Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Степина А. Б., Сорокиной О. А.
при секретаре Ивановой Л. С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2016 года по делу по административному иску ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " к прокуратуре Советского района г. Астрахани о признании незаконным представления,
установила:
ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " обратилось в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ Учреждением получено представление прокуратуры Советского района г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в деятельности Учреждения установлены следующие нарушения: ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области ", на которое распространяется действие Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, в нарушение пункта 16 НП-067-11, не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. До настоящего времени учреждение не направило заявление в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии. В учреждении отсутствует персонал, имеющий необходимую квалификацию для эксплуатации радиационных источников. Согласно представлению, им предложено: безотлагательно рассмотреть его, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, принять меры, направленные на усиление контроля за соблюдением требований законодательства в указанной сфере, получить в установленном порядке персоналом учреждения разрешения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; решить вопрос о привлечении ответственного виновного лица к дисциплинарной ответственности. Не согласившись с данным представлением, ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " просит признать его незаконным.
В судебном заседании представитель ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " - Пушкарев С. Н. доводы административного иска поддержал. Представители прокуратуры Советского района г. Астрахани - Коновалов С. С, Безуглая Н. Р. с доводами иска не согласились.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2016 года административное исковое заявление ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " удовлетворено, суд п ризнал незаконным представление прокурора Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N.
В апелляционном представлении прокурора Советского района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, в обосновании представления указано, представление вынесено в рамках представленных прокурору полномочий, ссылка суда на то, что изделия, содержащие радионуклидные источники, освобождаются от контроля и надзора после оформления соответствующего санитарно - эпидемиологического заключения, неправомерна и не распространяется на государственный надзор в области использования атомной энергии, указание суда на стандарты безопасности МАГАТЭ не правомочны, поскольку они носят рекомендательный характер, на территории России действуют федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, которые являются обязательными.
Заслушав представителя прокуратуры Советского района г. Астрахани - Безуглую Н. Р. поддержавшую представления, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующих обстоятельств.
Отменяя предписание прокурора Советского района г. Астрахани от 18 февраля 2016 года N, суд исходил из того, что прокурором не представлено доказательств законности внесенного представления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они они соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно Федеральному закону " О прокуратуре Российской Федерации " требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Из дела видно, что по результатам проверки прокуратурой Советского района г. Астрахани исполнения законодательства об использовании атомной энергии в деятельности ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " выявлены нарушения законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Советского района г. Астрахани внесено представление N, из которого следует, что статьей 27 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ ФЗ " Об использовании атомной энергии " установлены требования к выполнению определенных видов деятельности в области использования атомной энергии. Так, выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности.
Перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 года N 240 утвержден Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 года N 67 утверждены Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии " Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации " (НП-067-11), из содержания, пункта 16 которых следует, что в организации, осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с такими веществами и отходами, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль таких веществ и отходов в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля таких веществ и отходов.
При этом, лица, осуществляющие работы по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, должны иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные вышеуказанным Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии.
ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " эксплуатирует закрытые радионуклидные источники 5 категории потенциальной радиационной опасности, которые конструктивно встроены в газовые хроматографы " Кристалл 2000 " и " Кристалл 5000 ". Газовые хроматографы предназначены для определения вредных химических веществ в пищевых продуктах, продовольственном сырье и объектах окружающей среды.
В соответствии со статьей 36.1 Федерального закона от 21 ноября 1995 N 170-ФЗ " Об использовании атомной энергии " организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19ноября 2012 года N 1184 и реализации положений статьи 36.1 вышеуказанного Закона, Учреждением 18 ноября 2013 года подано уведомление об использовании радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники пятой категории радиационной опасности в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
23 декабря 2013 года Донское Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора зарегистрировало ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " в реестре организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности под номером 27.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ " Об использовании атомной энергии " действие настоящего Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " в деятельности используются газовые хроматографы " Кристалл 2000 " и " Кристалл 5000 ", имеющие конструктивно встроенные радионуклидные источники 5 категории потенциальной опасности.
Закрытый радионуклидный источник (ЗРИ) (согласно НП-067-11, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 31 января 2012 года N 67, на которые ссылается прокурор) - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.
В названных Правилах установлены определенные значения для отнесения ЗРИ к одной из пяти " расчетных " категорий опасности. Категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.
