению), 2-го разряда - + 100 руб. к 1 разряду, 3-го разряда - + 200 руб. к 1 разряду, 4-го разряда - + 300 руб. к 1 разряду.
В соответствии с пунктом 3 Положения по оплате труда и премировании работников заработная плата работников состоит из должностного оклада, установленного в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием; доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера; премии. Обеспечение повышения уровня заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (статья 134 ТК РФ).
Пунктом 4 Положения по оплате труда и премировании установлено, что у ответчика наряду с применением должностных окладов, учитывая выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, напряжённость труда каждого работника, его производственный опыт, профессиональное мастерство, отношение к труду, введена система доплат и надбавок, в том числе:
- доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объёма работ, размер которой определяется по соглашению сторон в соответствии со статьями 60.2, 151 ТК РФ и пунктом 2.8.2 Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы;
- доплата за вредные условия труда, которая устанавливается операторам газовых котельных по итогам аттестации рабочих мест в размере 4%;
- доплата за интенсивность труда, которая является стимулирующей, направлена на заинтересованность работника к качественному результату интенсивного труда, а также поощрение за выполненную работу, и устанавливается по итогам работы за месяц в размере 30% приказом директора, изданного на основании предложения о доплате, изложенного в ежемесячной служебной записке начальника производственного объединения;
- доплата за работу в ночное время (с 22 час. до 6 час. утра) в размере 40% должностного оклада за каждый час работы в ночное время;
- оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам, получающим оклад (должностной оклад) - в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной дневной или часовой ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
- оплата труда за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то есть работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учётный период, которая оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда).
Пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании предусмотрено ежемесячное начисление от установленного должностного оклада и непрерывного стажа работы в МУП "Горэнерго" вознаграждения за выслугу лет в размере 5% (от 1 до 2 лет), 10% (от 2 до 5 лет), 20% (от 5 до 10 лет), 30% (от 10 до 15 лет), 40% (свыше 15 лет).
Выплата вознаграждения за выслугу лет за текущий месяц выплачивается одновременно с заработной платой текущего месяца (пункт 5.4 Положения по оплате труда и премировании).
Пунктами 6, 6.1. Положения по оплате труда и премировании установлено, что премия в текущем месяце может быть начислена при наличии прибыли на основании приказа директора в размере, установленном директором МУП "Горэнерго", в зависимости от вклада работника в производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия; премия начисляется на должностной оклад за фактически отработанное время с учётом доплат и надбавок в соответствии с действующим законодательством.
В силу пунктов 7, 8 Положения по оплате труда и премировании заработная плата в МУП "Горэнерго" выплачивается 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным месяцем (основная часть заработной платы) и в последний день месяца (аванс). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днём выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ N истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере 7 694 руб. в месяц, а также надбавка в размере 4% от должностного оклада по результатам проведённой аттестации рабочих мест (далее - надбавка за вредность), что соответствует сведениям штатного расписания ответчика.
Как следует из искового заявления и объяснений стороны истца поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило то, что, по мнению работника, ответчик занизил размер начисляемой и выплачиваемой заработной платы, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ не применил предусмотренную ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере 7 860 руб., увеличенную в соответствии с Положением по оплате труда и премировании на 200 руб. для оператора 3 разряда газовой котельной, не индексировал ежеквартально эту ставку в соответствии с информационными письмами Общественной организации "Профессиональный союз работников жизнеобеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N-В; исчислял премию в размере 10% вместо 25% лишь от оклада и доплаты за вредность без учёта оплаты труда в ночное время, в выходные и праздничные дни; начислял оплату за увеличенный объём работы за меньшее количество часов; начислял оплату за сверхурочную работу в полуторном размере в нарушение Положения по оплате труда и премировании, предусматривающего оплату за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца ФИО1, основанных на применении ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, суд первой инстанции исходил из того, что ОТС в ЖКХ на 2014-2016 года не распространяется на МУП "Горэнерго" поскольку предусмотренная статьёй 48 ТК РФ обязательная процедура публикации предложения о присоединении к ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы не была осуществлена, а ответчик не является стороной данного соглашения либо членом объединения, участвовавшего в заключении соглашения, и не уполномочивал кого-либо на его заключение.
ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы, утверждённое Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, заключено на федеральном уровне между работодателями и работниками Организаций в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий", от работников - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, от федеральных государственных учреждений - Министерство регионального развития РФ; опубликовано
Согласно части 8 статьи 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, изданным в соответствии со статьёй 48 ТК РФ, утверждён Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком Федеральная служба по труду и занятости в течение трёх календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в журнале "Охрана и экономика труда", а также для опубликования в журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность". После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить ФИО2 здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в "Российскую газету".
