Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Александровой Ю.К.,
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2016 г. гражданское дело N 2-1387/2016 по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2016 г. по иску Варцаба Л.Б. к ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" о взыскании невыплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" - Акишина А.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Варцаба Л.Б. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" и просил взыскать задолженность по пенсии за период с 01.01.2012 по 30.04.2014 в размере 516.583 руб. 76 коп. (л.д. 3-6).
В обоснование иска указал, что является подполковником запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, в декабре 2000 года уволен в запас, с 20.12.2000 ему назначена пенсия за выслугу лет, которую он получал до ноября 2008 года. В период с 2009 года по 2011 год проживал на Украине, получая пенсию в указанном государстве. С января 2012 года возвратился для постоянного проживания в Российскую Федерацию, до декабря 2014 года состоял на воинском учете в Отделе Военкомата Петроградского района Санкт-Петербурга, в ноябре 2014 года встал на регистрационный учет по месту жительства в г. Сертолово Ленинградской области, в связи с чем, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, ему была назначена пенсия с ноября 2014 года, а также произведена выплата пенсии за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства. Полагает принятое ответчиком решение незаконным, считает, что ему к выплате причитается пенсия, начисленная со дня возвращения в Российскую Федерацию, то есть с 01.01.2012.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2016 г. исковые требования Варцаба Л.Б. удовлетворены в части. С ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" в пользу Варцаба Л.Б. взыскана задолженность по выплате пенсии в размере 481.236 руб. 56 коп. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" просит решение суда отменить, как принятое с нарушением действующих норм права, принять по делу новое решение.
Истец Варцаба Л.Б. на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещен телефонограммой его представитель, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом начальника 12 Главного управления Минобороны России от 03.11.2000 Варцаба Л.Б. уволен с военной службы по собственному желанию с зачислением в запас (л.д.45).
Приказом командира войсковой части 40274 от 20.12.2000 N 261 истец с 20.12.2000 исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения (л.д.46).
С 20.12.2000 Военным комиссариатом Свердловской области Варцаба Л.Б. назначена пенсия за выслугу лет, которую он получал, проживая в Российской Федерации, до ноября 2008 года (л.д.43-44).
С 01.12.2008 в связи с переездом на Украину выплата пенсии истцу в Российской Федерации прекращена, с указанной даты Варбаца Л.Б. получал пенсию через Винницкий военный комиссариат Украины.
14.01.2009 Варцаба Л.Б. получил вид на жительство Украины, был зарегистрирован по месту проживания по адресу: "адрес"
С 01.01.2012 выплата истцу пенсии на Украине прекращена, Винницким военным комиссариатом Украины личное дело Варцаба Л.Б. направлено в ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", поступило адресату 21.02.2012.
С 26.01.2012 по 22.01.2014 Варбаца Л.Б. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес"
С 30.01.2012 Варбаца Л.Б. поставлен на воинский учет по месту пребывания в Отделе Военного комиссариата Петроградского района Санкт-Петербурга.
27.02.2012 Варбаца Л.Б. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" с заявлением о выплате пенсии в Российской Федерации.
Письмом от 19.04.2012 ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" сообщил о принятом решении об отказе в назначении пенсии в связи с тем, что Варцаба Л.Б. не представил документ, подтверждающий выписку с прежнего места жительства на Украине, а также документ, подтверждающий переезд из Украины в Российскую Федерацию (л.д.35-36).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20.09.2012 по делу N 2-3211/2012, вступившим в законную силу 07.11.2012, Варбаца Л.Б. отказано в удовлетворении иска ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" о признании права на получение пенсии по месту проживания в Санкт-Петербурге с января 2012 года, восстановлении выплаты пенсии, компенсации морального вреда (л.д.37-42).
С 28.11.2014 постоянно Варцаба Л.Б. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"
25.02.2015 истец обратился в ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 31).
Ответчиком произведено назначение истцу пенсии за выслугу лет с 28.05.2014 пожизненно, с учетом шести месяцев до месяца регистрации по месту жительства в России произведена выплата пенсии за период с 28.05.2014 по 28.02.2015 в размере 168.425 руб. 35 коп. Спора о выплате пенсии с 01.03.2015 между сторонами не имеется (л.д. 30, 33).
Письмом от 06.11.2015 ответчик разъяснил истцу об отсутствии у него оснований для выплаты пенсии за три года, поскольку впервые пенсия была назначена Варцаба Л.Б. после переезда из Украины в 2015 году (л.д. 10-11).
