Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Лузянина В.Н.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Городнера А.Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на соответствующий учет,
по апелляционной жалобе истца Городнера А.Ю. на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 16.01.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия
установила:
Городнер А.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на соответствующий учет.
В обоснование иска указал, что проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен на основании приказа от ( / / ) по ... Закона от 11.02.1993N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно - штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы Городнера А.Ю. в календарном исчислении составила 19 лет, в льготном 21 год. Будучи военнослужащим, проживающим на территории закрытого военного городка, истец в ( / / ) году подал рапорт на обеспечение его жилым помещением в избранном месте жительства. Дополнительно им были поданы заявления на отселение из закрытого военного городка в ( / / ) и ( / / ) годах. После ликвидации Чебаркульской КЭЧ в ( / / ) году ответчик не принял документы, подтверждающие факт постановки лиц, проживающих на территории военного городка, на получение жилья в избранном месте жительства или на отселение из городка. ( / / ) Городнер А.Ю. вновь обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о принятии его на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, однако получил отказ, в силу не соблюдения заявительного порядка реализации указанного права на момент прохождения военной службы, утраты в настоящее время статуса военнослужащего. Неправомерный отказ ответчика нарушил жилищные права истца, поскольку последний при увольнении не был обеспечен жилым помещением. Подданный Городнером А.Ю. при прохождении службы рапорт по обеспечению жилым помещением не был рассмотрен, право на обеспечение жилым помещением осталось до настоящего времени нереализованным вследствие бездействия ответчика.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что истцом не представлено доказательств фактического признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Сведения об истце отсутствуют в автоматизированной базе учета, как и материалы учетного дела, вопреки порядку постановки на учет, действующему на момент увольнения Городнера А.Ю. с военной службы. В настоящее время истец уволен с военной службы, в связи с чем не может быть поставлен на соответствующий учет.
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 16.01.2017 иск Городнера А.Ю. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Городнера А.Ю. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Истец, представители ответчика, третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 89547 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации от ( / / ) N Городнер А.Ю. уволен по ... Закона от 11.02.1993N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно - штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы Городнера А.Ю. в календарном исчислении составила 19 лет, в льготном 21 год.
Приказом командира войсковой части 55381 от ( / / ) N Городнер А.Ю. исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения и направлен на учет в ... военный комиссариат ...
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что сами по себе обстоятельства наличия у Городнера А.Ю. необходимой продолжительности военной службы, соответствия основания его увольнения ... Закона от 11.02.1993N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", при недоказанности факта наличия у истца к моменту увольнения обладания статусом нуждающегося в получении жилья, утраты им в настоящее время статуса военнослужащего, не порождают у федерального органа исполнительной власти обязанности по обеспечению его жилым помещением.
Судебная коллегия находит такие выводы правильными, основанными на исследованных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.2,3 ст. 40).
Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу ст.ст. 32 (ч.4), 37 (ч.1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 71 (п. "м"), 72 (п."б" ч.1) и 114 (п."д", "е" ч.1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N5-П, 03.02.2010 N 3-П, 27.02.2012 N 3-П).
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте"), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N193).
В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Из содержания перечисленных выше норм следует, что на момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносились на основании решений командиров воинских частей.
В целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создавались жилищные комиссии. На жилищную комиссию воинской части возлагалась обязанность по рассмотрению списков и проверке жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади (п.п. 1,6 Положения о жилищных комиссиях (Приложение N1 Положения).
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего в настоящее время, к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.
Исходя из положений ч.1 ст. 55, ст.ст. 59,60,67,68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции дал надлежащую оценку объяснениям истца об его обращении в период прохождения службы в жилищную комиссию с рапортом на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства, которые не нашли своего подтверждения, в том числе иными письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" носит не безусловный, а заявительный характер, то для его реализации необходимо выполнение определенных действий, обстоятельства совершения которых истцом, в нарушение требований ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказаны.
При разрешении настоящего спора, истцом не представлено доказательств соответствующих требованиям относимости, допустимости, достоверности, свидетельствующих об обстоятельствах соблюдения им в период прохождения военной службы заявительного порядка обращения в орган, осуществляющий принятие на учет военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, а также признания Городнера А.Ю. в установленном порядке нуждающимся в получении жилья.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств не следует, что истец до увольнения с военной службы обращался к командованию воинской части по вопросу его постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, а также по предоставлению жилья по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Исходя из изложенных выше обстоятельств не соблюдения истцом заявительного порядка, ссылки апеллянта на наличие у него безусловного права на признание нуждающимся в получении жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту. Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.
Заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих их списков личного состава воинской части.
Несоблюдение военнослужащим указанных условий исключает возможность реализации им права на жилище, предусмотренное Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Доводы апелляционной жалобы о включении Городнера А.Ю. в списки на отселение в соответствии с приказом МО СССР от 23.12.1980 N363 со ссылкой на копию письма войсковой части, датированного ( / / ) годом не опровергают выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, поскольку они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 16.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Городнера А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: В.Н. Лузянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.