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то в соответствии с частью 9 статьи 48 ТК РФ, соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в журнале "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" ( N, ноябрь 2013 г.), в газете "Солидарность" ( N, 18- ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты РФ (пункт 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Действительно, МУП "Горэнерго" не является участником Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий" и не участвовал в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы. Стороны ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не обращались в Министерство труда и социальной защиты РФ с предложением обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, о присоединении к этому соглашению. Предложение к работодателям о присоединении к указанному соглашению в "Российской газете" и на официальном сайте Министерство труда и социальной защиты РФ не публиковалось.
Данные обстоятельства подтверждены имеющимся в материалах дела письмом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий", согласно которому МУП "Горэнерго" членом указанного объединения не является, не уполномочивало это объединение на заключение ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, не направляло письмо о присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы; официального опубликования предложения работодателям присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не было; решение о внесении МУП "Горэнерго" в региональный и федеральный реестры участников ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не принималось.
Таким образом, ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не распространялось на ответчика МУП "Горэнерго".
Вместе с тем, городской суд не учёл, что ДД.ММ.ГГГГ между органами государственной власти "адрес", интересы которых представляло "адрес", в лице "адрес", объединение профессиональных союзов "адрес" в лице председателя Федерации тверских профсоюзов и объединение работодателей "адрес" в лице председателя Регионального объединения работодателей "Тверской союз промышленников и предпринимателей" заключено Региональное соглашение между органами государственной власти "адрес", объединениями профессиональных союзов "адрес" и объединениями работодателей "адрес" на 2014-2016 годы (далее - Региональное соглашение на 2014-2016 годы), по условиям которого работодатели обязаны предусматривать при заключении коллективных договоров размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях, порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; обеспечивать индексацию заработной платы не ниже роста потребительских цен на товары и услуги (пункты 2.32, 2.29).
Согласно разделаVII "Действие Соглашения, обеспечение контроля его выполнения" Региональное соглашение на 2014-2016 годы вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ, включенные в него условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, если одной из сторон соглашения или договора является сторона Регионального соглашения на 2014-2016 годы или присоединившаяся к нему организация (пункты 7.1, 7.9).
После подписания Регионального соглашения на 2014-2016 годы организации, заключившие отраслевые территориальные соглашения, коллективные договоры, в случае необходимости должны внести соответствующие улучшающие изменения; ни одна из Сторон не может в одностороннем порядке в течение срока действия Регионального соглашения на 2014-2016 годы прекратить исполнение принятых обязательств (пункты 7.10, 7.12 Регионального соглашения на 2014-2016 годы).
В соответствии с пунктом 7.15 Регионального соглашения на 2014-2016 годы "адрес" обеспечивает в двухнедельный срок с момента подписания Сторонами указанного соглашения его публикацию в газете "Тверская жизнь". Одновременно с публикацией этого соглашения координатор трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в "адрес" предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении этого соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению на 2014-2016 годы не представили в Главное управление по труду и занятости населения "адрес" мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то это соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
По сообщению Регионального объединения работодателей "Тверской союз промышленников и предпринимателей" МУП "Горэнерго" не является членом данного объединения и не уполномочивало последнее на заключение Регионального соглашения на 2014-2016 годы.
По сообщению Главного управления по труду и занятости населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Региональное соглашение на 2014-2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Главном управлении ДД.ММ.ГГГГ N и размещено на сайте Главного управления www.Тверская-область-занятость.РФ. Текст Регионального соглашения на 2014-2016 годы с предложением о присоединении к нему работодателей был опубликован в газете "Тверская жизнь" ДД.ММ.ГГГГ N. В течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Главное управление были представлены письменные отказы от филиала ФГУП "Почта России" и ООО "Тверьнефтепродукт".
Публикация в газете "Тверская жизнь" Регионального соглашения на 2014-2016 годы с предложением координатора трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в "адрес" о присоединении к нему работодателей подтверждена редакцией газеты "Тверская жизнь", представившей копию газеты N от ДД.ММ.ГГГГ с текстом опубликованных соглашения и предложения о присоединении.При таких обстоятельствах на МУП "Горэнерго", хотя и не участвовавшего в заключении Регионального соглашения на 2014-2016 годы, но не отказавшегося в установленный срок от присоединения к нему, в полном объёме распространялись положения этого соглашения со дня официального опубликования (с ДД.ММ.ГГГГ), подлежащие исполнению ответчиком с даты вступления Регионального соглашения на 2014-2016 годы в силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по установлению с ДД.ММ.ГГГГ при заключении коллективных договоров размера тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы или внесению соответствующих улучшающих изменений; по установлению порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; по обеспечению индексации заработной платы не ниже роста потребительских цен на товары и услуги, направленные в целом на достижение приоритетных целей, предусмотренных Региональным соглашением на 2014-2016 годы, а именно проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни населения, поддержание социальной стабильности.
