судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Тихоновой Т.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Кондаурова В.В. к Главному управлению МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, произвести перерасчет пенсии, выплатить недоплаченную пенсию,
по апелляционной жалобе Кондаурова В.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2016 года, которым Кондаурову В.В. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондауров В.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, произвести перерасчет пенсии, выплатить недоплаченную пенсию.
Требования мотивировал тем, что проходил службу в УФСКН России по Красноярскому краю с 01.07.2003 по 05.06.2015, последняя занимаемая должность- "данные изъяты". В мае-июне 2016 года его пенсионное дело было передано в ГУ МВД России по Красноярскому краю в связи с упразднением ФСКН России Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156. Ответчик без уведомления истца и без имеющихся на то правовых оснований произвел перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и для назначения пенсии в сторону ее значительного уменьшения. При этом из расчета выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет и для назначения пенсии был незаконно исключен период военной службы в пограничных войсках Украины с 12.02.1993 по 20.10.1997. Считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку в период его службы в органах налоговой полиции (с 19.04.1999 по 30.06.2003) и далее после принятия его на службу в органы наркоконтроля этот период был включен в расчет процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2003 N86-ФЗ, Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N4991-1.
В указанной связи просил включить в расчет процентной надбавки за выслугу лет период военной службы в пограничных войсках Украины с 12.02.1993 года по 20.10.1997 года, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом указанного периода, обязать ответчика выплатить недополученную часть пенсии за июнь, июль, август 2016 года в размере "данные изъяты" взыскать судебные издержки.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Кондауров В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что ответчик неправомерно исключил период его службы в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997) из стажа службы для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания.
Проверив материалы дела, заслушав истца Кондаурова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю - Космачеву Е.С. (доверенность от 06.10.2015 года), просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей ... " пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Согласно ст.43 названного Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия, в том числе органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с частью 3 ст.2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге лет): от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов (часть 7)
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 8).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кондауров В.В. проходил венную службу по призыву в Вооруженных силах СССР (с 12.11.1985 по 31.07.1987), в органах КГБ СССР (с 01.08.1987 по 11.02.1993), в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997), уволен с военной службы 20.10.1997 года.
В период с 19.04.1999 по 30.06.2003 проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.
В период с 01.07.2003 по 05.06.2015 приходил службу в органах по контролю за оборотом наркотиков.
Приказом УФСКН России по Красноярскому краю от 05.06.2015 уволен со службы в органах наркокотроля по подпункту 10 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 05.06.2003 N613 (по болезни на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах наркоконтроля), истцу назначена пенсия по выслуге лет. В соответствии с расчетом выслуги лет на пенсию, произведенным УФСКН России по Красноярскому краю, выслуга лет, в том числе для выплаты процентной надбавки, составляет 28 лет 0 мес. 27 дней (в календарном исчислении), общая выслуга лет составляет 32 года 3 мес. 3 дня. В соответствии с денежным аттестатом, составленным УФСКН России по Красноярскому краю, ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в составе денежного довольствия, принимаемого для исчисления пенсии, установлена в размере 40% от оклада.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" принято решение упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, передать ее функции и полномочия Министерству внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим пенсионные дела УФСКН России по Красноярскому краю переданы в ГУ МВД России по Красноярскому краю.
При проверке пенсионного дела истца пенсионным отделом ГУ МВД России по Красноярскому краю сделан вывод о необоснованном включении в стаж службы (выслугу лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания периода службы истца в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997). В связи с этим пенсионное дело письмом от 30.05.2016 направлено в УФСКН России по краю для внесения изменений в денежный аттестат и расчет пенсии в части, касающейся размера процентной надбавки за стаж службы (выслугу лет).
УФСКН России по КК 31.05.2016 пенсионное дело Кондаурова В.В. возвращено в ГУ МВД России по краю без внесения изменений в части установления процентной надбавки за выслугу лет, письмами от 14.07.2016 и от 03.08.2016 ликвидационной комиссией УФСКН России по краю в адрес ответчика представлено обоснование принятого решения, со ссылкой на то, что истец в связи с реорганизацией налоговой полиции был уволен в порядке перевода в органы наркоконтроля.
В соответствии с частью 5 ст.54 Федерального закона от 30.06.2003 N86- ФЗ выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит. При оформлении документов на пенсию Кондаурову В.В. был произведен расчет пенсии на основании расчета налоговой полиции, где включен в стаж службы (в выслугу лет) для назначения процентной надбавки период его службы в пограничных войсках Украины с 12.02.1993 по 20.10.1997.
ГУ МВД России самостоятельно произведен перерасчет пенсии за выслугу лет истцу, в соответствии с которым выслуга лет в календарном исчислении составила 28 лет 00 мес.11 дней, в льготном исчислении 32 года 02 мес. 25 дней. Пенсия за выслугу лет 32 года составляет 85 % денежного довольствия, процентная надбавка за выслугу лет в размере денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, установлена исходя из выслуги 24 года- 30% от оклада, в связи с чем с 01.06.2016 размер пенсии истцу уменьшен.
Отказывая Кондаурову В.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик правомерно произвел перерасчет выслуги лет для исчисления процентной надбавки в связи с тем, что истцу при назначении пенсии органами наркоконтроля необоснованно был включен в стаж службы (выслугу лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания период его службы в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997).
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Как следует из материалов дела, УФСНП России по Красноярскому краю 30.04.1999 составлено заключение о стаже службы истца для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, которым в стаж выслуги засчитан период службы с 28.08.1991 по 20.10.1997 с указанием - служба на офицерских должностях, ПВ Украины.
