Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Шиловой О.М., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Курга" о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционному представлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 20 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя Правительства Хабаровского края Ислямовой Е.Г., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края Зельник Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с названным иском к ООО "Курга". В обоснование требований указано, что решением краевой комиссии по охотопользованию ответчику ООО "Курга" предоставлены территории, акватории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, расположенные на землях Нижнетамбовского участкового лесничества. На основании данного решения ответчику выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира. 15 июня 2000 года между ООО "Курга" и Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации Хабаровского края был заключен договор N на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края. Предоставленные ответчику территории и акватории расположены на землях лесного фонда. Вместе с тем договоры аренды лесных участков ООО "Курга" не заключало. Отсутствие договора аренды лесных участков, проектов освоения лесов создает опасность причинения вреда окружающей среде и нарушению прав неопределенного круга лиц. На основании изложенного, с учетом уточненных требований прокурор просил суд возложить на ООО "Курга" обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Правительством Хабаровского края договор аренды лесного участка, расположенного в границах охотничьих угодий, предоставленных в пользование на основании договора N от 15 июня 2000 года; разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края в отношении указанного лесного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 20 января 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Комсомольского района Хабаровского края не соглашаясь с решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что на основании выданной ответчику долгосрочной лицензии общество в рамках добычи охотничьих ресурсов осуществляет использование лесных участков для биотехнических мероприятий. Данный вид деятельности не может осуществляться без предоставления участков лесного фонда, так как связан с отдельными мероприятиями по освоению лесов и не входит в объем прав пользования животным миром. ООО "Курга" не исключило из лицензии виды деятельности, которые не входят в право пользования объектами животного мира в объеме ст.ст. 34, 35 ФЗ "О животном мире" и фактически на основании ст. 40 указанного Закона, обязаны осуществлять все виды деятельности, перечисленные в приложении к лицензии, в том числе, по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов, тушению пожаров, которые являются условиями долгосрочной лицензии. Поскольку лицензия сохраняет только право пользования объектами животного мира, пользование лесными участками для деятельности, не связанной с добычей охотничьих ресурсов, осуществляется на общих основаниях использования и освоения лесов.
В письменных возражениях на апелляционное представление Правительство Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях Министерство природных ресурсов Хабаровского края не соглашаясь с доводами апелляционного представления, просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях на апелляционное представление ООО "Курга" просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Курга", представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей Правительства Хабаровского края, Министерства природных ресурсов Хабаровского края, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражений на него (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Статьей 36 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.
До вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
В соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 14.10.2014, с изм. от 25.06.2015) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Согласно ст. 26 названного закона, право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 27 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Статьей 37 Федерального закона "О животном мире", регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона "О животном мире").
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона "О животном мире" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу этого Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 71 этого Федерального закона.
Таким образом, системный анализ положений законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов свидетельствует о том, что отсутствие договора о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, исключает возможность осуществления права долгосрочного пользования животным миром на основании одной лишь неаннулированной долгосрочной лицензии на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при наличии у пользователя животным миром как самой лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории. Право же заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений признается за лицом, только если у него имеется действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Хабаровсккрайохотуправдение 20 июня 2000 года ООО "Курга" была выдана долгосрочная лицензия серии N на пользование объектами животного мира - охота, для чего предоставлены территории, акватории площадью 20,8 тыс. га, со сроком действия с 15 июня 2000 года по 16 июня 2025 года. Приложениями к лицензии установлены перечень охотничьих животных, передаваемых в пользование, описание границ охотничьих угодий, предоставленных в пользование, условия пользования ресурсами охотничьих животных.
Между Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и ООО "Курга", 15 июня 2000 года заключен договор N на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края в бассейнах рек Курга, Дурал.
Согласно информации КГКУ "Комсомольское лесничество" Управления лесами Правительства Хабаровского края охотничьи угодья ООО "Курга" расположены на землях лесного фонда в Нижнетамбовском лесничестве. Договор аренды лесных участков с ООО "Курга" с целью использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не заключался.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 25, 27, 53, 71 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 33,37,38 ФЗ "О животном мире", статьями 36, 71,74 Лесного кодекса РФ, правильно применив положения статей 25, 26, 27 в совокупности со статьей 71 Закона N 209-ФЗ, исходил из того, что право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края у ООО "Курга" возникло до вступления в законную силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора на право пользования ресурсами охотничьих животных, в связи с чем, исходя из положений ч.1 ст. 71 Закона об охоте данное право сохраняется у Общества до истечения срока действия лицензии. Доказательств использования ответчиком лесных участков в целях размещения каких-либо объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также способах и видах проводимой ответчиком подкормки, равно доказательств иного использования ответчиком лесного участка не представлено, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам, в том числе тем, на которые указано в апелляционном представлении, дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
Выводы суда по настоящему делу также не противоречат и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Доводы апелляционного представления о наличии в лицензии видов деятельности, которые не входят в право пользования объектами животного мира в объеме ст.ст. 34, 35 ФЗ "О животном мире" в том числе, по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов, тушению пожаров, которые являются условиями долгосрочной лицензии, выводов суда не опровергают и отмену решения суда не влекут. Предусмотренные п.14 Условий пользования ресурсами охотничьих животных обязанности охотопользователя по проведению за счет собственных средств комплекса природоохранных, воспроизводственных и биотехнических мероприятий, осуществлялись ответчиком в виде подкормки охотничьих ресурсов и улучшения кормовых условий среды их обитания на сумму "данные изъяты" (2014г.). При этом, доказательств использования ответчиком лесных участков в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также способах и видах проводимой ответчиком подкормки не представлено.
Предусмотренное п.16 Условий обеспечение охотопользователями соблюдения пожарной безопасности в закрепленных угодьях и принятие участия в тушении лесных пожаров в случае их возникновения в закрепленных охотугодьях, самостоятельным видом деятельности по тушению лесных пожаров не является.
В целом доводы представления основаны на неверном толковании норм права, поскольку из положений ст.ст. 33, 37, 38 Закона о животном мире, ст. ст. 25, 27, 53, 71 Закона об охоте, заключение договора аренды лесного участка с лицами, право пользования ресурсами охотничьих угодий у которых возникло до вступления в законную силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора обязательным не является.
С учетом изложенного и положений ст. ст. 421, 445 ГК РФ, а также отсутствия в Законе об охоте, Лесном кодексе РФ императивной обязанности общества по заключению с органом исполнительной власти субъекта РФ охотхозяйственного соглашения, правовые основания для понуждения Общества к заключению договора аренды отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 20 января 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Курга" о возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Комсомольского района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи О.М. Шилова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.