При этом, как следует из материалов дела, в том числе из Положения по оплате труда и премировании, ранее действовавшего Коллективного договора МУП "Горэнерго" на 2011-2014 годы, до ДД.ММ.ГГГГ ответчик применял при исчислении работникам заработной платы соответствующее ОТС в ЖКХ РФ в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда.
Сообщением ГУ "РЭК" от ДД.ММ.ГГГГ с приложением материалов тарифного дела МУП "Горэнерго" подтверждено, что ответчик направлял в орган исполнительной власти тарифного регулирования для утверждения тарифа на производство и передачу тепловой энергии на 2015-2017 годы расчёты, касающиеся фонда заработной платы сотрудников МУП "Горэнерго", с применением ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, а регулирующий орган (ГУ "РЭК") определял расходы МУП "Горэнерго" на оплату труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Однако, как следует из материалов дела, ответчик МУП "Горэнерго" вопреки положениям Регионального соглашения на 2014-2016 годы, не только не внёс в свои локальные нормативные акты с ДД.ММ.ГГГГ улучшения в части установления размера тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы и порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, но и при заключении ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора на 2015-2018 годы не согласовал условия, касающиеся применения ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы к отношениям по оплате труда работников, по ежеквартальной индексации тарифных ставок (окладов) с учётом индекса потребительских цен на товары и услуги, по срокам выплаты заработной платы, по размеру премии не менее 25% в соответствии с Положением по оплате труда и премировании.
Учитывая изложенное, а также закреплённое в подпункте "г" пункта 2 Положения по оплате труда и премировании обязательство работодателя обеспечивать своевременное заключение коллективных договоров, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в силу положений Регионального соглашения на 2014-2016 годы ответчик был обязан с ДД.ММ.ГГГГ установить размер ежемесячной тарифной ставки рабочих 1 разряда не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, с учётом которой в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) осуществлять начисление и выплату заработной платы.
Пунктами 2.3, 2.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается согласно Приложению N к настоящему соглашению (7 056 руб. на ДД.ММ.ГГГГ для организаций коммунального теплоснабжения) в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то её размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определённых Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации о квартальной индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики (абзац 2 пункта 2.4).
Учитывая, что Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен в Российской Федерации устанавливается ежемесячно, а Положением по оплате труда и премировании, действующим в МУП "Горэнерго", предусмотрено обеспечение повышения уровня заработной платы посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, однако локальный акт, предусматривающий порядок такой индексации, работодателем не принят, судебная коллегия полагает возможным применение при таких обстоятельствах использованного в расчётах истца поквартального индексирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определённых Федеральной службой государственной статистики.
Таким образом, размер заработной платы ФИО1 за январь 2015 г. подлежал расчёту в следующем порядке.
Минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих 1 разряда, предусмотренная Приложением N ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы для организаций коммунального теплоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 056 руб., с учётом индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ на конец декабря 2014 г. к декабрю 2013 г., составившего 111,4% (в соответствии с письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Профсоюза жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N-В), подлежала установлению в размере 7 860 руб. (7 056 руб. х 1,114).
Следовательно, с учётом Положения по оплате труда и премировании работников МУП "Горэнерго" (об увеличении месячной тарифной ставки на 200 руб.) месячная тарифная ставка оператора газовой котельной 3 разряда ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 8 060 руб. (7 860 руб. + 200 руб.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в январе 2015 г. в размере 120 час. и фактически отработанных истцом за этот период 184 час., часовая тарифная ставка составляла 67 руб. 17 коп. (8 060 руб. / 120 час.), оклад за фактически отработанное время - 12 359 руб. 28 коп. (67 руб. 17 коп. х 184 час.), надбавка за вредность - 494 руб. 37 коп. (12 359 руб. 28 коп. х 4%).
Поскольку в январе 2015 г. ФИО1 отработала 58 час. в ночное время, и 48 час., приходящихся на праздничные и выходные дни, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 1 558 руб. 34 коп. (67 руб. 17 коп. х 58 час. х 40%), за работу в выходные и праздничные дни в размере 3 224 руб. 16 коп. (67 руб. 17 коп. х 48 час.).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 4 943 руб. 71 коп. (12 359 руб. 28 коп. х 40%).
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами стороны истца о том, что ежемесячная премия подлежала начислению в размере 25%, поскольку Коллективный договор МУП "Горэнерго" на 2015-2018 годы в части, содержащей условие об указанном истцом размере ежемесячной премии, сторонами не согласован, а в соответствии с пунктом 6.1 Положения по оплате труда и премировании премия является стимулирующей необязательной выплатой, начисляемой на основании приказа руководителем работодателя и в установленном им размере в зависимости от личного вклада работника в производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия.
При таком положении премия за январь 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 2 257 руб. 97 коп. ((12 359 руб. 28 коп. + 494 руб. 37 коп. + 1 558 руб. 34 коп. + 3 224 руб. 16 коп. + 4 943 руб. 71 коп.) х 10%).