Согласно имеющимся паспортам на данные приборы, при эксплуатации источника необходимо соблюдать требования " Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) ", предъявляемые к работе с закрытыми источниками ионизирующих излучений (пункт 8.1).
Согласно статье 26 Федерального закона N 170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
Деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию.
Организации, осуществляющие такую деятельность, не признаются эксплуатирующими.
Категорирование радиационных источников проводится в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-038-11 " Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников " и руководства по безопасности " Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности " (РБ-042- 07).
Вопросы принятия решений об освобождении радиоактивных материалов из сферы регулирования безопасности находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ " О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения ", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 " Об утверждении Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании ".
Границы применения норм радиационной безопасности определяются согласно пункту 1.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 " Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 ", а также пункту 1.7.2 СП 2.6.1.2612-10 " Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010 )".
Эти пункты определяют условия, когда требования Норм радиационной безопасности не распространяются на источники излучения в силу их малой активности или степени опасности, соответственно, получение разрешения на эксплуатацию радиационного источника не требуется.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 " Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 " требования Норм не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв; и - коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-З в, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы; - индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв.
В соответствии с требованиями пункта 1.7.2. СП 2.6.1.2612-10 " Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности " (ОСПОРБ-99/2010) освобождаются от контроля после оформления СЭЗ : материалы или изделия весом не более 1 тонны, удельная активность техногенного радионуклида в которых меньше его минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА), приведенной в приложении 4 НРБ-99/2009 (при наличии нескольких техногенных радионуклидов - сумма отношений удельных активностей радионуклидов к их МЗУА не превышает 1); изделия, содержащие радионуклидные источники, мощность амбиентного эквивалента дозы (далее - МАД) в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности которых при любых возможных режимах эксплуатации изделия не превышает 1,0 мкЗв/ч; при этом должна быть исключена возможность доступа пользователя к радионуклидному источнику без нарушения конструкции изделия или пломбы изготовителя и обеспечена надежная герметизация радиоактивного содержимого при всех возможных условиях эксплуатации изделия; электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных режимах и услЬвиях эксплуатации которых МАД в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч.
Под любыми возможными режимами эксплуатации изделия понимаются любые режимы, которые может установить пользователь, не нарушая конструкцию изделия или пломбу изготовителя.
Стандартами безопасности МАРАТЕ " Радиационная защита и безопасность источников излучения " предусмотрено, что " регулирующий орган утверждает источники, включая материалы и другие предметы, в рамках осуществляемой с уведомлением практической деятельности или разрешенной практической деятельности, которые могут быть освобождены от дальнейшего регулирующего контроля, используя в качестве основы для такого утверждения критерии освобождения от контроля, указанные в Приложении 1, или любые уровни освобождения от контроля, установленные регулирующим органом на основе таких критериев. Данным утверждением регулирующий орган обеспечивает невозможность повторного применения требований по уведомлению, регистрации или лицензированию к освобожденным от контроля источникам за исключением случаев, когда он устанавливает это в особом порядке " (п.3.12).
ФБУЗ " Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области " было получено санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, согласно приложению, требованиям государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (ОСПОРБ-99/2010)", выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, в соответствии с которым изделия, содержащие радионуклидные источники, освобождаются от контроля.
При получении санитарно - эпидемиологического заключения аккредитованным испытательным лабораторным центром проведены замеры МАД гамма излучения на поверхности радионуклидных источников (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ). Результаты замеров МАД находятся в диапазоне от 0,110мкЗв/ч до 0,112мкЗв/ч, что ниже регламентируемого значения МАД 1,0мкЗв/ч.
Письмом от 17 июля 2015 года ФБУН " Санкт-Петербургский научно - исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева " сообщило, что газовые хроматографы, содержащие в своем составе радионуклидный источник 63 N активностью не более 1200МБк освобождаются от контроля в соответствии с пунктом 1.7.2. СП 2.6.1.2612-10 " Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности " и в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ " Об использовании атомной энергии " действие Федерального закона на них не распространяется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе заявитель, судебная коллегия не усматривает.
Решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, установлены судом полно и правильно, выводы суда основаны на представленных участвующими в деле лицами доказательствах, исследованных судом, нарушения процессуального закона при рассмотрении и разрешении дела судом допущены не были, в силу чего постановленное по делу решение является законным и обоснованным, и оснований к его отмене, предусмотренных статьей 310 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Советского района г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.