Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Шкилёва П.Б.
судей: Гавриленко Е.В., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Кузнецовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" о возложении обязанности получить разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, подать сведения в государственный реестр опасных производственных объектов, о запрете эксплуатации объектов,
по апелляционной жалобе акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" на решение Нижневартовского городского суда от (дата), которым постановлено:
"Обязать акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" до (дата) получить в Департаменте строительства (адрес) - Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: нефтегазосборного трубопровода (адрес)
Обязать акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" до (дата) внести изменения в ранее зарегистрированные (дата) в государственном реестре опасных производственных объектов сведения об объектах - "Система промысловых трубопроводов (адрес)", в связи с вводом в эксплуатацию с (дата) нефтегазосборного трубопровода " (адрес); с (дата) нефтегазосборного трубопровода " (адрес); с ноября 2015 года нефтегазодобывающих скважин N (адрес).
Обязать акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в срок до (дата) направить в Северо-Уральское управление Ростехнадзора измененные сведения, характеризующие опасные производственные объекты: "Система промысловых трубопроводов "данные изъяты"" для их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Запретить акционерному обществу "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию эксплуатацию объектов: нефтегазосборного трубопровода " "данные изъяты"" "данные изъяты"
В удовлетворении исковых требований в части запрета акционерному обществу "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов с (дата) эксплуатацию объектов: нефтегазосборного трубопровода "данные изъяты", отказать.
Предоставить акционерному обществу "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" отсрочку исполнения решения суда в части запрета при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию эксплуатацию объектов: нефтегазосборного трубопровода "данные изъяты", до (дата).
Взыскать с акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в доход муниципального образования (адрес) государственную пошлину в размере 6000 рублей".
Заслушав доклад судьи (ФИО)7, прокурора (ФИО)3, объяснения представителя АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" - (ФИО)5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (далее - Общество) в срок до (дата) получить в Департаменте строительства ХМАО - Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Обязать в срок до (дата) внести изменения в ранее зарегистрированные (дата) в государственном реестре опасных производственных объектов сведения об объектах - "Система промысловых трубопроводов "данные изъяты"" и " "данные изъяты"", в связи с вводом в эксплуатацию:
- с (дата) нефтегазосборного трубопровода " (адрес)";
- с (дата) нефтегазосборного трубопровода "от (адрес) до т.вр. (адрес)";
- с (дата) нефтегазосборного трубопровода "от (адрес) ГЗУ Б до т.вр. (адрес) ГЗУ А,Б";
- с ноября 2015 года нефтегазодобывающих скважин "данные изъяты".
Обязать в срок до (дата) направить в Северо-Уральское управление Ростехнадзора измененные сведения, характеризующие опасные производственные объекты ? "Система промысловых трубопроводов "данные изъяты"" и "Фонд скважин "данные изъяты"" для их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Запретить ответчику с (дата) эксплуатацию указанных трубопроводов без разрешений на ввод их в эксплуатацию и в отсутствии регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Запретить ответчику эксплуатацию указанных скважин в отсутствие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
В обоснование иска указал, что ходе проверки соблюдения законодательства при строительстве и эксплуатации нефтегазодобывающих скважин, трубопроводов, линий электропередач на территории (адрес) - Югры установлено, что Общество является владельцем лицензии (номер) от (дата) на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах "данные изъяты" месторождения нефти в (адрес). В процессе разработки месторождения в период с ноября 2015 года по январь 2016 года Обществом введены в эксплуатацию скважины N "данные изъяты" нефти. Кроме того, для обеспечения транспортировки нефти из указанных скважин и подтоварной воды для поддержания пластового давления Обществом построены и введены в эксплуатацию трубопроводы "от т.вр. (адрес) - т.вр. (адрес), 55"; "от (адрес) до т.вр. (адрес)"; "от (адрес) ГЗУ Б до т.вр. (адрес) ГЗУ А,Б". Между тем, в нарушение действующего законодательства нефтедобывающие скважины и трубопроводы эксплуатируются ответчиком без разрешений на ввод их в эксплуатацию и без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, с учетом изменившихся сведений, характеризующих опасные производственные объекты, в результате чего, нарушаются требования промышленной и экологической безопасности, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на промышленную безопасность, благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью по эксплуатации опасных производственных объектов создают угрозу жизни и здоровью людей и компонентам окружающей среды.
В судебном заседании прокурор (ФИО)4 на удовлетворении иска настаивал.
