Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Крицкой О.В.
судей областного суда Емельяновой Е.В., Осадчей Е.А.
при секретаре судебного заседания Оганян К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2016 года
дело по частной жалобе представителя Военного комиссариата Омской области Луцук А.И. на определение Ленинского районного суда г. Омска от 21 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Военному комиссариату Омской области в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Омска от 03.11.2006 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Омской области обратился с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, указав, что заочным решением Ленинского районного суда города Омска от " ... " с учетом определения суда от " ... " об исправлении арифметической ошибки, с Военного комиссариата Омской области в пользу Бабенко П.С. взыскана задолженность по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и возложена обязанность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров ежемесячно в сумме N " ... ", начиная с " ... ", с последующей индексацией ежемесячных платежей в порядке, установленном законодательством РФ по возмещению вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
На основании вышеуказанного решения суда Бабенко Л.С. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров ежемесячно в размере N " ... ", тогда как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... " указанная ежемесячная денежная компенсация определена с " ... " в размере N " ... "
Полагает, что суммы компенсационных выплат Бабенко П.С., установленные решением суда от " ... " и выплачиваемые ему по настоящее время, в значительной степени превышают суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленные законом с учетом инфляционных процессов, считает, что в настоящее время основания для индексации вышеуказанных выплат отсутствуют.
Просил изменить порядок исполнения заочного решения Ленинского районного суда г. Омска в той части, в которой Военный комиссариат Омской области обязан производить выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на следующий: производить индексацию ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, после выравнивания размера компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Бабенко П.С.
Представитель Военного комиссариата Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Бабенко П.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав, что решение суда вступило в законную силу, не отменено, исполняется ответчиком в течение длительного времени, оснований для изменения способа и порядка его исполнения не усматривается. Полагает, что заявитель под видом изменения способа и порядка исполнения решения суда фактически просит изменить вступившее в законную силу решение суда, а кроме того, уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда ущемляет его права.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представителя Военного комиссариата Омской области Луцук А.И. просит отменить определение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что в настоящий момент размеры выплачиваемых компенсационных выплат Бабенко П.С. на основании решения суда значительно превышают их размеры, установленные Правительством РФ на 2015 г., что свидетельствует о неравном положении истца по сравнению с иными лицами, которым такие выплаты производятся венным комиссариатом Омской области самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ. Ссылается на то, что суд не учел специфику спорных правоотношений. Также указывает, что в суде первой инстанции представитель военного комиссариата не имел возможности выразить свою позицию по данному делу, поскольку определение суда выносилось в его отсутствие, несмотря на то, что он сообщил о своем прибытии.
В отзыве на частную жалобу представитель Бабенко П.С. Андреев С.М. просит оставить определение суда без изменения. Указывает, что пояснения Бабенко П.С. о необходимости дальнейшей индексации ежемесячной выплаты основаны на нормах действующего законодательства. Доводы военкомата основаны на неверном толковании правовых норм, содержащихся в актах действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав представителя Военного комиссариата Омской области Луцука А.И.,поддержавшего доводы жалобы, Бабенко П.С. и его представителя Андреева С.М, не согласившихся с жалобой и полагавших, что предлагаемый способ изменения решения противоречит действующему законодтельству, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок его исполнения.
Приведенная норма не содержат перечня оснований для изменения способа исполнения решения суда, указанные обстоятельства суд устанавливает в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон.
Из материалов дела следует, что заочным решением Ленинского районного суда города Омска от 03.10.2006 г., с учетом определения Ленинского районного суда г. Омска от " ... " об исправлении арифметической ошибки, на Военный комиссариат Омской области возложена обязанность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров ежемесячно в сумме N " ... ", начиная с " ... ", с последующей индексацией ежемесячных платежей в порядке, установленном законодательством РФ по возмещению вреда здоровью гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Решение суда вступило в законную силу " ... ".
Обращаясь в суд с заявлением об изменении способа решение суда, Военный комиссариат Омской области указал, что суммы компенсационных выплат, установленные решением и выплачиваемые Бабенко П.С., значительно превышают суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленной постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 года N1411, с учетом инфляционных процессов.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что отсутствуют правовые основания для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может в виду следующего.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участите в ликвидации ее последствий. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 Закона.
Постановлении Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был определен ФЗ от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы N " ... ".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 847, от 07 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914 (ред. от 24 декабря 2008), от 21 декабря 2007 года N 914 (ред. от 07 июля 2009), от 16 декабря 2009 N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 08 декабря 2011 года N 1019, от 04 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189 и от 18 декабря 2014 года N 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приостановлено до 1 января 2017 года действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающих индексацию ежемесячных выплат, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год уровня инфляции.
Из материалов дела следует, что Бабенко П.С. в настоящее время выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере N " ... ", тогда как, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1411, размер указанной компенсации с " ... " составляет N " ... "
Таким образом, получаемая Бабенко П.С. на основании решения суда сумма значительно превышает размер, установленный Правительством РФ, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат Омской области такие компенсационные выплаты производит на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, их размер должен быть единым для одной категории граждан, имеющих право на такие выплаты. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав гражданин.
Вышеуказанные нормативные положения не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, что повлекло принятие неверного судебного постановления, в связи с чем, доводы, приведенные в частной жалобе, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания, определение подлежит отмене, заявление Военного Комиссариата - удовлетворению.
Возражения представителя Бабенко П.С. Андреева С.М., полагавшего, что предлагаемый заявителем способ исполнения решения по существу направлен на изменение самого решения, подлежат отклонению как необоснованные. Бабенко П.С. сохраняет право на получение компенсации в размере, установленном судебным решением, так же как сохраняет право на индексацию получаемых сумм, исходя из уровня инфляции, однако такая индексация будет возобновлена после выравнивания размера получаемой им ежемесячной компенсации с размером компенсации, выплачиваемой во внесудебном порядке на основании соответствующего Постановления.
Иные доводы возражения основаны на субъективном толковании существующих разъяснений порядка применения Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при том, что указанные разъяснения даны по иным основаниям, с учетом действовавших в соответствующие периоды правовых норм и не касаются существа рассматриваемого заявления.
Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г. Омска от " ... " отменить.
Вынести по делу новое определение, которым удовлетворить заявление Военного комиссариата Омской области об изменении порядка исполнения заочного решения Ленинского районного суда г. Омска от " ... " по иску Бабенко П. С. к Военному комиссариату Омской области в части порядка выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
выплачивать Бабенко П. С. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в порядке и размере, установленном заочным решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... ", с учетом произведенных ранее индексаций,
дальнейшую индексацию производить, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке определяемом Правительством РФ, после выравнивания размера компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров, установленного Правительством РФ, с размером указанной выплаты получаемой Бабенко П. С. на основании решения суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.