Разрешая заявленные требования, суд указал, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, проживающих на территории бывшего СССР, регулируются Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992. Основанием для назначения пенсии за выслугу лет является факт проживания лица на территории Российской Федерации, а не подтверждение отсутствия у заявителя возможности проживать на территории другого государства участника СНГ. Поскольку Варцаба Л.Б. является гражданином Российской Федерации, гражданство иного государства, в том числе Украины, не приобретал, с 01.01.2012 выплата ему пенсии на Украине прекращена, что ответчик не оспаривал в ходе судебного разбирательства, личное дело истца 12.01.2012 передано Винницким областным военным комиссариатом в ФГУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", с 26.01.2012 Варцаба Л.Б. был зарегистрирован по месту пребывания в Санкт-Петербурге, с 28.11.2014 -постоянно по месту жительства в Ленинградской области, в связи с чем, его личное дело было передано ответчику, у последнего не имелось оснований для отказа в назначении истцу пенсии со дня прекращения выплаты пенсии на Украине, то есть с 01.01.2012.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у истца права на получение невыплаченной пенсии ввиду следующего.
Согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 50 данного Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
На основании ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции Закона действовавшей на момент обращения Варцаба Л.Б. с заявлением о выплате пенсии на территории Российской Федерации от 27.02.2012) выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
По буквальному смыслу положений статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, а также судами общей юрисдикции, выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
Все другие нормативные правовые акты, действующие в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу и имеющих право на получение пенсий в соответствии с названным Законом, также не предусматривают возможность подтверждения места их фактического проживания при отсутствии регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
В то же время такая возможность предусмотрена для лиц, получающих трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению: место их фактического проживания при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации определяется на основании их личного заявления (абзац седьмой пункта 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па; абзац третий пункта 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб).
Следовательно, в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, пенсионеры из числа лиц, проходивших военную службу, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", оказываются в неравном положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Все эти пенсионеры относятся к одной категории - лиц, имеющих право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, - иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий.
В связи с изложенным Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П признаны взаимосвязанные положения статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета.
При этом указано, что впредь до внесения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
С 18.06.2013 введена новая редакция статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, согласно которой при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Из материалов дела следует, что истец является гражданином Российской Федерации, 27.02.2012 обращался в военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о выплате пенсии на территории Российской Федерации, при этом указал, что зарегистрирован по месту пребывания с 26.01.2012 по 22.01.2014 по адресу: "адрес", с 30.01.2012 встал на воинский учет по месту пребывания, с 01.01.2012 ему прекращена выплата пенсии на территории Украины, 21.02.2012 его пенсионное дело поступило в военный комиссариат города Санкт-Петербурга.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истца на получение пенсии с момента прекращения её выплаты на территории Украины.
В тоже время, суд первой инстанции не приял во внимание тот факт, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20.09.2012 по делу N 2-3211/2012 Варцаба Л.Б. отказано в удовлетворении исковых требований о восстановлении выплат пенсионного содержания по месту проживания в Санкт-Петербурге с января 2012 года.
На основании ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем, оснований для взыскания в пользу истца пенсионного содержания за период с 01.01.2012 по 20.09.2012 у суда не имелось.
Таким образом, истец имеет право на получение невыплаченной пенсии с 21.09.2012 по 27.05.2014 исходя из следующего расчета:
с 21 по 30 сентября 2012 года: 16.590 руб. 66 коп. / 30 дн. * 10 дн. = 5.530 руб. 22 коп.;
за октябрь - декабрь 2012 г.: 16.590 руб. 66 коп. * 3 мес. = 49.771 руб. 98 коп.;
за январь - сентябрь 2013 г.: 17.205 руб. 12 коп. * 9 мес. = 154.846 руб. 08 коп.;
за октябрь - декабрь 2013 г.: 17.834 руб. 96 * 3 мес. = 53.504 руб. 88 коп.;
за январь - апрель 2014 г.: 18.449 руб. 42 коп. * 4 мес. = 73.797 руб. 68 коп.;
с 1 по 27 мая 2014 г.: 18.449 руб. 42 коп. / 31 дн. * 27 дн. = 16.068 руб. 85 коп.
Всего в сумме 353.519 руб. 69 коп.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства не были приняты судом во внимание, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2016 г. изменить.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" в пользу Варцаба Л.Б. задолженность по выплате пенсии в размере 353.519 руб. 69 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.