10 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Климовой С.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 05 мая 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Жигаловой Н.В. к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области удовлетворить,
признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, протокол N *** от *** об отказе Жигаловой Н.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом К*,
признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, протокол N *** от *** об отказе Жигаловой Н.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Л*,
признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, протокол N *** от *** об отказе Жигаловой Н.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Б*,
обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области производить ежемесячные выплаты Жигаловой Н.В., как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами - К*, Л*, Б* с момента соответствующего обращения и до сохранения за Жигаловой Н.В. права на получение данной выплаты,
установила:
Жигалова Н.В. 14.03.2016 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконными решений ответчика об отказе в назначении ей ежемесячных компенсационных выплат как неработающему лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, возложении обязанности назначить ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами, мотивируя обращение тем, что на основании договоров, заключенных с ОСЗН района Нижегородский УСЗН ЮВАО города Москвы, она является приемным родителем несовершеннолетних К*, *** года рождения, Л*, *** года рождения, и Б*, *** года рождения; решениями ответчика от *** N ***, ***, *** ей отказано в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью, что истец полагает незаконным, поскольку осуществление опеки на возмездной основе не является трудовым договором и выполнением оплачиваемой работы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала; представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области иск не признал.
05.05.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 30.05.2016, подписанной представителем по доверенности Демёхиной К.А.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 115); представитель истца Жигаловой Н.В. по доверенности Корнеева Л.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением отдела Кунцево УСЗН ЗАО города Москвы от *** Жигалова Н.В. назначена опекуном, исполняющим обязанности возмездно, оставшегося без попечения родителей малолетнего Л*, *** года рождения; распоряжениями отдела Тропарево-Никулино УСЗН ЗАО города Москвы от *** Жигалова Н.В. назначена опекуном, исполняющим обязанности возмездно, оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних К*, *** года рождения, и Б*, *** года рождения.
Согласно справкам, выданным учреждениями медико-социальной экспертизы города Москвы, К*, Л* и Б* установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид".
11.01.2016 и 20.01.2016 между отделом Нижегородский УСЗН ЮВАО города Москвы (исполняющим полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа) и супругами Жигаловой Н.В., *** года рождения, Ж*, *** года рождения (приемными родителями) заключены договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, по условиям которых приемные родители на возмездных условиях приняли на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетних К*, Л* и Б*, а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемным родителям денежных средств на содержание приемных детей.
В разделе 5 названных договоров определено, что приемным родителям перечисляются денежные средства на оплату их труда, а также выплаты на содержание приемного ребенка в порядке и размерах, установленных постановлениями Правительства Москвы от 15.05.2007 N 376-ПП, от 29.03.2011 N 93-ПП, от 28.12.2011 N 639-ПП.
Из материалов дела также следует, что Жигалова Н.В. 21.01.2016 обратилась к ответчику с заявлениями о назначении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"; решениями ответчика от *** года истцу в назначении ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами было отказано в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Жигаловой Н.В. о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами и возложении обязанности назначить названные выплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем пришел к выводу о том, что Жигалова Н.В. имеет право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за детьми-инвалидами, на получение ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01.01.2013 ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1 200 руб.; ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа); ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 4 Указа).
Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
В пункте 12 указанных Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты; одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подп. "д" п. 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
В силу ст. 21 Закона города Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю или патронатному воспитателю, на одного ребенка, переданного в приемную семью или на патронатное воспитание, устанавливается в размере 15 155 рублей (ч. 1). Ежемесячное вознаграждение выплачивается одному приемному родителю за воспитание каждого ребенка в случае передачи на воспитание одного ребенка или двух детей. В случае передачи на воспитание трех и более детей ежемесячное вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка в размере, указанном в части 1 настоящей статьи (ч. 3). За воспитание ребенка-инвалида, принятого в приемную семью или на патронатное воспитание, размер ежемесячного вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов (ч. 4). Право на ежемесячное вознаграждение у приемного родителя (приемных родителей), патронатного воспитателя возникает с момента заключения договора соответственно о приемной семье, патронатном воспитании (ч. 5).
Из изложенных норм законодательства города Москвы видно, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.
В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Жигалова Н.В., являясь стороной трех договоров о приемной семье от *** и ***, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Жигалова Н.В. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконными решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от *** N ***, ***, *** об отказе Жигаловой Н.В. в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами и для возложения на ответчика обязанности назначить и производить Жигаловой Н.В. ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами К*, Л* и Б*.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда нельзя признать законными, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Жигаловой Н.В. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 05 мая 2016 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Жигаловой Н.В. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о назначении ежемесячных компенсационных выплат как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.