Итого заработная плата за январь 2015 г. - 24 837 руб. 83 коп. (12 359 руб. 28 коп. + 494 руб. 37 коп. + 1 558 руб. 34 коп. + 3 224 руб. 16 коп. + 4 943 руб. 71 коп. + 2 257 руб. 97 коп.).
Согласно расчётному листку истца за январь 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 22 780 руб. 41 коп., следовательно, сумма недоначисленной заработной платы составила 2 057 руб. 42 коп. (24 837 руб. 83 коп. - 22 780 руб. 41 коп.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в феврале 2015 г. в размере 152 час. и фактически отработанных истцом за этот период 68 час., часовая тарифная ставка составляла 53 руб. 3 коп. (8 060 руб. / 152 час.), оклад за фактически отработанное время - 3 606 руб. 4 коп. (53 руб. 3 коп. х 68 час.), надбавка за вредность - 144 руб. 24 коп. (3 606 руб. 4 коп. х 4%).
Поскольку в феврале 2015 г. ФИО1 отработала 22 час. в ночное время, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 466 руб. 66 коп. (53 руб. 3 коп. х 22 час. х 40%).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 1 442 руб. 42 коп. (3 606 руб. 4 коп. х 40%).
В соответствии со служебной запиской начальника ПО МУП "Горэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 дала согласие на единоличное обслуживание котельной на время отсутствия второго оператора за дополнительную плату в размере 30% и отработала в феврале 2015 г. без второго оператора 14 час.
На основании этой служебной записки работодателем в соответствии с пунктом 4 Положения по оплате труда и премировании, статьями 151, 60.2 ТК РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о доплате ФИО1 за увеличенный объём в размере 30%.
Следовательно, размер этой доплаты подлежал начислению в размере 222 руб. 73 коп. (53 руб. 3 коп. х 14 х 30%).
Премия за февраль 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 588 руб. 21 коп. ((3 606 руб. 4 коп. + 144 руб. 24 коп. + 466 руб. 66 коп. + 222 руб. 73 коп. + 1 442 руб. 42 коп.) х 10%).
Итого заработная плата за февраль 2015 г. -12 395 руб. 60 коп. (3 606 руб. 4 коп. + 144 руб. 24 коп. + 466 руб. 66 коп. + 222 руб. 73 коп. + 1 442 руб. 42 коп. + 588 руб. 21 коп.).
Согласно расчётному листку истца за февраль 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 11 919 руб. 11 коп., следовательно, сумма недоначисленной заработной платы составила 476 руб. 49 коп. (12 395 руб. 60 коп. -11 919 руб. 11 коп.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в марте 2015 г. в размере 168 час. и фактически отработанных истцом за этот период 132 час., часовая тарифная ставка составляла 47 руб. 98 коп. (8 060 руб. / 168 час.), оклад за фактически отработанное время - 6 333 руб. 36 коп. (47 руб. 98 коп. х 132 час.), надбавка за вредность - 253 руб. 33 коп. (6 333 руб. 36 коп. х 4%).
Поскольку в марте 2015 г. ФИО1 отработала 40 час. в ночное время, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 767 руб. 68 коп. (47 руб. 98 коп. х 40 час. х 40%).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 2 533 руб. 34 коп. (6 333 руб. 36 коп. х 40%).
В соответствии со служебной запиской начальника ПО МУП "Горэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 дала согласие на единоличное обслуживание котельной на время отсутствия второго оператора за дополнительную плату в размере 30% и отработала в марте 2015 г. без второго оператора 28 час.
Однако на основании этой служебной записки работодателем в соответствии с пунктом 4 Положения по оплате труда и премировании, статьями 151, 60.2 ТК РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о доплате ФИО1 за увеличенный объём в размере 30% за 11 часов.
Поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность снижения оплаты труда истца за увеличенный объём более чем в 2 раза ответчик не представил, то доплата за увеличенный объём подлежит начислению за то количество часов, которые указаны в служебной записке начальника ПО МУП "Горэнерго", - в размере 403 руб. 3 коп. (47 руб. 98 коп. х 28 час. х 30%).
Премия за март 2015 г. начислению не подлежит, поскольку соответствующее решение работодателя в отношении ФИО1 не принималось.
Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N для работников с суммированным учётом рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ установлен учётный период в 3 месяца.
За учётный период с января 2015 г. по март 2015 г. включительно истец ФИО1 выполняла работу сверх нормального числа рабочих часов общей продолжительностью 32 час. (120 час. + 152 час. + 168 час.) - 136 час. (период временной нетрудоспособности в марте 2015 г.) - (184 час. + 68 час. + 132 час.) - 48 час. (отработано за учётный период в выходные и праздничные дни).
