Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ст. 8.41 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - отделения МВД России по г. Лабытнанги по жалобе главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора государственного инспектора Ямало-Ненецкого АО в области охраны окружающей среды Ф. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 30 ноября 2016 г., которым изменено постановление от 14.06.2016 N 717 о назначении штрафа в размере 50000 рублей с объявлением предупреждения о недопустимости нарушений по своевременному внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
постановлением и.о. прокурора г. Лыбытнанги К. от 08.04. 2016 в отношении юридического лица - отделения МВД России по г. Лабытнанги (далее- ОМВД Лабытнанги) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об АП.
Постановлением от 14.06.2016 N 717 Лабытнанги назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Как следует из материалов дела, ОМВД Лабытнанги в процессе деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов образовавшихся в процессе осуществления деятельности, несвоевременно, то есть в срок до 20.10.2015 (фактически оплачено 21 и 28.10. 2015), внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 г., в период которого осуществлялось размещение отходов в размере 2,46 тонн.
Рассматривая дело по жалобе защитника юридического лица, судья решением от 30.11. 2016 изменил постановление: заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В жалобе, вынесшее постановление должностное лицо контролирующего органа Ф., привёл доводы об отсутствии на то законных оснований.
Проверив материалы дела, нахожу доводы жалобы обоснованными.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.41 Кодекса РФ об АП.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за перечисленные в п. 1 виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно п. 9 настоящего Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в установленные сроки.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (действующему на III квартал 2015 года) срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
При рассмотрении дела, должностное лицо и судья пришли к выводу о том, что виновность ОМВД Лыбытнанги в совершении правонарушения доказана, подтверждена, в том числе платежными поручениями N 859714, N 871770, N 871771 по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 г.
Изменяя постановление, судья указал в решении на отсутствие оснований для прекращения производства по делу применительно к статье 2.9 Кодекса РФ об АП в силу малозначительности совершенного правонарушения и на наличие совокупности необходимых условий для применения положений ст. 4.1.1Кодекса РФ об АП.
Такой вывод не основан на законе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 3.2 Кодекса предупреждение - вид административного наказания.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст. 3.1 Кодекса).
Согласно принципу законности в части 1 статьи 1.6 Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие со дня официального опубликования (04.07.2016) статьи 1.4, 3.4, 4.1, дополнены отдельными частями, предусматривающими:
в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса." (ч. 3 ст. 3.4);
административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.3.5 ст. 4.1).
Кодекс РФ об АП дополнен статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением" следующего содержания:
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется."
При применении названных норм следует иметь ввиду, что согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Федеральным законом от 25 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 г, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой.
Поскольку привлечённое по делу юридическое лицо - отделение МВД России по г. Лабытнанги не отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, назначенное ему наказание в виде предупреждения нельзя признать законным, а указанные в статье 24.1 Кодекса РФ об АП задачи производства по делам об административных правонарушениях выполненными.
Допущенное нарушение применительно к п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса является существенным нарушением процессуальных требований, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Давностный срок привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об АП согласно ч.1 ст. 4.5 Кодекса РФ об АП составляет 1 год, начал течение на следующий день, после которого юридическое лицо не исполнило возложенную на него обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть с 21.10. 2015 и истёк 21.10. 2016.
Установленное обстоятельство не допускает дальнейший пересмотр дела, влечёт отмену принятых по нему постановления и решения с прекращением производства.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
постановление по делу об административном правонарушении главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора - государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды Ф. от 14 июня 2016 г., решение судьи Лабытнангского городского суда от 30 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.41 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - отделения МВД России по г. Лабытнанги отменить и производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ - в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности; жалобу удовлетворить.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.