Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Медковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТАИС-СЕРВИС" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении Общество с ограниченной ответственностью "ТАИС-СЕРВИС" просит:
-установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты"
-установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты"
-внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения об изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Административные исковые требования мотивированы тем, что земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права юридического лица как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Богданова А.В. исковые требования поддержала.
Административные ответчики и заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
От Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поступили письменные объяснения по иску, в которых указывается на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N с ДД.ММ.ГГГГ. носят архивный характер, так как он снят с кадастрового учета. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" также в своем объяснении указывает на то, что оснований для удовлетворения иска в части установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером N не имеется, так как истец обратился с заявлением в комиссию по разрешению споров ДД.ММ.ГГГГ.
Мэрия города Ярославля, привлеченная к участию в деле заинтересованным лицом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просила в удовлетворении иска отказать.
Правительство Ярославской области, Департамент земельных и имущественных отношений Ярославской области возражений относительно иска не представили.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
ООО "ТАИС-СЕРВИС" является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес"
До ДД.ММ.ГГГГ. ООО "ТАИС-СЕРВИС" являлось также собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес" Данный земельный участок снят кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровыми справками и другими материалами дела.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета города Ярославля от 07.11.2005г. N 146 (в редакции от 27.11.2014г.) на территории города Ярославля установлен земельный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база, порядок определения налоговой базы, налоговый и отчетный периоды, порядок представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, собственником которых он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Миэкномразвития России от 12.08.2006г. N 222., и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ - дату проведения государственной оценки земель населенных пунктов Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011г. N 702-п.
В пункте N раздела 1 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области" (в редакции от 15.10.2013г.) данного Постановления установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Тем самым, датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N является ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ
Административным истцом представлен отчет ООО "Яр-оценка" N оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты". и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в размере "данные изъяты"
В соответствии с экспертным заключением Саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от ДД.ММ.ГГГГг. N отчет оценки рыночной стоимости земельных участков ООО "Яр-оценка" N соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков.
Согласно ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, положительное экспертное заключение, которые подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Отчет об оценке земельного участка составлен специалистами, имеющими права на проведение подобного рода оценки.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к составлению отчета об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 299, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (земельных участков).
Для определения рыночной стоимости объекта оценки использован сравнительный подход. В отчете также изложено обоснование отказа от использования затратного и доходного подходов, приведен анализ рынка, описание процесса оценки.
В отчете приведен расчет рыночной стоимости объектов, в котором подробно изложены последовательность оценки объектов сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектами оценок.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Административный истец представил в обоснование своей позиции положительное экспертное заключении.
Данное экспертное заключение составлено в полном соответствии с требованиями норм права, регламентирующие порядок проведения подобного рода экспертиз и составления экспертного заключения.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Порядок проведения экспертизы отчета, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Таким образом, экспертное заключение является документом, подтверждающим возможность использования отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства по делу.
В силу подпункта "ж" пункта 16 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 июля 2011 г. N 328, в экспертном заключении указываются сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков).
Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков и должно быть пронумеровано постранично, прошито, скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков (за исключением случаев составления экспертного заключения в виде электронного документа), подписано экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки (пункт 20 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)").
В экспертном заключении указываются в том числе: результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков; результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован (пункт 16 ФСО N 5).
Указанное выше экспертное заключение отвечает изложенным требованиям.
Тем самым, представленные административным истцом отчет и экспертное заключение соответствуют закону.
Доводы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расцениваются как необоснованные.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Земельный участок с кадастровым номером N находился в собственности административного истца до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для расчета земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Тем самым, административный истец является плательщиком земельного налога по указанному земельному участку за ДД.ММ.ГГГГ
Поэтому на дату обращения в комиссию сохраняется право на применение результатов такого пересмотра.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть - ДД.ММ.ГГГГ
В силу изложенного установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N подлежит применения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером N - с ДД.ММ.ГГГГ. до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТАИС-СЕРВИС" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений, для эксплуатации лечебно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты"
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков- ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.