Вопреки доводам жалобы истца суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни едина, то есть как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и праздничные дни, работник осуществляет свою трудовую деятельность в тождественных условиях труда - во время отдыха, и поэтому обоснованно согласился с позицией ответчика о применении при расчёте сверхурочных часов Разъяснения Госкомтруда ФИО2 и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N\П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни", утверждённого постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N/П-21, согласно пункту 4 которого при подсчёте сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведённая сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
Правильной, по мнению судебной коллегии, является и позиция суда, согласившегося с предложенным ответчиком механизмом расчёта оплаты за сверхурочную работу, основанному на положениях пункта 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утверждённых постановлением Госкомтруда ФИО2 и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которым в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведёнными на режим гибкого рабочего времени, почасовой учёт этих работ ведётся суммарно по отношению к установленному учётному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверх установленного для этого периода нормы рабочего времени; их оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учётного периода, в двойном - за остальные часы сверхурочной работы.
Приведённый механизм расчёта оплаты сверхурочной работы, вопреки доводам жалобы истца, не противоречит действующему трудовому законодательству, поскольку сумма сверхурочных часов вырабатывается не за одну рабочуюсмену, а за все смены в учётном периоде (3 месяца).
При таком положении расчёт оплаты сверхурочной работы истца ФИО1 подлежит в следующем порядке. За учётный период (с января 2015 г. по март 2015 г.) истцом отработано 16 смен (384 час. / 24 час.), в среднем на каждую из которых приходится по 2 час. сверхурочной работы (32 час. / 16 смен), подлежащих оплате в полуторном размере. Учитывая, что при начислении оклада за фактически отработанное время эти часы уже были учтены, как подлежащие оплате в размере одной часовой тарифной ставки, то размер оплаты сверхурочной работы истца за 1 квартал 2015 г. составляет 879 руб. 20 коп. (8 060 руб. х 3 мес. / 440 час. х 32 час. х 0,5).
Итого заработная плата за март 2015 г. - 11 169 руб. 94 коп. (6 333 руб. 36 коп. + 253 руб. 33 коп. + 767 руб. 68 коп. + 403 руб. 3 коп. + 879 руб. 20 коп. + 2 533 руб. 34 коп.).
Согласно расчётному листку истца за март 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 10 428 руб. 46 коп., следовательно сумма недоначисленной заработной платы составила 741 руб. 48 коп. (11 169 руб. 94 коп. - 10 428 руб. 46 коп.).
Минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих 1 разряда, предусмотренная ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы для организаций коммунального теплоснабжения, с учётом сводного индекса потребительских цен на товары и услуги населению в РФ в 1 квартале 2015 г., составившего 107,4% (в соответствии с письмом Профсоюза жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N-В), подлежала установлению с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 442 руб. (7 860 руб. х 1,074).
Следовательно, с учётом Положения по оплате труда и премировании работников МУП "Горэнерго" (об увеличении месячной тарифной ставки на 200 руб.) месячная тарифная ставка оператора газовой котельной 3 разряда ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 8 642 руб. (8 442 руб. + 200 руб.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в апреле 2015 г. в размере 175 час. и фактически отработанных истцом за этот период 180 час., часовая тарифная ставка составляла 49 руб. 38 коп. (8 642 руб. / 175 час.), оклад за фактически отработанное время -8 888 руб. 40 коп. (49 руб. 38 коп. х 180 час.), надбавка за вредность - 355 руб. 54 коп. (8 888 руб. 40 коп. х 4%).
Поскольку в апреле 2015 г. ФИО1 отработала 64 час. в ночное время, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 1 264 руб. 13 коп. (49 руб. 38 коп. х 64 час. х 40%).
В соответствии со служебной запиской начальника ПО МУП "Горэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 в апреле 2015 г. единолично обслуживала котельную во время отсутствия второго оператора и отработала 27 час.
На основании этой служебной записки работодателем в соответствии с пунктом 4 Положения по оплате труда и премировании, статьями 151, 60.2 ТК РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о доплате ФИО1 за увеличенный объём в размере 30%.
Следовательно, размер этой доплаты подлежал начислению в размере 399 руб. 98 коп. (49 руб. 38 коп. х 27 х 30%).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 3 555 руб. 36 коп. (8 888 руб. 40 коп. х 40%).
Премия за апрель 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 1 486 руб. 34 коп. ((8 888 руб. 40 коп. + 355 руб. 54 коп. + 1 264 руб. 13 коп. + 399 руб. 98 коп. +3 555 руб. 36 коп.) х 10%).
Итого заработная плата за апрель 2015 г. - 16 349 руб. 73 коп. (8 888 руб. 40 коп. + 355 руб. 54 коп. + 1 264 руб. 13 коп. + 399 руб. 98 коп. + 3 555 руб. 36 коп. + 1 486 руб. 34 коп.).