19.11.2003 Региональным управлением ГНК России по Красноярскому краю составлено заключение о стаже службы на выплату процентной надбавки за выслугу лет, где этот же период службы-с 28.08.1991 по 20.10.1997-указан как служба в ВС РФ.
Между тем, как следует из послужного списка истца, фактически этот период состоит из двух периодов службы: служба в Закавказском пограничном округе КГБ СССР (с 28.08.1991 по 11.02.1993), и в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997.).
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции. (Далее - Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 N43, Положение).
Пунктом 2 Положения установлены периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам налоговой полиции, в том числе:
а) время службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников налоговой полиции либо федеральных государственных служащих на государственных должностях
д) время военной службы граждан Российской Федерации по призыву (время срочной военной службы граждан СССР, граждан Российской Федерации) в календарном исчислении;
е) выслуга лет для назначения надбавки по прежнему месту службы военнослужащих в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах СССР, вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 3 Положения, в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам налоговой полиции включается только засчитанное в выслугу лет, указанную в подпунктах "е" - "к" пункта 2 настоящего Положения, время:
военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
военной службы граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками СНГ.
Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2004 N258.
В соответствии с пунктом 2 Правил, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - стаж службы (выслуга лет)) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющим специальные звания (далее - сотрудники), включается:
в) время службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, если до перевода на эти должности они проходили службу в качестве сотрудников, имевших специальные звания, а также время службы, работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленную в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
г) военной службы граждан Российской Федерации по призыву (срочной военной службы граждан СССР и граждан Российской Федерации) - в календарном исчислении
е) службы военнослужащих в Вооруженных Силах СССР, других войсках, воинских формированиях и органах СССР, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации;
Пунктом 3 Правил, установлено, что стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включается также засчитанное в стаж службы (выслугу лет) при прохождении ими военной либо иной службы (работы), указанной в подпунктах "г" - "л" пункта 2 настоящих Правил, время:
военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации);
Согласно пункту 4 правил, время службы, работы, а также иные периоды, указанные в пункте 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет):
а) независимо от времени перерыва между увольнением с указанной службы (работы) и зачислением на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников;
б) в календарном исчислении с учетом установленного законодательством Российской Федерации порядка исчисления времени службы (работы) для назначения надбавки на льготных условиях по прежнему месту их службы (работы).
Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) в соответствии с настоящими Правилами определяется директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 10).
Приказом ФСКН России от 09.12.2008 N 459 утверждена Инструкция об организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с п. 2 Инструкции, исчисление стажа службы (выслуги лет) сотрудникам производится в соответствии с Правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2004 г. N 258.
В силу пункта 3 Инструкции, исчисление стажа службы (выслуги лет) сотруднику производится по документам личного дела.
Учитывая, что Украина являлась участником СНГ в соответствии с Соглашением, подписанным 08.12.1991 в г. Минске, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N43, период службы истца в пограничных войсках Украины мог быть включен в выслугу лет для назначения надбавки в органах налоговой полиции только в случае перевода его по окончании этой службы в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, и зачета этого периода в выслугу лет для назначения надбавки по соответствующему месту военной службы в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая, что истец после увольнения из пограничных войск Украины на службу в Вооруженные силы РФ не поступал, период службы в пограничных войсках Украины в выслугу лет военной службы ему не засчитывался, судом сделан правильный вывод о том, что органами налоговой полиции неправомерно включен период службы в пограничных войсках Украины в выслугу лет истца для процентной надбавки.
При этом, как правильно указано судом, положения Постановления Правительства РФ от 31.05.2004 N258, Инструкции, утв. Приказом ФСКН России от 09.12.2008 N 459, не исключают необходимость при определении расчета выслуги лет для процентной надбавки в составе денежного довольствия, выплачиваемого в органах наркоконтроля, проверить правильность включения этих периодов по прежнему месту службы, что в данном случае сделано не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в органах налоговой полиции, а впоследствии в УФСКН России по Красноярскому краю период службы истца в пограничных войсках Украины неправомерно включен в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки, в связи с чем размер процентной надбавки должен составлять не 40% к окладу денежного содержания (за 28 лет), а 30% (за 24 года).
Принимая во внимание, что в связи с упразднением ФСКН России органом, осуществляющем пенсионное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, является МВД России, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в ред. от 03.07.2016, Приказа Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N884н, Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", Приказа МВД РФ от 27.05.2005 N 418 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что пенсионный отдел ГУ МВД России был вправе и обязан проверить размер денежного довольствия, определенный денежным аттестатом для исчисления размера пенсии истца, а комиссия Управления, выявив ранее допущенные нарушения, правомерно произвела перерасчет выслуги для выплаты надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), для приведения размера выплачиваемой истцу пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В указанной связи судом сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в расчет процентной надбавки за выслугу лет период военной службы истца в пограничных войсках Украины, произвести перерасчет размера пенсии, возложении обязанности доплатить часть пенсии.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание доводы истца о недопустимости перерасчета выслуги для процентной надбавки, определенной органами налоговой полиции со ссылкой на ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 5 указанной нормы, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Между тем, как правильно указано судом, данное Положение порядок и условия исчисления выслуги лет для процентной надбавки не урегулированы, и на спорные правоотношения оно не распространяется. Кроме того, как указано выше, выслуга для процентной надбавки истцу была определена с нарушением правовых норм, регламентирующих порядок ее исчисления.
Доводы апелляционной жалобы Кондаурова В.В. о неправомерном исключении ответчиком период его службы в пограничных войсках Украины (с 12.02.1993 по 20.10.1997) из стажа службы для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кондаурова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.