Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора АО " А" ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N от 07.08.2015 года, решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года и решение судьи Самарского областного суда от 24.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N от 07.08.2015 года юридическое лицо - АО " А" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года постановление должностного лица от 07.08.2015 года изменено в части назначенного административного наказания - в соответствии с ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ снижен размер штрафа до 100 000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 24.12.2015 года решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе генеральный директор АО " А" ФИО1, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 года N 287 отменены требования промышленной безопасности к дымовым трубам, утвержденные постановлением Госгортехнадзора от 03.12.2001 года N 56 "Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб" (ПБ 03-445-02), а новый порядок проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте не установлен, судом не дано оценки действиям надзорного органа, которым при проверке проведен визуальный осмотр газопровода по территории АО " А" без средств измерения или отбора проб слоя антикоррозионного лакокрасочного покрытия на наружном наземном газопроводе, юридическим лицом АО " А" приняты все возможные меры для содержания газопровода в надлежащем техническом состоянии, просит постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 233-ФЗ, действующей на момент выявления административного правонарушения), экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
В силу ч.1 ст.9 указанного Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 года N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", в соответствии с п.3 которых Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пунктом 7 указанных Правил установлено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, подлежат экспертизе по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 года N 168 (в редакции от 17.10.2012 года N 586) утверждены Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с которыми в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации (сноска 29).
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 года N 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в соответствии с п.9 которых организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года N 870 утвержден "Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в соответствии с п.70 которого установлено, что при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.
Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что в период с 04 по 05 августа 2015 года, на основании распоряжения руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.07.2015 года проведена плановая выездная проверка соблюдения АО " А" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и требований технических регламентов по адресу места нахождения юридического лица АО " А": "адрес", по результатам которой установлено, что АО " А" допущены нарушения: ч.1 ст.13, ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 года N 542, - выразившиеся в непредставлении АО " А" проекта на консервацию, ликвидацию кирпичной дымовой трубы в связи с прекращением её эксплуатации или действующее заключение по экспертизе промышленной безопасности в связи с окончанием срока действия в июне 2013 года заключения по экспертизе промышленной безопасности на кирпичную дымовую трубу котельной, а также в отсутствии на наружном наземном газопроводе по территории АО " А" надлежащего слоя антикоррозионного лакокрасочного покрытия, в связи с чем 05.08.2015 года старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении АО " А" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что АО " А" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 05.08.2015 года (л.д.12-13); распоряжение руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.07.2015 года о проведении плановой выездной проверки в отношении АО " А" (л.д.6-8); акт проверки от 05.08.2015 года, согласно которому в ходе проведения проверки выявлено нарушение АО " А" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и требований технических регламентов (л.д.9-11); предписание от 05.08.2015 года (л.д.14-15); лицензия N от 03.12.2014 года на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности по "адрес" (л.д.18-20); свидетельство о регистрации опасного производственного объекта от 19.11.2013 года (л.д.21); заключение экспертизы промышленной безопасности кирпичной дымовой трубы котельной АО " А", срок действия которого закончился в июне 2013 года (л.д.22-33); заключение экспертизы промышленной безопасности N документации на техническое перевооружение сети газопотребления АО " А" в части замены дымовой трубы котельной по "адрес"", утвержденное директором ООО " В" 29.04.2013 года (л.д.34-42); акт приемки объекта "Техническое перевооружение сети газопотребления АО " А" в части замены дымовой трубы котельной по "адрес"" от 02.08.2013 года (л.д.43), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО " А" в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Факт нарушений, отраженных в протоколе об административном правонарушении от 05.08.2015 года, как следует из постановления N от 07.08.2015 года о назначении АО " А" административного наказания представителем - и.о. генерального директора АО " А" ФИО2 не оспаривался (л.д.16-17).
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 года N 287 отменены требования промышленной безопасности к дымовым трубам, утвержденные постановлением Госгортехнадзора от 03.12.2001 года N 56 "Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб" (ПБ 03-445-02), а новый порядок проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте не установлен, безосновательны, поскольку при ликвидации опасного производственного объекта, в силу ч.1 ст.13 вышеуказанного Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, которая не была предоставлена органу Ростехнадзора.
Из материалов дела следует, что генеральным директором АО " А" ФИО1 12.12.2014 года и 22.04.2015 года в ООО " С и ОАО " Н" направлялись запросы с просьбой рассмотреть техническое задание по ликвидации выведенной из эксплуатации в энергеучастке кирпичной дымовой трубы с указанием денежных затрат на данные работы, однако какой-либо документации на ликвидацию, консервацию кирпичной дымовой трубы с экспертизой промышленной безопасности при проведении проверки старшему государственному инспектору межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представителем АО " А" не представлено, что является нарушением ч.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (л.д.47-49).
Тот факт, что кирпичная дымовая труба, как оборудование котельной, входит в состав опасного производственного объекта сети газопотребления, установлен судом с правильной ссылкой на Приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 года N 168.
Доводы, изложенные генеральным директором АО " А" ФИО1 в надзорной жалобе, о нарушениях, допущенных надзорным органом при проведении проверки, поскольку в ходе проверки надзорным органом производился визуальный осмотр газопровода по территории АО " А" без средств измерения или отбора проб слоя антикоррозионного лакокрасочного покрытия на наружном наземном газопроводе, несостоятельны, поскольку старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверка в отношении АО " А" проводилась в рамках полномочий, предоставленных ему распоряжением руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.07.2015 года.
Кроме того, при рассмотрении 24.09.2015 года административного дела судьей районного суда старший государственный инспектор Ростехнадзора ФИО3 пояснил, что на момент проверки АО " А" состояние окраски газопровода не позволяло отнести её к желтому цвету, установленному требованием ГОСТа 14202 "Трубопроводы промышленных предприятий" (л.д.101), а 12.10.2015 года инспектором ФИО3 в судебное заседание представлены фотографии газовой трубы, расположенной на территории АО " А", до и после выявления нарушения, выразившегося в отсутствии на наружном наземном газопроводе по территории АО " А" надлежащего слоя антикоррозионного лакокрасочного покрытия, и инспектор ФИО3 пояснил, что им был осуществлен выезд на территорию АО " А", в результате которого установлено, что вышеуказанное нарушение было устранено, произведена покраска наружного наземного газопровода, проходящего по территории АО " А" (л.д.151).
Таким образом, вина юридического лица - АО " А" в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившихся на момент проверки в том числе в отсутствии на наружном наземном газопроводе по территории АО " А" надлежащего слоя антикоррозионного лакокрасочного покрытия, нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения судом административного дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Наказание определено с соблюдением положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия негативных последствий, финансового положения юридического лица, при наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ
При рассмотрении жалобы генерального директора АО " А" ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года судьей Самарского областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 24.12.2015 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения АО " А" к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности АО А" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N от 07.08.2015 года, с учетом изменения, внесенного решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года, решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 12.10.2015 года и решение судьи Самарского областного суда от 24.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - АО " А" оставить без изменения, надзорную жалобу генерального директора АО " А" ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.