Согласно расчётному листку истца за апрель 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 13 736 руб. 18коп., следовательно, сумма недоначисленной заработной платы составила 2 613 руб. 55 коп. (16 349 руб. 73 коп. - 13 736 руб. 18 коп.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в мае 2015 г. в размере 143 час. и фактически отработанных истцом за этот период 156 час., часовая тарифная ставка составляла 60 руб. 43 коп. (8 642 руб. / 143 час.), оклад за фактически отработанное время - 9 427 руб. 8 коп. (60 руб. 43 коп. х 156 час.), надбавка за вредность - 377 руб. 8 коп. (9 427 руб. 8 коп. х 4%).
Поскольку в мае 2015 г. ФИО1 отработала 48 час. в ночное время и 12 час., приходящихся на праздничные и выходные дни, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 1 160 руб. 26 коп. (60 руб. 43 коп. х 48 час. х 40%), за работу в выходные и праздничные дни в размере 725 руб. 16 коп. (60 руб. 43 коп. х 12 час.).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 3 770 руб. 83 коп. (9 4273 руб. 8 коп. х 40%).
Премия за май 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 1 546 руб. 4 коп. ((9 427 руб. 8 коп. + 377 руб. 8 коп. + 1 160 руб. 26 коп. + 725 руб. 16 коп. + 3 770 руб. 83 коп.) х 10%).
Итого заработная плата за май 2015 г. - 17 006 руб. 45 коп. (9 427 руб. 8 коп. + 377 руб. 8 коп. + 1 160 руб. 26 коп. + 725 руб. 16 коп. + 3 770 руб. 83 коп. + 1 546 руб. 4 коп.).
Согласно расчётному листку истца за май 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 14 638 руб. 20коп., следовательно, сумма недоначисленной заработной платы составила 2 368 руб. 25 коп. (17 006 руб. 45 коп. - 14 638 руб. 20 коп.).
В июне 2015 г. истец ФИО1 не имела отработанных часов, поэтому оплата за фактически отработанное время, надбавки за вредность и стаж начислению не подлежали.
Работодатель за этот период начислили истцу оплату отпуска в размере 14 403 руб. 76 коп. и периода временной нетрудоспособности в размере 5 925 руб. 30 коп.
За учётный период с апреля 2015 г. по июнь 2015 г. включительно истец ФИО1 выполняла работу сверх нормального числа рабочих часов общей продолжительностью 6 час. (180 час. + 156 час.) - (175 час. + 143 час. + 167 час. - 167 час. (продолжительность временной нетрудоспособности во 2 квартале 2015 г.) - 12 час. (отработано за учётный период в выходные и праздничные дни).
Расчёт оплаты сверхурочной работы истца ФИО1 подлежит в следующем порядке. За учётный период (с апреля 2015 г. по июнь 2015 г.) истцом отработано 14 смен (336 час. / 24 час.), в среднем на каждую из которых приходится по 2 час. сверхурочной работы (28 час. / 14 смен), подлежащих оплате в полуторном размере. Учитывая, что при начислении оклада за фактически отработанное время эти часы уже были учтены, как подлежащие оплате в размере одной часовой тарифной ставки, то размер оплаты сверхурочной работы истца за 2 квартал 2015 г. составляет 160 руб. 38 коп. (8 642 руб. х 3 мес. / 485 час. х 6 час. х 0,5).
Премия за июнь 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 16 руб. 4 коп. (160 руб. 38 коп. х 10%).
Итого заработная плата за июнь 2015 г. -176 руб. 42 коп. (160 руб. 38 коп. + 16 руб. 4 коп.).
Согласно расчётному листку истца за июнь 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 157 руб. 6 коп., следовательно, сумма недоначисленной заработной платы составила 19 руб. 36 коп. (176 руб. 42 коп. - 157 руб. 6 коп.).
Минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих 1 разряда, предусмотренная ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы для организаций коммунального теплоснабжения, с учётом сводного индекса потребительских цен на товары и услуги населению в РФ во 2 квартале 2015 г., составившего 101% (в соответствии с письмом Профсоюза жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N-В), подлежала установлению с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 526 руб. (8 442 руб. х 1,01).
Следовательно, с учётом Положения по оплате труда и премировании работников МУП "Горэнерго" (об увеличении месячной тарифной ставки на 200 руб.) месячная тарифная ставка оператора газовой котельной 3 разряда ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 8 726 руб. (8 526 руб. + 200 руб.).
Исходя из установленной нормы рабочего времени в июле 2015 г. в размере 184 час. и фактически отработанных истцом за этот период 72 час., часовая тарифная ставка составляла 47 руб. 42 коп. (8 726 руб. / 184 час.), оклад за фактически отработанное время - 3 414 руб. 24 коп. (47 руб. 42 коп. х 72 час.), надбавка за вредность - 136 руб. 57 коп. (3 414 руб. 24 коп. х 4%).
