Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Лузянина В.Н., Петровской О.В.
при секретаре ( / / )4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Качканара к Главе Качканарского городского округа о признании бездействия незаконным, об устранении нарушения законодательства
по апелляционной жалобе ответчика на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 02.09.2016.
Заслушав доклад судьи ( / / )9, объяснения прокурора Даниловой А.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора г. Качканара в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Главе Качканарского городского округа, просил признать незаконными действия ответчика по изданию распоряжения от ( / / ) N о приеме на работе Касимова ( / / )10 начальником ... , заключению с Касимовым ( / / )11 трудового договора N от ( / / ), просил возложить на ответчика обязанности по отмене распоряжения от ( / / ) N расторжению заключенного с Касимовым ( / / )12 трудового договора N от ( / / ).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что оспариваемым распоряжением Главы Качканарского городского округа Касимов ( / / )13 принят на должность ... , в тот же день с ним заключен трудовой договор. Ссылался на нарушение федерального законодательства в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции при приеме на муниципальную службу Касимова ( / / )14 поскольку установленный Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" четырехлетний стаж муниципальной и (или) государственной службы либо пятилетний стаж работы по специальности, необходимый для назначения на главную должность муниципальной службы, у Касимова ( / / )15. отсутствовал как при принятии на службу, так и в настоящее время, Касимов ( / / )16 не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим главные должности муниципальной службы.
Решением Качканарского городского суда Свердловской области от 02.09.2016 исковые требования прокурора удовлетворены. Действия главы Качканарского городского округа, выразившиеся в издании распоряжения от ( / / ) N о приеме на работе Касимова ( / / )17 ... заключении с ним трудового договора N от ( / / ), признаны незаконными; на ответчика возложена обязанность отменить указанное распоряжение и прекратить трудовой договор с Касимовым ( / / )18 не позднее ... со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований и.о. прокурора г. Качканара в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает на пропуск предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока подачи прокурором искового заявления. Полагает, что оснований для увольнения Касимова ( / / )19 нет (с учетом перечня ограничений на занятие должностей муниципальной службы, установленного в ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Ссылается на то, что расторжение с Касимовым ( / / )20 трудового договора по норме п. 13 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии отсутствия вакансий (ч. 2 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а таких данных прокурором не представлено, Касимов ( / / )21. мог продолжать муниципальную службу на другой должности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность принятого решения, просит оставить его без изменения.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика и третье лицо не явились, были уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Распоряжением Главы Качканарского городского округа от ( / / ) N Касимов ( / / )22 принят на должность муниципальной службы - ... , в тот же день с ним заключен трудовой договор N.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007).
В силу ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 (в редакции на день принятия Касимова ( / / )23 на службу) для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Согласно части 2 этой же статьи (в той же редакции) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В настоящее время редакция ст. 9 названного Закона предусматривает такие же условия определения квалификации для замещения должностей муниципальной службы.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 (в редакции на 27.06.2014 и на настоящий момент) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В соответствии с положениями Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ "О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований" должность Касимова ( / / )24 относится к категории главных должностей муниципальной службы (подп. 3 п. 2 параграфа 3), что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" (в редакции на 27.06.2014) для граждан, претендующих на замещение главной должности муниципальной службы, установлены следующие типовые квалификационные требования: высшее образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стаж работы по специальности не менее пяти лет либо высшее образование и исполнение полномочий не менее одного срока, установленного уставом муниципального образования, на постоянной или непостоянной основе лица, замещающего муниципальную должность и наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, либо высшее образование и замещение не менее пяти лет муниципальной должности в избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, а при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, соответствующих предъявляемым к ним требованиям к образованию и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, - среднее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее десяти лет.
На настоящий момент действует редакция этой нормы, предусматривающая следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения соответствующих должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для главных должностей муниципальной службы: высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет.
Из трудовой книжки Касимова ( / / )25. следует, не оспаривалось ни ответчиком, ни третьим лицом, что Касимов ( / / )26 не имел требуемого стажа службы (или работы по специальности) ни на дату приема на муниципальную службу, ни в настоящее время.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Исходя из системного толкования положений Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, принятого в его развитие Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, следует вывод о том, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы, являющимся основанием к расторжению договора по пункту 11 части первой статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
Доводы жалобы об отсутствии оснований для расторжения с Касимовым ( / / )27 трудового договора, возможности его увольнения лишь при наличии оснований, перечисленных в ст. 13 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007, противоречат норме ч. 1 ст. 19 этого Закона, а также правовой позиции, отраженной в п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016.
Ссылка в жалобе на необходимость выполнения требований ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации о незаконности решения не свидетельствует, т.к. в любом случае занимать должность ... Касимов ( / / )28 не может (из-за несоответствия квалификационным требованиям), по этой должности трудовой договор подлежит прекращению, при том, что суд при вынесении решения указал на необходимость соблюдения ответчиком требований ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации при решении вопроса об увольнении Касимова ( / / )29 (в случае возможности такого перевода, прекращение трудового договора по занимаемой в настоящее время должности произойдет в результате перевода на иную должность). В материалы настоящего дела ответчик не представлял доказательства в подтверждение доводов о наличии вакансий, которые мог бы занять Касимов ( / / )30 а потому довод о наличии таких вакансий как не подтвержденный доказательствами отклоняется (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о пропуске прокурором трехмесячного срока обращения в суд (ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации) безосновательны, т.к. ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает трехмесячный срок разрешения индивидуального трудового спора по иску работника к работодателю, а рассматриваемый иск к такой категории не относится. Кроме того, прокурор в иске просил о прекращении длящегося нарушения (до настоящего времени Касимов ( / / )31. занимает должность муниципальной службы при отсутствии необходимой квалификации), прекращении трудового договора, действующего в настоящее время.
Иных доводов жалоба не содержит.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 02.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья В.Н. Лузянин
Судья О.В. Петровская
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.