Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 25 мая 2016 года жалобу защитника юридического лица Закрытого акционерного общества "Удмуртнефть-Бурение" - Х.Г.И. на постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 07 апреля 2016 года,
установил:
Постановлением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 07 апреля 2016 года юридическое лицо Закрытое акционерное общество "Удмуртнефть-Бурение" (далее по тексту - ЗАО "Удмуртнефть-Бурение") признано виновным по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 руб.
Защитник юридического лица Х.Г.И., не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что в постановлении отсутствует вывод о наличии состава и события вменяемого административного правонарушения. Ни протокол об административном правонарушении, ни материалы дела не содержат доказательств того, что отходы Общества складируются на полигоне ООО "Спецэкохозяйство" в течение более одиннадцати месяцев, то есть имеет место факт разрешения отходов. Совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждено, что Общество размещает отходы на объектах внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, что свидетельствует об отсутствие события правонарушения.
В судебном заседании защитник юридического лица Х.Г.И. жалобу и доводы, изложенные в ней поддержала.
В судебном заседании должностное лицо административного органа Б.В.В. с жалобой не согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в период с 01 декабря 2015 года по 25 декабря 2015 года уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, на основании приказа от 25 ноября 2015 года N 1026-П, была проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения ЗАО "Удмуртнефть-Бурение", осуществляющего деятельность в области обращения с отходами I-V класса опасности, требований законодательства Российской Федерации, в ходе которой административным органом было выявлено, что ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" осуществляет деятельность с нарушением статьей 11, 18, части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ), поскольку общество осуществляет свою деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не утверждены в установленном порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления, размещает отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
По результатам проверки составлен акт N от 25 декабря 2015 года.
По факту выявленных нарушений 25 декабря 2015 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При рассмотрении дела судьей районного суда обоснованно сделан вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела за нарушение требований статей 11 и 18 Федерального закона N 89-ФЗ, к моменту привлечения к административной ответственности и к моменту рассмотрения настоящего дела истек.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статей 11 Федерльного закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Положения статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Положения статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривают, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3).
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 4).
Из материалов дела видно, что ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами, а именно осуществляется накопление, использование, транспортировка отходов I-V классов опасности, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработанных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из предоставленных в материалы дела доказательств следует, что срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридического лица истек 01 января 2012 года.
На момент окончания срока действия указанных документов действовали Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50, Методические рекомендации по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N 703 и Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов".
Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды России.
Согласно пункту 11 вышеуказанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2014 года N 125 признан утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов". Настоящий приказ вступил в силу с 01 августа 2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности. Настоящее постановление вступило в силу 01 августа 2014 года.
Согласно пункта 6 указанных Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 декабря 2014 года N 541 утвержден Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности. Настоящий Порядок вступил в силу с 01 января 2016 года.
С учетом того, что вменяемое административное правонарушение является длящимся, юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения является, имелась ли возможность у хозяйствующего субъекта обязанность для соблюдения правил и норм с 02 января 2012 года до 01 августа 2014 года, поскольку как было установлено выше после 01 августа 2014 года до даты выявления административного правонарушения (25 декабря 2015 года) отсутствовал вступивший в силу Порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дела за нарушение требований статей 11 и 18 Федерального закона N 89-ФЗ, к моменту привлечения к административной ответственности и к моменту рассмотрения настоящего дела истек.
При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
В указанной части оснований для проверки наличия в деянии ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" признаков правонарушения, установленного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" вменено нарушение положений части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно преамбуле Федерального закона N 89-ФЗ - отношения в области обращения с отходами производства и потребления регламентируются на законодательном уровне с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, Общество осуществляет деятельность в области обращениями отходов I-V классов опасности, то есть деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, под размещением отходов понимается хранение (то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в частности, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что действия по подтверждению класса опасности отходов, утверждению паспортов отходов I - IV класса опасности, разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также размещение отходов в специально предназначенных для этого местах, должны осуществлять юридические лица или индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых эти отходы образовались (то есть собственники отходов) или другие лица, к которым перешло право собственности на отходы на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов, а также контрагенты, принявшие на себя все обязанности по размещению отходов на основании договора о конечном размещении отходов.
Согласно статье 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно письму Росприроднадзора от 13 июля 2015 года N образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц.
Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 года N лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Из материалов дела видно, что в договоре N от 01 января 2015 года на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых отходов, заключенном ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" с Обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкохозяйство", не предусмотрен переход права собственности на отходы исполнителю (ООО "Спецэкохозяйство"), при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду вноситься заказчиком (ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" самостоятельно в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 договора).
При таких обстоятельствах размещение ЗАО "Удмуртнефть-Бурение", отходов, собственником которых он является, посредством специализированной организации, не освобождает его от обязанности по размещению отходов на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно договора на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых отходов N от 01 января 2015 года, заключенного между ЗАО "Удмуртнефть-бурение" и Обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкохозяйство", размещение отходов осуществляется исполнителем на полигоне, находящимся по адресу: "адрес"
Пунктом 4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 607-ст установлено, что объектом размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Материалами дела подтверждено, что объект размещения отходов - полигон, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, размещение отходов ЗАО "Удмуртнефть-Бурение" на полигоне, находящимся по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что материалами дела не подтверждено, что отходы складируются на указанном объекте в течение более одиннадцати месяцев, то есть имеет место факт размещения отходов, являются не состоятельными, поскольку, как следует из указанного договора от 01 января 2015 года, договор заключен на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых отходов.
Ссылка жалобы о том, что размещение отходов осуществляется на объектах внесенных в государственной реестр объектов размещения отходов, что подтверждается договором между Обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкохозяйство" и Обществом с ограниченной ответственностью "Чистый город" и договором между Обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкохозяйство" и Обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис" не состоятельна, в виду того, что из содержания указанных договоров не следует, что предметом указанных договоров является услуги размещению на полигоне отходов, принадлежащих ЗАО "Удмутнефть-Бурение".
Представленные в деле доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и допустимыми.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности ЗАО "Удмуртнефть-Буренеие" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы сделаны судьей районного суда с учетом правильного применения норм материального права.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 07 апреля 2016 года, оставить без изменения.
Жалобу защитника юридического лица Закрытого акционерного общества "Удмуртнефть-Бурение" - Х.Г.И. - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.