Поскольку в июле 2015 г. ФИО1 отработала 24 час. в ночное время, доплата за работу ночью подлежала начислению в размере 455 руб. 23 коп. (47 руб. 42 коп. х 24 час. х 40%).
С учётом продолжительности непрерывной работы ФИО1 в МУП "Горэнерго" размер предусмотренного пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании вознаграждения за выслугу лет (свыше 15 лет) составлял 40% должностного оклада, то есть 1 365 руб. 70 коп. (3 414 руб. 24 коп. х 40%).
Премия за июль 2015 г. подлежала начислению, исходя из размера в 10%, установленного операторам котельных приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, на должностной оклад за фактически отработанное время, с учётом доплат и надбавок, то есть в размере 892 руб. 26 коп. ((3 414 руб. 24 коп. + 136 руб. 57 коп. + 455 руб. 23 коп. + 1 365 руб. 70 коп.) х 10%).
Итого заработная плата за июль 2015 г. - 6 264 руб. 1 коп.(3 414 руб. 24 коп. + 136 руб. 57 коп. + 455 руб. 23 коп. + 1 365 руб. 70 коп. + 892 руб. 26 коп.).
Согласно расчётному листку истца за июль 2015 г. работодатель начислил ФИО1 оплату труда в размере 5 090 руб. 9 коп., следовательно сумма недоначисленной заработной платы составила 1 173 руб. 92 коп. (6 264 руб. 1 коп. - 5 090 руб. 9 коп.).
Таким образом, общая сумма недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составила 9 695 руб. 46 коп.
В соответствии со статьёй 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовала ставка рефинансирования в размере 8,25%, установленная указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N-у.
Поскольку пункт 4.5 Коллективного договора МУП "Горэнерго" на 2015-2018 годы, предусматривающий выплату заработной платы 10 числа каждого месяца следующего за отчётным и 25 числа каждого месяца - аванс, не был согласован сторонами, и поэтому не вступил в действие, то при расчёте денежной компенсации в соответствии со статьёй 236 ТК РФ подлежат применению пункты 7, 8 Положения по оплате труда и премировании, согласно которым заработная плата в МУП "Горэнерго" выплачивается 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным месяцем (основная часть заработной платы) и в последний день месяца (аванс). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днём выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Из представленных городскому суду и судебной коллегии расчётов, расчётного листка истца за сентябрь 2015 г. и платёжных ведомостей следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик в период рассмотрения спора в суде произвёл истцу доплату премии в размере 566 руб. 36 коп., в том числе 148 руб. 75 коп. за январь 2015 г., 44 руб. 54 коп. - за февраль 2015 г., 157 руб. 21 коп. - за март 2015 г., 112 руб. 55 коп. - за апрель 2015 г., 103 руб. 31 коп. - за май 2015 г., и выплатил пени за нарушение срока выплаты доначисленной премии в сумме 25 руб. 94 коп.
Данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца в соответствующей части, однако указывает на необходимость уменьшения базы для исчисления денежной компенсации, предусмотренной статьёй 236 ТК РФ, на указанные суммы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленных работодателем сумм подлежит расчёту в следующем порядке.
Поскольку день выплаты заработной платы за январь 2015 г. - ДД.ММ.ГГГГ совпадал с выходным днём (воскресенье), то выплата заработной платы за январь 2015 г. должна была быть произведена накануне этого дня, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за январь 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (222 дня) составляет 79 руб. 93 коп. (2 057 руб. 42 коп. х8,25% / 300 х 222 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия судом первой инстанции решения) (19 дней) - 9 руб. 97 коп. ((2 057 руб. 42 коп. - 148 руб. 75 коп.) х 8,25% /300 х 19 дней), а всего - 89 руб. 90 коп. (79 руб. 93 коп. + 9 руб. 97 коп.).
Поскольку день выплаты заработной платы за февраль 2015 г. - ДД.ММ.ГГГГ совпадал с выходным днём (воскресенье), то выплата заработной платы за февраль 2015 г. должна была быть произведена накануне этого дня, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за февраль 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (193 дня) составляет 38 руб. 29 коп. (476 руб. 49 коп. х 8,25% / 300 х 193 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) - 3 руб. 54 коп. ((476 руб. 49 коп. - 44 руб. 54 коп.) х 8,25% /300 х 19 дней), а всего - 41 руб. 83 коп. (38 руб. 29 коп. + 3 руб. 54 коп.).
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за март 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (162 дня) составляет 33 руб. 3 коп. (741 руб. 48 коп. х 8,25% / 300 х 162 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) - 3 руб. 5 коп. ((741 руб. 48 коп. - 157 руб. 21 коп.) х 8,25% /300 х 19 дней), а всего - 36 руб. 8 коп. (33 руб. 3 коп. + 3 руб. 5 коп.).
