Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 января 2017 г. по делу N 33а-45/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Дзадзиева Д.А., Коронца А.А.,
при секретаре - Мусатовой Е.О., с участием административного истца и представителя административного ответчика - Министра обороны Российской Федерации Крылова В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 29 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦНИИ) "данные изъяты" Зотова ФИО7 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Воздушно-космическими силами (далее - ВКС), связанных с представлением и изданием приказа об отмене ранее изданного приказа о назначении его на воинскую должность и зачислении в распоряжение.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Зотов с 2010 года проходил военную службу по контракту на воинской должности "данные изъяты" ( "адрес" 4 ЦНИИ МО РФ. В результате проведенных организационно-штатных мероприятий научно-исследовательский центр ( "адрес") был исключен из штата 4 ЦНИИ МО РФ, при этом датой окончания этих организационно-штатных мероприятий является 14 апреля 2014 года. В распоряжение воинского должностного лица административный истец в связи с этим не зачислялся.
Приказом Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N административный истец назначен на воинскую должность "данные изъяты" и приказом начальника ЦНИИ от 22 мая 2015 года N N зачислен в списки личного состава с 21 мая 2015 года.
В связи с тем, что Зотов в течение более 1 года проходил военную службу на сокращенной воинской должности, командованием был поставлен вопрос о прекращении ему допуска к государственной тайне и предложено представить необходимые документы для оформления допуска соответствующей формы, что является необходимым условием для замещения данной должности.
Ввиду отказа Зотова представлять необходимые документы для оформления допуска к государственной тайне соответствующей формы, приказом начальника ЦНИИ от 24 сентября 2015 года N N административному истцу прекращен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а 23 декабря 2015 года внесена запись в его карточку о прекращении допуска к государственной тайне.
5 марта 2016 года начальником ЦНИИ направлено представление с ходатайством об отмене приказа Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N о назначении Зотова на воинскую должность, поскольку административный истец к исполнению обязанностей по воинской должности не приступал ввиду отсутствия оформленного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Приказом Министра обороны РФ от 23 мая 2016 года N N в отношении Зотова был отменен как нереализованный ранее изданный приказ от 18 апреля 2015 года N N, а административный истец был зачислен в распоряжение начальника ЦНИИ для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы.
Полагая данным приказом свои права нарушенными, Зотов обратился в военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия главнокомандующего ВКС, связанные с направлением представления об отмене приказа Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N, а также действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказа от 23 мая 2016 года N N по отмене ранее изданного приказа, обязав его отменить этот приказ.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска Зотова отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить в связи с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка решению Солнечногорского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 года, которым было установлено, что в связи с назначением его на воинскую должность "данные изъяты", его карточка-допуск по форме N 1 была направлена 9 июня 2015 года начальником 4 ЦНИИ к новому месту его военной службы и его допуск к государственной тайне в то время не прекращался.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 64 КАС РФ, полагает, что данное обстоятельство установлено решением суда и не подлежит доказыванию вновь.
Полагает, что на должность "данные изъяты" он был назначен на основании имеющегося у него действующего на то время допуска к государственной тайне и у начальника ЦНИИ не было оснований не допускать его к исполнению обязанностей по воинской должности, а также ходатайствовать об отмене приказа Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N, как нереализованного.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, сославшись на ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 36, п. 1 и 4 ст. 42, ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 5 и подп. "ж" п. 10 ст. 11, 14 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), п. 19, 26, 28, 44, 45 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63 (далее - Инструкция), п. 47 и 48 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 года N 1313, п. 10 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года N 660, пришел к правильному выводу о необоснованности требований административного иска Зотова, на основании чего отказал в его удовлетворении.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Положения назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные настоящим Положением.
Как усматривается из материалов дела приказом Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N Зотов назначен на воинскую должность "данные изъяты" и приказом начальника ЦНИИ от 22 мая 2015 года N N зачислен в списки личного состава с 21 мая 2015 года. При назначении на данную должность административного истца в представлении было указано, что он имеет соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Однако, в связи с тем, что должность, на которую был назначен административный истец указанным приказом, предполагает наличие соответствующего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а Зотов ранее в течение более 1 года проходил военную службу на сокращенной воинской должности, что влечет за собой прекращение данного допуска, но что не было учтено при назначении его на новую воинскую должность, то командованием ЦНИИ, на основании требований Инструкции и разъяснений должностных лиц соответствующей структуры ФСБ РФ по защите государственной тайны, был поставлен вопрос об оформлении допуска Зотова к государственной тайне в связи с прекращением ранее действовавшего допуска и ему предложено представить необходимые документы для оформления допуска соответствующей формы, от чего последний отказался.
Данные действия административного истца, связанные с отказом в оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с назначением его на новую воинскую должность, не позволили командованию ЦНИИ допустить Зотова к исполнению должностных обязанностей "данные изъяты", исполнение обязанностей по которой предполагает наличие соответствующей формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
В дальнейшем, приказом начальника ЦНИИ от 24 сентября 2015 года N N административному истцу был прекращен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а 23 декабря 2015 года внесена запись в его карточку о прекращении допуска к государственной тайне.
В сложившейся ситуации, с учетом требований действующего законодательства, начальником ЦНИИ 5 марта 2016 года направлено представление с ходатайством об отмене приказа Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N о назначении Зотова на воинскую должность, поскольку административный истец к исполнению обязанностей по воинской должности не приступал ввиду отсутствия оформленного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Вопреки мнению автора жалобы, на момент направления данного представления командованием ЦНИИ (5 марта 2016 года), которое было утверждено главнокомандующим ВКС, у Зотова в установленном порядке был прекращен доступ и допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, что препятствовало замещению им воинской должности, на которую он был назначен приказом Министра обороны РФ от 18 апреля 2015 года N N, а поэтому данные действия командования не противоречили требованиям действующего законодательства.
Что касается приказа Министра обороны РФ от 23 мая 2016 года N N в отношении Зотова, которым был отменен как нереализованный ранее изданный приказ от 18 апреля 2015 года N N, то данный приказ был издан в пределах предоставленных данному должностному лицу полномочий и, исходя из сложившихся обстоятельств, этим приказом была разрешена коллизия, при которой Зотов был назначен на должность, но к исполнению которой не мог быть допущен в силу изменившихся вышеуказанных обстоятельств.
Несостоятельной является ссылка автора жалобы, что судом первой инстанции не было учтено обстоятельство, установленное решением Солнечногорского гарнизонного военного суда от 16 июня 2016 года, что при назначении его на должность в апреле 2015 года он имел допуск к государственной тайне и его карточка-допуск была направлена к новому месту военной службы в ЦНИИ. Вопреки мнению автора жалобы, данное обстоятельство не подвергалось сомнению судом первой инстанции, однако, оно не может влиять на выводы суда о том, что при назначении Зотова на должность "данные изъяты" не были учтены все требования действующего законодательства, что повлекло в дальнейшем необходимость прекращения ему командованием доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а уже это обстоятельство не позволяло административному истцу замещать указанную воинскую должность.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции по существу является правильным, и судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 29 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Зотова ФИО7 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Воздушно-космическими силами, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.