Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2016 г. апелляционную жалобу Н.Н.Д. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N 2-3133/2015 по иску Н.Н.Д. к Федеральному государственному казенному учреждению " ... " о взыскании не назначенной стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав мнение истца Н.Н.Д., представителя ответчика ФГКУ " ... " - О.И.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Н.Н.Д. обратилась в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ " ... " о взыскании стимулирующей выплаты в размере " ... ", с индексацией за задержку выплаты, согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации, в обоснование предъявленных требований указывая на то, что работала у ответчика с "дата" по "дата" в должности " ... ", в соответствии с условиями трудового договора, п. 4.1.2, за выполнение трудовых обязанностей, наряду с окладом, ей должны были производиться компенсационные и стимулирующие выплаты, однако стимулирующая выплата, положенная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 за "дата", ей не выплачена, в связи с чем, истец вынуждена была обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований Н.Н.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Н.Н.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Н.Н.Д. принята на работу к ответчику "дата" на должность " ... ", уволена "дата".
Как усматривается из трудового договора N ... , заключенного с истцом "дата", дополнительных соглашений к нему, п. 4.1.2 предусмотрена выплата заработной платы, включая компенсационные стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат).
Согласно представленной в материалы дела выписке, истец не являлась работником основного подразделения.
Порядок и условия проведения у ответчика стимулирующих выплат определен локальным актом - Положением о стимулирующих выплатах работникам ФГКУ " ... " утвержденным "дата".
Исходя из указанного Положения, стимулирующие выплаты направлены на усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности и качества труда, устанавливаются на основе оценки руководителем интенсивности, качества и результативности исполнения работником возложенных на него трудовых функций, согласно п. 5 Положения, стимулирующие выплаты не могут устанавливаться работнику, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, а так же работнику, по вине которого допущено некачественное выполнение работ или срыв выполнения работ, если данные факты установлены и документально подтверждены.
Согласно п. 9 Положения, при определении размера стимулирующих выплаты руководители подразделений принимают во внимание примерные показатель оценки труда работника.
Согласно п. 12 Положения, стимулирующие выплаты производятся при наличии экономии по фонду оплаты труда и в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и контрольных сумм. При наличии экономии по фонду заработной платы, но при недостаточности денежных средств, определенных лимитами бюджетных обязательств, выплаты стимулирующего характера не производятся.
Из имеющего в материалах дела протокола N ... от "дата" следует, что при подведении итогов выполнения индивидуальных бальных показателей и оценки исполнительской дисциплины работников " ... ", утверждены такие итоги за "дата", выражено ходатайство перед руководителем о выплате работникам " ... " стимулирующей выплаты по Указу Президента Российской Федерации N 597 от 07.05.2012 за "дата", согласно представлениям заведующих отделами.
Как усматривается из Представления на сотрудников, деятельность истца оценена в " ... " баллов, что, при переводе в денежный эквивалент, при принятии за " ... " баллов среднемесячный заработок сотрудника за квартал, составляющий у истца " ... ", составляет для истца " ... ".
Вместе с тем, как усматривается из копий представленных суду приказов, Приказом от "дата" истец привлечена к дисциплинарной ответственности, дисциплинарное взыскание снято лишь "дата".
Как установлено судом первой инстанции, должность истца не относится к основному персоналу федерального учреждения, что подтверждается имеющимся в материалах дела штатным расписанием.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца стимулирующей выплаты за " ... ", с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, в том числе премии.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры окладов, надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются локальными нормативными актами.
При этом, отсутствие у работника дисциплинарных взысканий, наложенных на него в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством, само по себе не является основанием для выплаты ему дополнительного материального стимулирования, определенного положением об оплате труда или положением о премировании, поскольку основным критерием в вопросе о премировании является оценка результата исполнения работником должностных обязанностей в определенный период времени. Работодатель самостоятельно определяет степень исполнения работниками своих трудовых обязанностей и возможность их поощрения путем дополнительного премирования.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное действующими у работодателя локальными актами, выплачивается работникам за счет экономии средств и в пределах, доводимых на указанные цели работодателем.
Согласно п. 2 (1) "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 (ред. от 14.01.2014) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.
Согласно п. 5 указанного Положения размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с пунктом 2(1) настоящего Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
Согласно п. 7 Положения основной персонал федерального учреждения - работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители.
Вспомогательный персонал федерального учреждения - работники федеральных учреждений, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.
Административно-управленческий персонал федерального учреждения - работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники федерального учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.
В целях обеспечения реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208 (ред. от 24.04.2013) "Об утверждении перечня критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации" утвержден перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, для стимулирования труда руководителя учреждения, согласно приложению.
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
При этом, из Разъяснений о порядке установления стимулирующих выплат следует, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики было установлено принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. Данные значения могут быть уточнены по мере реализации Программы.
Письмом руководителя ФКУ " ... " от "дата", до ответчика доведено о выделении, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, дополнительных бюджетных ассигнований из расчета соотношения средней заработной платы по соответствующим субъектам Российской Федерации в размере " ... "%, предложено произвести работникам выплаты на фактическую численность, с проведением выплат в первоочередном порядке основному персоналу учреждения.
Исходя из норм "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений", а также представленных ответчиком документов, истец вопреки доводам апелляционной жалобы, не относится к основному персоналу учреждения.
Как было указано выше, согласно п. 5 Положения о стимулирующих выплатах работникам ФГКУ " ... " утвержденного "дата", стимулирующие выплаты не могут устанавливаться работнику, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, а так же работнику, по вине которого допущено некачественное выполнение работ или срыв выполнения работ, если данные факты установлены и документально подтверждены.
Наряду с дисциплинарным взысканием, истец в течение "дата" имела неоднократные замечания по выполняемой работе.
Исходя из положений заключенного с истцом трудового договора и действующего у ответчика локального нормативного акта, стимулирующая выплата назначается работодателем при наступлении совокупности условий, при наличии финансовой возможности ответчика и на основании общей оценки работы каждого работника.
С учетом изложенного, стимулирующая выплат осуществляется не на постоянной основе, а может быть выплачена с учетом сложности, количества и условий выполняемой работы. При наличии оснований для выплаты издается соответствующий приказ руководителем.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, оснований для взыскания в пользу Н.Н.Д. стимулирующей выплаты за "дата" не имеется.
Позиция истца о том, что спорная выплата является обязательной несостоятельна в силу изложенного, основана на неверном толковании норм материального права и субъективной оценке имеющихся в деле доказательств.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности выводов суд первой инстанции о том, что должность истца не относится к основному персоналу учреждения, в связи с чем, требуемая истцом выплата не может быть ей начислена и выплачена, является несостоятельным, противоречит материалам дела, поскольку данный вывод суда подтверждается имеющимся в материалах дела штатным расписанием.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, как производных от основного требования.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.