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за апрель 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (132 дня) составляет 94 руб. 87 коп. (2 613 руб. 55 коп. х 8,25% / 300 х 132 дня), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) - 13 руб. 7 коп. ((2 613 руб. 55 коп. - 112 руб. 55 коп.) х 8,25% /300 х 19 дней), а всего - 107 руб. 94 коп. (94 руб. 87 коп. + 13 руб. 7 коп.).
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за май 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (101 день) составляет 65 руб. 78 коп. (2 368 руб. 25 коп. х 8,25% / 300 х 101 день), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней) - 11 руб. 83 коп. ((2 368 руб. 25 коп. - 103 руб. 31 коп.) х 8,25% /300 х 19 дней), а всего - 77 руб. 61 коп. (65 руб. 78 коп. + 11 руб. 83 коп.).
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за июнь 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (90 дней) составляет 48 коп. (19 руб. 36 коп. х 8,25% / 300 х 90 дней).
Денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за июль 2015 г. подлежит начислению с ДД.ММ.ГГГГ и за период по ДД.ММ.ГГГГ (59 дней) составляет 19 руб. 5 коп. (1 173 руб. 92 коп. х 8,25% / 300 х 59 дней).
Общая сумма денежной компенсации, подлежащей уплате ответчиком МУП "Горэнерго" истцу ФИО1, составляет 372 руб. 89 коп. (89 руб. 90 коп. + 41 руб. 83 коп. + 36 руб. 8 коп. + 107 руб. 94 коп. + 77 руб. 61 коп. + 48 коп. + 19 руб. 5 коп.).
С учётом изложенного оспариваемое решение городского суда подлежит изменению с увеличением размера подлежащих взысканию с МУП "Горэнерго" в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате с 372 руб. 20 коп. до 9 695 руб. 46 коп., компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы с 23 руб. 36 коп. до 372 руб. 89 коп.
Допущенные ответчиком МУП "Горэнерго" нарушения прав истца на оплату труда в соответствии со статьёй 237 ТК РФ являлись достаточным основанием для принятия судом решения об обоснованности требования истца о компенсации причинённого вследствие этого морального вреда, размер которой в 1 000 руб. правомерно определён судом с учётом положений статьи 151 Гражданского кодекса РФ, характера нарушения ответчиком трудовых прав истца, степени причинённых работнику ФИО1 нравственных страданий и, по мнению судебной коллегии, является разумным и справедливым.
Определяя в соответствии со статьёй 100 ГПК РФ размер подлежащих возмещению истцу документально подтверждённых расходов на оплату услуг представителя, суд принял во внимание категорию спора, уровень его сложности, объём оказанной истцу юридической помощи и занятость представителя истца в судебных заседаниях, однако снизил его в 20 раз (с 10 000 руб. до 500 руб.), что не отвечает требованию о разумных пределах такого возмещения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости увеличения размера компенсации истцу расходов на оплату услуг представителя с 500 руб. до 2 000 руб.
Довод апелляционной жалобы ответчика МУП "Горэнерго" о пропуске истцом предусмотренного статьёй 392 ТК РФ трёхмесячного срока обращения в суд с настоящим иском по требованиям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Поскольку трудовым законодательством не урегулирован порядок применения судом сроков на обращение в суд, установленных в статье 392 ТК РФ, то в таком случае на основании части 3 статьи 11 ГПК РФ подлежит применению норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), - статья 199 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 которой установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Следовательно, применение последствий пропуска срока на обращение с заявлением в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного в статье 392 ТК РФ, возможно только по заявлению стороны, участвующей в деле (ответчика), сделанному до вынесения решения судом первой инстанции, чего ответчиком МУП "Горэнерго" в суде первой инстанции сделано не было.
Довод жалобы ответчика о том, что при исчислении государственной пошлины суд необоснованно увеличил её размер на 300 руб., является несостоятельным, поскольку в связи с удовлетворением неимущественного требования истца о компенсации морального вреда, с ответчика МУП "Горэнерго", не освобождённого от уплаты государственной пошлины, в соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежала взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
То обстоятельство, что определением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП "Горэнерго" введена процедура наблюдения, само по себе не может служить основанием для изменения или отмены решения суда, поскольку при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, вопрос об отсрочке или рассрочки исполнения подлежит разрешению в порядке, предусмотренном статьёй 434 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Торжокского городского суда Тверской области от 13 октября 2015 г. изменить, увеличив размер подлежащих взысканию с Муниципального унитарного предприятия "адрес" "Горэнерго" в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате с "данные изъяты". до "данные изъяты"., компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы с "данные изъяты". до "данные изъяты"., расходов на оплату услуг представителя с "данные изъяты" руб. до "данные изъяты" руб.
В остальной части решение Торжокского городского суда Тверской области от 13 октября 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи областного суда Ю.В.Комарова
В.В.Цветков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.