Представитель АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (ФИО)5 возразил против удовлетворения требований в части запрета эксплуатации трубопровода указав, что приостановление деятельности парализует работу всего предприятия.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" просит отменить решение суда по тем основаниям, что судом не была установлена совокупность условий предупреждения причинения вреда, предусмотренные ст. 1065 ГК РФ. Истцом не представлены доказательства и факты реально существующей опасности причинения вреда при эксплуатации трубопровода. Сам по себе факт отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не свидетельствует о том, что его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Статья 55 ГрК РФ регламентирует порядок получения разрешения и не содержит прямого запрета эксплуатации объекта. Прокурор, по его мнению, не является уполномоченным органом, способным установить наличие обстоятельств, связанных с опасностью эксплуатации объектов, поскольку не обладает специальными познаниями и компетенцией в указанной сфере. Судом первой инстанции не учтены предоставленные Обществом документы, свидетельствующие о том, что Общество с момента ввода в эксплуатацию Объектов, осуществляет все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством для обеспечения их безопасной эксплуатации.
В соответствии с Приказом (номер) от (дата) в Обществе назначены ответственные лица за безопасную эксплуатацию технологических трубопроводов, за содержание их в исправном состоянии, за диагностику с целью продления срока эксплуатации.
В соответствии с утвержденным Графиком патрулирования (наружного осмотра) нефтепромысловых трубопроводов АО "ННП" на 2016 год Общество осуществляет регулярный осмотр указанных трубопроводов на предмет отсутствия порывов, протечек, или иных инцидентов создающих угрозу загрязнения окружающей природной среды, что подтверждается Перечнем маршрутов осмотров (обходов, объездов) трубопроводов ЦТОРТ и ЛПА на 2016 год, Журналом обходов, объездов трубопроводов ЦТОРТ и ЛПА УНП-4.
Общество, при вводе в эксплуатацию указанных объектов, успешно провело их гидроиспытания, которые показали герметичность данных трубопроводов, что подтверждается Актами гидроиспытаний от 27.05.2015г, 27.08.2015г.
Кроме того, учитывая предназначение нефтесборов - транспортировка нефти, газа, воды (п. 1.10 титульного листа паспорта) они исполнены с защитным покрытием: наружным (полиэтилен 153-10К), внутренним (эпоксидное П-ЭП-7120Н). Истцом в рамках настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих о недостаточности предпринятых Обществом мер, направленных на обеспечения безопасной эксплуатации Объектов.
Возражая против доводов жалобы, прокурор счел решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (ФИО)5 доводы апелляционной жалобы поддержал. Прокурор (ФИО)3 возражала против доводов жалобы.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их и возражения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, Общество является владельцем лицензии (номер) от (дата) на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ван-Еганского месторождения нефти в (адрес). В процессе разработки месторождения в период с ноября 2015 года по январь 2016 года Обществом введены в эксплуатацию скважины N "данные изъяты" нефти.
Для обеспечения транспортировки нефти из указанных скважин и подтоварной воды для поддержания пластового давления Обществом построены и введены в эксплуатацию трубопроводы "от т.вр. (адрес) - т.вр. (адрес), 55"; "от (адрес) до т.вр. (адрес)"; "от (адрес) ГЗУ Б до т.вр. (адрес) ГЗУ А,Б". Между тем, в нарушение действующего законодательства нефтедобывающие скважины и трубопроводы эксплуатируются Обществом без разрешений на ввод их в эксплуатацию и без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от (дата) (номер) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Исковое заявление предъявлено Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором по результатам проверки в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и направлено на предотвращение негативных последствий от имеющих место нарушений требований промышленной безопасности, наличие которых Обществом не оспаривается.
По смыслу ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение законодательства РФ и подзаконных нормативных актов в области промышленной безопасности нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 21, ч.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст.1 Федерального закона N 116-ФЗ)
Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 ст. 3). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (п. 1 ст. 9).
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке.
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства (п. 16 ч.1 ст.1 ГрК РФ)
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Общество является владельцем лицензий на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах месторождений, на которых осуществляется эксплуатация трубопроводов и арендатором земельных (лесных) участков, на которых данные объекты построены.
Соответственно, судом правомерно возложена обязанность по получению разрешений на ввод в эксплуатацию вышеозначенных объектов капитального строительства.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Предусмотренная ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
Эксплуатация трубопроводов без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию ставит под угрозу промышленную безопасность данных опасных производственных объектов, сохранность компонентов окружающей среды от негативного воздействия и уничтожения, а также экологическое благополучие жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Доводы Общества о том, что Общество с момента ввода объекта в эксплуатацию осуществляет все необходимые действия для обеспечения их безопасной эксплуатации о незаконности решения суда не свидетельствуют.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий: Шкилёв П.Б.
Судьи: Гавриленко Е.В.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.